Напоминание

Выставочный зал Иркутского регионального колледжа педагогического образования - воспитательное пространство культуры студентов


Автор: Тощева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: ГБПОУ ИО Иркутский региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Выставочный зал Иркутского регионального колледжа педагогического образования - воспитательное пространство культуры студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Выставочный зал Иркутского регионального колледжа

педагогического образования - воспитательное пространство культуры

студентов

Тощева Е.Е., к филос.н, преподаватель МХК,

«Дать человеку деятельность, которая бы

наполнила его душу и могла бы наполнять его

вечно, - вот истинная цель воспитания…»

К. Ушинский

Востребованность искусства обществом сегодня может быть напрямую связана с

кризисом цивилизации конца ХХ века. Сегодня в стремительно меняющемся мире с

особой

остротой

обозначилась

проблема

сотрудничества

культуры

и

образования.

Политики и экономисты все отчетливее осознают, что экономические и социальные цели

общества становятся бессмысленными, если при этом не учитываются духовная природа

человека, его потребность в нравственно-эстетических ценностях, носителями которого

является

искусство.

Осознание

этой

истины

породило

в

конце

столетия

новую

образовательную парадигму, суть которой заключается в стремлении к гуманитарному

обновлению

образования.

В

стремлении

осмыслить

ситуацию,

сложившуюся

в

образовании заставило нас искать новые формы, которые помогут преодолеть кризисную

ситуацию - это и привело нас, педагогов организовать в колледже выставочный зал, где

экспонируются произведения живописи сибирских художников. Таким образом, создались

условия для проведения экскурсий по экспозициям картин. Нами были созданы локальные

п р а в о в ы е

а к т ы

и

н о р м а т и в н о е

с о п р о в о ж д е н и е ,

р е г л а м е н т и р у ю щ е е

экскурсионную работу в учебном заведении: положения о выставке, экспонирующей

произведения искусства и программа элективного курса «Экскурсионная работа».

На протяжении столетий музей являлся особого рода школой, в которой человек

учится

быть

человеком.

Эту

школу

не

возможно

окончить,

потому

что

приходя

на

выставку или в любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открываешь для себя

нечто новое. И дело не в информациях о художниках и их творениях, а в сохранении

способности

улавливать

самые

тонкие

токи,

открывать

свое

сердце

живительным

впечатлениям от произведений искусства. Немецкий основатель музейной педагогики

А.Лихтварк, пришедший в искусствоведение из педагогики был убежден, что влияние

искусства

на

широкие

массы

велико

и

художественные

залы,

где

экспонируются

произведения искусства, должны быть местом обучения наряду со школой. Он утверждал,

что педагогический успех учителя напрямую зависит от его внутренней потребности

общения с искусством. Известный философ, представитель русского космизма Н.Федоров

считал

музей

не

столько

образовательным,

сколько

нравственно-воспитательным

учреждением,

где человек наследует истинные ценности. В своей работе «Музей, его

смысл и назначение» Федоров называл музей «высшим учреждением единства». Ученый

видел в нем институт социальной памяти способ воплощения прошедшего в настоящем.

Размышляя о сегодняшнем дне и перспективах завтрашнего дня немецкий философ М.

Хайдегер говорил: «Прошлое – это не то, чего уже нет, но то, что постоянно присутствует

в

Настоящем

и

определяет

собой

как

Настоящее,

так

и

Будущее».

Художественные

произведения сибирских художников способны не только «погружать» зрителя в культуру

прошлого, но связывать ее с ценностями текущего времени и даже уводить в будущее.

Именно

это

качество

и

придает

особую

значимость

в

образовательном

процессе.

Необходимо отметить, что выставочный зал как культурное пространство обладает особой

спецификой - общение с подлинником, что является качественно новым уровнем. Он

позволяет знакомиться не только с творчеством художников Сибири, но и общаться с

творческой

интеллигенцией

города,

носителями

культуры

Сибирского

региона.

Произведения

искусства

художников

Сибири

ориентированы

на

постижение

социокультурной

(художественной)

реальности.

Здесь

«выковываются»

мировоззренческие, гражданские позиции, любовь к родному городу, к Малой Родине, к

неповторимой природе Сибири. Выставочный зал в учебном заведении стал своего рода

самостоятельным образовательным центром. Его «педагогический суверенитет», опираясь

на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается прежде всего в том,

что

создано

уникальное

художественно-временное

пространство.

В

его

среде

есть

возможность

не

только

испытать

эмоциональный

подъем,

очищение,

прикоснуться

к

оригинальному

видению

художника,

а

также

ценностные

жизненные

ориентации,

почувствовать

свое

место

в

истории

своего

региона,

чего

не

могут

дать

другие

образовательные

институты.

Новая

образовательная

парадигма

опирается

на

индивидуализацию и дифференциацию образования.

Художник является философом, психологом и историком, обладающий интуитивным

мышлением. Иркутский художник Карл Шулунов - победитель конкурса национального

бурятского фестиваля «Алтаргана – 2008 - пишет: « …Создавая произведения, художник

живет не торопясь, пытаясь обогнать вечное. Спокойно воспринимает сложности жизни,

словно наблюдая за тем, как бесконечный поток уносит все суетное и временное». Это

доказывают и его картины: «Байкал. Пляска Сармы»,

«Луноликая красавица», «Весна в

Тункинской

долине»,

«Родина

предков»,

«Портрет

Дондока

Цырендонбаева».

Передвижная

выставка

«Голос

предков»

состоялась

при

поддержке

Министерства

культуры

и

архивов

Иркутской

области.

С

большим

интересом

прошли

встречи

художника со студентами колледжа. Карл Ефимович рассказывал об истории бурятского

народа, обычаях и обрядах. О дружбе бурят и русских.

Студентам

педагогического

колледжа

запомнились

выставки

И.А.Бровкина

ветерана

педагогического

труда,

участника

ВОВ,

члена

общества

самодеятельных

художников

Иркутска

«Бабр».

Прошла

выставка,

посвященная

Победе

в

Великой

отечественной войне и выставка «Душа моя прекрасному открыта», а также авторская

выставка картин Юрия Стовбы, председателя творческого объединения самодеятельных

художников «Бабр»

«С Иркутском связанные судьбы», «Иркутск, люблю твои края».

Поразила

и

привлекла

большое

внимание

персональная

выставка

художника

Владислава Несынова, члена профессиональной ассоциации художников пластических

искусств, обладателя международной награды им. Поль Харриса за большую работу по

сближению

и

лучшему

взаимопониманию

народов

мира

«Омуль

в

Париже».

Под

руководством Владислава Несынова в колледже прошел перфоманс «Живопись. Музыка.

Храм».

Его

участниками

стали

музыкант

С.Исаев,

художник

из

Сакт-Петербурга,

В. Несынов и студенты педагогического колледжа.

Выставка

картин

и

встреча

с

заслуженным

художником

России,

кандидатом

искусствоведения,

автором

книги

«Художники

Иркутска»,

Татьяны

Ларевой

навсегда

останется в сердцах студентов. Татьяна Ларева необычайно интереснейшая личность. Она

была приглашена в Швейцарский Лозаннский университет, где на славянском факультете

читала цикл лекций по истории искусства Сибири, которые сопровождались персональной

выставкой. Татьяна Ларева проводит мастер классы в педколледже, является участником

научного

студенческого

общества

студентов

специальности

«Изобразительная

деятельность». Студенты колледжа стали частыми гостями ее художественной мастерской.

Потрясающей оказалась выставка «Система Власти» Надежды Гладковой. Студенты

4 курса «Л» написали отзыв на выставку:

«Трудно сказать, в каком стиле написаны

картины,

сюрреализма

или

символизма,

да

и

так

ли

это

важно.

Творчество

этого

художника

вызывает большой интерес, так как заставляет думать и размышлять о

времени, в котором мы живем, вспомнить о своих корнях, о языческой России и трудном

ее историческом пути.

Кто мы? И куда идем? Как может ужиться в русском человеке

добро и зло, любовь и корысть, властолюбие и … Художник не боится говорить жестко и

прямо

о негативных проявлениях в обществе. В картинах это проявляется в колючей

проволоки

вокруг

мирового

древа,

в

образе

черепа

с

кокошником

в

виде

серпа,

символизирующего Гулаг. Надежда Константиновна сильная личность. Она видит нарывы

общества и смело вскрывает их. Зато работы ее учеников пронизаны любовью к России, к

Малой Родине, к природе. Чистые и прозрачные краски акварели заставляют увидеть

другую Россию: нежную, трогательную, сказочную».

Руководство Иркутского государственного педагогического колледжа №1 выразило

огромную

признательность

Гладковой

Надежде

Константиновне

директору

художественной

Нерчинской школы за предоставленную выставку «Система власти».

Профессионализм и талант, человеческие качества Надежды Константиновны вызывают

уважение и восхищение. Особый интерес и поддержку преподавателей колледжа вызвал

методический опыт безоценочной системы оценивания учащихся в школе.

Художественное пространство выставочного зала в рамках новой образовательной

парадигмы

является

актуальным

с

его

ориентирами

на

индивидуальный

и

преимущественно

диалоговый

подход,

представляет

собой

идеальную

среду

для

осуществления

перемен

в

образовании

средствами

искусства,

содержит

большой

воспитательный потенциал. Сегодня уже не требует доказательств тот факт, что включение

культуры

и

искусства

в

общеобразовательный

процесс

способствует

формированию

психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном,

стремительно

изменяющемся

мире,

но

и

быть

субъектом

происходящих

в

нем

социокультурных

преобразований.

Ясно,

что

речь

идет

о

формировании

творческой

личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры,

интерпретировать его в

контексте собственной жизни. Именно в художественной среде внешний, отраженный в

памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний – личностный –

неразрывно и вместе с тем органично, ненасильственно сопрягаются.

Общение

с

искусством

в

рамках

выставочного

зала

стало

непрерывным

образованием и выступает естественным сподвижником на пути гуманитарного освоения

научно-технических

достижений,

приводит

молодого

человека

к

культуро-

и

природосообразности. Именно в культурном пространстве выставочного зала на основе

междисциплинарного и полихудожественного подходов с наибольшей эффективностью

формируется

художественное

восприятие

в

сочетании

с

ценностным

отношением

к

культурно-историческому

и

художественному

наследию

Сибири.

Культурное

пространство выставочного зала позволяет придать большую мягкость решению многих

социальных

задач

и

особенно

молодежных

проблем.

Эммануил

Кант,

размышляя

об

изобразительном искусстве говорил, что «среди изобразительных искусств я отдал бы

предпочтение живописи, отчасти потому, что она как искусство рисунка лежит в основе

всех других изобразительных искусств, отчасти потому, что она гораздо дальше проникает

в область идей и соответственно этому может больше расширить поле созерцания, чем это

возможно для всех других искусств» если общение с ним стало постоянной душевной

потребностью.

В наши дни музейная педагогика наиболее активно развивающееся направление,

становящееся все более привычным

в практике современного учебного процесса. Мы

осознаем, что в общении с искусством, эффективно осуществляется принцип гуманизации

личности,

приходит

понимание

истинных

ценностей,

формируются

эмоции,

чувства,

переживания, способные оказывать мощнейшее влияние на дальнейшую жизнь человека.

Не наука и техника, а гуманитарная культура – важнейшая панацея от «расчеловечевания»,

дегуманизации

человека

и

общества.

Д.Достоевский

сказал:

«Там,

где

образование

начинается

с

техники…

никогда

не

появляется

Аристотелей.

Напротив,

замечалось

необычайное сужение и скудность мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля, тотчас же

дело сопровождалось великими техническими открытиями…».

Экскурсия

является

самой

активной

формой

работы

в

учебно-воспитательном

процессе. Сейчас в собственности колледжа насчитывается 20 картин

- членов союза

художников России, в том числе художников г. Саянска - В. Кузнецова., А.Знаменского;

иркутских

художников

-

Е.Турунова,

В.Мошкина,

Т.Ларевой

и

других,

а

также

приобретена коллекция художественных фотографий известных фотохудожников Елены и

Геннадия Курловичей, известных за рубежом.

Художественная

галерея

педагогического

колледжа

воспитывает

культурную

личность, формирует духовность, ликвидирует нравственные пробелы. Выставочный зал –

феномен Иркутского регионального колледжа педагогического образования.



В раздел образования