Напоминание

Конспект родительского собрания "Речевая готовность к школе"


Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект родительского собрания "Речевая готовность к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №1»

Родительское собрание в старше – подготовительной

разновозрастной группе « Речевая готовность к школе»

Составила: воспитатель Иванова А.А.

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у

детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь

по русскому языку и чтению.

Задачи:

• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с

требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой

речевой готовностью.

• 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи

учащихся.

Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть

поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые

в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и

чтения. Ознакомимся с основными из них:

Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно

явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их

групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5

лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до

начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.

Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием

фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков

речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых

заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка

может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие

приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических

ошибок, неуспеваемости.

И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего

первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и

фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом

знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием

грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных

грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием

связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он

сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности

обучения ребёнка в школе.

Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми

пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей

пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных

текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и

рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать

занятия логопеда.

Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от

степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых

недостатков предполагает активное участие в нем родителей.

Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи

оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим

специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей

эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим

результатам.

Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная

каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических

занятиях, так и в домашних условиях.

На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык

правильной речи, который должен контролироваться со стороны

окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах

деятельности.

Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит

в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо

интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться

за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в

домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители

должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для

подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном

русском языке.

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного

момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в

школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу

меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый

неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в

игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований,

обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в

школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня,

подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни,

выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено

школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться

хороших результатов в учебе.

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному

обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его

успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Давайте определим:

• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и

готовности овладеть грамотой.

• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области

развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть

трудности при обучении.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала

обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты

речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть

трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на

слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой

наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не

сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же

нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного

произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.

Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как

проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв,

соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба»,

жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных

ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в

искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны

следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;

раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме»,

наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота»,

печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв

(поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль

легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя

голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного,

даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают

значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности

вызывают метафоры и сравнения.

5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы

навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на

санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже

(н-р: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например:один

карандаш, два, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите,

бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать

аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении

морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных

(у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на

санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –

«пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять

вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и

увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –

перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от

существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при

письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,

пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в

предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие

из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют

человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети

должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей

действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях

пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством

успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам

в школе.

Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с

нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной

логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех

компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по

русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.



В раздел образования