Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект родительского собрания "Речевая готовность к школе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №1»
Родительское собрание в старше – подготовительной
разновозрастной группе « Речевая готовность к школе»
Составила: воспитатель Иванова А.А.
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у
детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь
по русскому языку и чтению.
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с
требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой
речевой готовностью.
• 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи
учащихся.
Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть
поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые
в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и
чтения. Ознакомимся с основными из них:
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно
явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их
групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5
лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до
начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.
Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием
фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков
речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых
заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка
может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие
приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических
ошибок, неуспеваемости.
И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего
первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и
фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом
знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием
грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных
грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием
связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он
сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности
обучения ребёнка в школе.
Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми
пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей
пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных
текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и
рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать
занятия логопеда.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от
степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых
недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи
оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим
специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей
эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим
результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная
каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических
занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык
правильной речи, который должен контролироваться со стороны
окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах
деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит
в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо
интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться
за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в
домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители
должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для
подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном
русском языке.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного
момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в
школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу
меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый
неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в
игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований,
обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в
школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни,
выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено
школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться
хороших результатов в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному
обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его
успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и
готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области
развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть
трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала
обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты
речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть
трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на
слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой
наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не
сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же
нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного
произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как
проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв,
соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба»,
жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных
ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в
искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны
следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;
раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме»,
наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота»,
печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв
(поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль
легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя
голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного,
даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают
значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности
вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы
навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на
санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один
карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите,
бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать
аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении
морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных
(у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на
санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –
«пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять
вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –
перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при
письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,
пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в
предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие
из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют
человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети
должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей
действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях
пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством
успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам
в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с
нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной
логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех
компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по
русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.