Автор: Тощева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: ГБПОУ ИО Иркутский региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Выставочный зал Иркутского регионального колледжа педагогического образования - воспитательное пространство культуры студентов
Раздел: среднее профессиональное
Выставочный зал Иркутского регионального колледжа
педагогического образования - воспитательное пространство культуры
студентов
Тощева Е.Е., к филос.н, преподаватель МХК,
«Дать человеку деятельность, которая бы
наполнила его душу и могла бы наполнять его
вечно, - вот истинная цель воспитания…»
К. Ушинский
Востребованность искусства обществом сегодня может быть напрямую связана с
кризисом цивилизации конца ХХ века. Сегодня в стремительно меняющемся мире с
особой
остротой
обозначилась
проблема
сотрудничества
культуры
и
образования.
Политики и экономисты все отчетливее осознают, что экономические и социальные цели
общества становятся бессмысленными, если при этом не учитываются духовная природа
человека, его потребность в нравственно-эстетических ценностях, носителями которого
является
искусство.
Осознание
этой
истины
породило
в
конце
столетия
новую
образовательную парадигму, суть которой заключается в стремлении к гуманитарному
обновлению
образования.
В
стремлении
осмыслить
ситуацию,
сложившуюся
в
образовании заставило нас искать новые формы, которые помогут преодолеть кризисную
ситуацию - это и привело нас, педагогов организовать в колледже выставочный зал, где
экспонируются произведения живописи сибирских художников. Таким образом, создались
условия для проведения экскурсий по экспозициям картин. Нами были созданы локальные
п р а в о в ы е
а к т ы
и
н о р м а т и в н о е
с о п р о в о ж д е н и е ,
р е г л а м е н т и р у ю щ е е
экскурсионную работу в учебном заведении: положения о выставке, экспонирующей
произведения искусства и программа элективного курса «Экскурсионная работа».
На протяжении столетий музей являлся особого рода школой, в которой человек
учится
быть
человеком.
Эту
школу
не
возможно
окончить,
потому
что
приходя
на
выставку или в любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открываешь для себя
нечто новое. И дело не в информациях о художниках и их творениях, а в сохранении
способности
улавливать
самые
тонкие
токи,
открывать
свое
сердце
живительным
впечатлениям от произведений искусства. Немецкий основатель музейной педагогики
А.Лихтварк, пришедший в искусствоведение из педагогики был убежден, что влияние
искусства
на
широкие
массы
велико
и
художественные
залы,
где
экспонируются
произведения искусства, должны быть местом обучения наряду со школой. Он утверждал,
что педагогический успех учителя напрямую зависит от его внутренней потребности
общения с искусством. Известный философ, представитель русского космизма Н.Федоров
считал
музей
не
столько
образовательным,
сколько
нравственно-воспитательным
учреждением,
где человек наследует истинные ценности. В своей работе «Музей, его
смысл и назначение» Федоров называл музей «высшим учреждением единства». Ученый
видел в нем институт социальной памяти способ воплощения прошедшего в настоящем.
Размышляя о сегодняшнем дне и перспективах завтрашнего дня немецкий философ М.
Хайдегер говорил: «Прошлое – это не то, чего уже нет, но то, что постоянно присутствует
в
Настоящем
и
определяет
собой
как
Настоящее,
так
и
Будущее».
Художественные
произведения сибирских художников способны не только «погружать» зрителя в культуру
прошлого, но связывать ее с ценностями текущего времени и даже уводить в будущее.
Именно
это
качество
и
придает
особую
значимость
в
образовательном
процессе.
Необходимо отметить, что выставочный зал как культурное пространство обладает особой
спецификой - общение с подлинником, что является качественно новым уровнем. Он
позволяет знакомиться не только с творчеством художников Сибири, но и общаться с
творческой
интеллигенцией
города,
носителями
культуры
Сибирского
региона.
Произведения
искусства
художников
Сибири
ориентированы
на
постижение
социокультурной
(художественной)
реальности.
Здесь
«выковываются»
мировоззренческие, гражданские позиции, любовь к родному городу, к Малой Родине, к
неповторимой природе Сибири. Выставочный зал в учебном заведении стал своего рода
самостоятельным образовательным центром. Его «педагогический суверенитет», опираясь
на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается прежде всего в том,
что
создано
уникальное
художественно-временное
пространство.
В
его
среде
есть
возможность
не
только
испытать
эмоциональный
подъем,
очищение,
прикоснуться
к
оригинальному
видению
художника,
а
также
ценностные
жизненные
ориентации,
почувствовать
свое
место
в
истории
своего
региона,
чего
не
могут
дать
другие
образовательные
институты.
Новая
образовательная
парадигма
опирается
на
индивидуализацию и дифференциацию образования.
Художник является философом, психологом и историком, обладающий интуитивным
мышлением. Иркутский художник Карл Шулунов - победитель конкурса национального
бурятского фестиваля «Алтаргана – 2008 - пишет: « …Создавая произведения, художник
живет не торопясь, пытаясь обогнать вечное. Спокойно воспринимает сложности жизни,
словно наблюдая за тем, как бесконечный поток уносит все суетное и временное». Это
доказывают и его картины: «Байкал. Пляска Сармы»,
«Луноликая красавица», «Весна в
Тункинской
долине»,
«Родина
предков»,
«Портрет
Дондока
Цырендонбаева».
Передвижная
выставка
«Голос
предков»
состоялась
при
поддержке
Министерства
культуры
и
архивов
Иркутской
области.
С
большим
интересом
прошли
встречи
художника со студентами колледжа. Карл Ефимович рассказывал об истории бурятского
народа, обычаях и обрядах. О дружбе бурят и русских.
Студентам
педагогического
колледжа
запомнились
выставки
И.А.Бровкина
–
ветерана
педагогического
труда,
участника
ВОВ,
члена
общества
самодеятельных
художников
Иркутска
«Бабр».
Прошла
выставка,
посвященная
Победе
в
Великой
отечественной войне и выставка «Душа моя прекрасному открыта», а также авторская
выставка картин Юрия Стовбы, председателя творческого объединения самодеятельных
художников «Бабр»
«С Иркутском связанные судьбы», «Иркутск, люблю твои края».
Поразила
и
привлекла
большое
внимание
персональная
выставка
художника
Владислава Несынова, члена профессиональной ассоциации художников пластических
искусств, обладателя международной награды им. Поль Харриса за большую работу по
сближению
и
лучшему
взаимопониманию
народов
мира
«Омуль
в
Париже».
Под
руководством Владислава Несынова в колледже прошел перфоманс «Живопись. Музыка.
Храм».
Его
участниками
стали
музыкант
С.Исаев,
художник
из
Сакт-Петербурга,
В. Несынов и студенты педагогического колледжа.
Выставка
картин
и
встреча
с
заслуженным
художником
России,
кандидатом
искусствоведения,
автором
книги
«Художники
Иркутска»,
Татьяны
Ларевой
навсегда
останется в сердцах студентов. Татьяна Ларева необычайно интереснейшая личность. Она
была приглашена в Швейцарский Лозаннский университет, где на славянском факультете
читала цикл лекций по истории искусства Сибири, которые сопровождались персональной
выставкой. Татьяна Ларева проводит мастер классы в педколледже, является участником
научного
студенческого
общества
студентов
специальности
«Изобразительная
деятельность». Студенты колледжа стали частыми гостями ее художественной мастерской.
Потрясающей оказалась выставка «Система Власти» Надежды Гладковой. Студенты
4 курса «Л» написали отзыв на выставку:
«Трудно сказать, в каком стиле написаны
картины,
сюрреализма
или
символизма,
да
и
так
ли
это
важно.
Творчество
этого
художника
вызывает большой интерес, так как заставляет думать и размышлять о
времени, в котором мы живем, вспомнить о своих корнях, о языческой России и трудном
ее историческом пути.
Кто мы? И куда идем? Как может ужиться в русском человеке
добро и зло, любовь и корысть, властолюбие и … Художник не боится говорить жестко и
прямо
о негативных проявлениях в обществе. В картинах это проявляется в колючей
проволоки
вокруг
мирового
древа,
в
образе
черепа
с
кокошником
в
виде
серпа,
символизирующего Гулаг. Надежда Константиновна сильная личность. Она видит нарывы
общества и смело вскрывает их. Зато работы ее учеников пронизаны любовью к России, к
Малой Родине, к природе. Чистые и прозрачные краски акварели заставляют увидеть
другую Россию: нежную, трогательную, сказочную».
Руководство Иркутского государственного педагогического колледжа №1 выразило
огромную
признательность
Гладковой
Надежде
Константиновне
–
директору
художественной
Нерчинской школы за предоставленную выставку «Система власти».
Профессионализм и талант, человеческие качества Надежды Константиновны вызывают
уважение и восхищение. Особый интерес и поддержку преподавателей колледжа вызвал
методический опыт безоценочной системы оценивания учащихся в школе.
Художественное пространство выставочного зала в рамках новой образовательной
парадигмы
является
актуальным
с
его
ориентирами
на
индивидуальный
и
преимущественно
диалоговый
подход,
представляет
собой
идеальную
среду
для
осуществления
перемен
в
образовании
средствами
искусства,
содержит
большой
воспитательный потенциал. Сегодня уже не требует доказательств тот факт, что включение
культуры
и
искусства
в
общеобразовательный
процесс
способствует
формированию
психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном,
стремительно
изменяющемся
мире,
но
и
быть
субъектом
происходящих
в
нем
социокультурных
преобразований.
Ясно,
что
речь
идет
о
формировании
творческой
личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры,
интерпретировать его в
контексте собственной жизни. Именно в художественной среде внешний, отраженный в
памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний – личностный –
неразрывно и вместе с тем органично, ненасильственно сопрягаются.
Общение
с
искусством
в
рамках
выставочного
зала
стало
непрерывным
образованием и выступает естественным сподвижником на пути гуманитарного освоения
научно-технических
достижений,
приводит
молодого
человека
к
культуро-
и
природосообразности. Именно в культурном пространстве выставочного зала на основе
междисциплинарного и полихудожественного подходов с наибольшей эффективностью
формируется
художественное
восприятие
в
сочетании
с
ценностным
отношением
к
культурно-историческому
и
художественному
наследию
Сибири.
Культурное
пространство выставочного зала позволяет придать большую мягкость решению многих
социальных
задач
и
особенно
молодежных
проблем.
Эммануил
Кант,
размышляя
об
изобразительном искусстве говорил, что «среди изобразительных искусств я отдал бы
предпочтение живописи, отчасти потому, что она как искусство рисунка лежит в основе
всех других изобразительных искусств, отчасти потому, что она гораздо дальше проникает
в область идей и соответственно этому может больше расширить поле созерцания, чем это
возможно для всех других искусств» если общение с ним стало постоянной душевной
потребностью.
В наши дни музейная педагогика наиболее активно развивающееся направление,
становящееся все более привычным
в практике современного учебного процесса. Мы
осознаем, что в общении с искусством, эффективно осуществляется принцип гуманизации
личности,
приходит
понимание
истинных
ценностей,
формируются
эмоции,
чувства,
переживания, способные оказывать мощнейшее влияние на дальнейшую жизнь человека.
Не наука и техника, а гуманитарная культура – важнейшая панацея от «расчеловечевания»,
дегуманизации
человека
и
общества.
Д.Достоевский
сказал:
«Там,
где
образование
начинается
с
техники…
никогда
не
появляется
Аристотелей.
Напротив,
замечалось
необычайное сужение и скудность мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля, тотчас же
дело сопровождалось великими техническими открытиями…».
Экскурсия
является
самой
активной
формой
работы
в
учебно-воспитательном
процессе. Сейчас в собственности колледжа насчитывается 20 картин
- членов союза
художников России, в том числе художников г. Саянска - В. Кузнецова., А.Знаменского;
иркутских
художников
-
Е.Турунова,
В.Мошкина,
Т.Ларевой
и
других,
а
также
приобретена коллекция художественных фотографий известных фотохудожников Елены и
Геннадия Курловичей, известных за рубежом.
Художественная
галерея
педагогического
колледжа
воспитывает
культурную
личность, формирует духовность, ликвидирует нравственные пробелы. Выставочный зал –
феномен Иркутского регионального колледжа педагогического образования.