Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: Статья
Тема: Использование информационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование информационных технологий
в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ.
Уважаемые педагоги, коллеги!
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость
продиктованная современным образованием.
На сегодняшний день в музыкальном образовании не существует полноценной базы данных.
Поэтому мне на пути создания материалов в электронном виде пришлось длительное время
самостоятельно обучаться компьютерным технологиям.
Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной
деятельности оказывает нам пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного
всем текстового процессора Word другие приложения: Excel для составлении таблиц и расчетах,
Power Point для презентации, Publisher для оформления обложек, титульных листов. Он
позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. А также средства Microsoft Office
Document Scanning для сканирования, распознавания и обработки текстов и изображений.
В процессе аранжировки музыкального сопровождения к мероприятиям и создания аудиофайлов
использую программу Nero 8 и ее приложение Nero Wave Editor.
Возможно при подготовке и проведении музыкального занятия использование готовых
программных продуктов: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа
«Уроки музыки с дирижером Скрипкиным».
Работа музыкального руководителя в ДОУ строится в соответствии с обязанностями и правами,
которые определяют рамки профессиональной деятельности. В обновленной должностной
инструкции музыкального руководителя в ДОУ в 2009 году уточняется, что педагог должен
владеть информационно-коммуникативные технологиями (далее ИКТ или ИТ). В связи с этим
считаю целесообразным использование ИТ в свой профессиональной деятельности. Поскольку
приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с
информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность
деятельности.
Первоначально надо освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, чтобы свободно владеть
программами Microsoft Office: Word, Excel, Publisher, PowerPoint, образовательными
программами.
Ознакомиться с глоссарием, поскольку владение терминами ускоряет процесс овладения
информацией.
Затем, определить тему, цели и задачи работы, подобрать удобные для использования
компьютерные программы и их приложения.
Изучить один — два диска из образовательной коллекции, обязательно проработать все
методические материалы программы.
Выбрать тему, отобрать материал, соответствующий программе, сопоставить со своими
возможностями и видением изучения данной темы коллегами в других ДОУ, спланировать тему,
блок или раздел.
Познакомиться с ресурсами Internet, создать личный сайт для обмена опыта с коллегами,
общения с родителями воспитанников.
Документацией музыкального руководителя являются:
- план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на
три месяца и календарный план на месяц. В перспективном плане ставятся воспитательно-
образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности в каждой
возрастной группе (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное
музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм
музыкальной деятельности по кварталам. В календарном плане обозначены основные виды
музыкальной деятельности, музыкальный репертуар, программное содержание, дополнительный
материал, содержание совместной работы с педагогами и родителями по вопросам музыкального
воспитания детей, определяя направления их участия в развитии музыкальных способностей с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих
способностей.
На учебный год составляются:
- план праздников;
- план развлечений;
- план взаимодействия ДОУ с другими общественными организациями;
В начале и конце учебного года проводится диагностика музыкального воспитания и развития
дошкольников и оформлсяется в таблицах и диаграммах В удобной для ознакомления форме,
раскрыто содержание основных видов деятельности в каждой возрастной группе. Применение
компьютерных технологий в проведении диагностики музыкального развития позволит
музыкальному руководителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения
изучаемого материала у всех детей и своевременно его скорректировать. Наиболее удачной мне
представляется следующая схема.
Предлагаю примерный план отчета по диагностике музыкального развития.
1. Количество воспитанников в данной возрастной группе, сроки проведения.
2. Общая характеристика уровней музыкального развития ребенка (высокий, средний, низкий).
Параметры диагностики в данной возрастной группе.
3. Таблица результатов данного этапа диагностики по разделам музыкального воспитания,
диаграмма уровней музыкального развития.
4. Усвоение программы (II этап) воспитанниками.
5. Выводы.
Отдельным разделом считаю следующую дополнительную документацию:
Анкетирование родителей.
Консультации для родителей.
Сценарии развлечений и праздников.
Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом
совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный и
количественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и
выявленные проблемы, трудности, успешность или незавершенность проведенной работы,
перспективные направления в работе.
График работы на учебный год. Утверждается руководителем дошкольного образовательного
учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с
учетом профессиональной нагрузки.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации музыкального воспитания по работе с
семьей - проведение заседаний семейного клуба «Солнышко». Использование средств ИКТ
позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое
главное позволяет привлечь большее количество воспитанников, их родителей.
Данная тема весьма обширна и возможности ИТ многогранны. На следующем выступлении я
затрону тему об использовании ИКТ в создании дидактических пособий для дошкольников.
На наш взгляд использованием ИКТ должно стать привычным для воспитанников ДОУ, а для
педагогов нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов
инновационной работы в практике работы музыкальных руководителей