Напоминание

Нравственно-духовное воспитание детей дошкольного возраста путем приобщения к народной культуре


Автор: Акберова Гульшат Гадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-духовное воспитание детей дошкольного возраста путем приобщения к народной культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: «Нравственно-духовное воспитание детей дошкольного возраста

путем приобщения к народной культуре"

Современное дошкольное образование обращает много внимания на

всестороннее развитие подрастающего поколения. Воспитание детей в

духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление

системы преемственности народных традиций является одним из способов

преодоления кризисной ситуаций.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи,

содержание,

технологии

воспитания

ориентированы

на развитие и

социализацию

личности

как

субъекта этноса,

и

как

гражданина

многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных

этнических групп;

- развитие устойчивого

интереса

к

познанию

и

принятию

иных

культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории

и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного

разнообразия.

Дошкольный

возраст характеризуется

интенсивным

вхождением

в

социальный

мир,

формированием

у детей начальных

представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной

осведомленности.

Поэтому

к

главным

компонентам

формирования этнокультурной компетентности является создание условий

для:

-

целостного развития личности

ребенка

через

приобщение

его

к

традиционной народной культуре;

- воспитания и уважения к культуре межнационального общения,

толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также

создание

педагогических

условий

формирования этнокультурных

компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним

из

важных

педагогических

аспектов

формирования этнокультурной

компетентности

дошкольников является

активное

включение

родителей

в

эту

деятельность.

Цель

такого

взаимодействия

с

семьями

является

вовлечение

родителей

в этнокультурный образовательный

процесс,

включающий

физическое,

эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций

народной

культуры.

Формируя этнокультурную

компетентность

дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и

добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы,

участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши

дети, люди нового поколения - всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в

изобилии несут в себе народное творчество и быт русского и татарского

народов. Сказки, загадки, поговорки, пословицы - представляют настоящую

сокровищницу

народной

мудрости.

Песня,

музыка,

пляски

передают

гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты

характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических

групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру

народов,

но

эта

деятельность

способствует

успешному развитию

дошкольников основных психологических процессов (память, внимание,

мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

Русское и татарское народное творчество: сказки, игры, песни легли в

основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы.

Большое внимание уделяется следующим видам работы:

- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

- знакомство с русскими и татарскими народными игрушками и играми;

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей - это конечно, народные

потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных

моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки,

ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили", "Устек, устек...",

"песи, песи, пескэем..."

Пословицы и поговорки в народе называют крылатыми словами, народы

востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные

поговорки

и

пословицы

часто

используются

как

в

специально

организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается

внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим

о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не

поймаешь», «Меньше говори -

больше делай» у русских - «Без труда не

вынешь и рыбку из пруда», «Делу время - потехе час».

В

младших

группах

идет

приобщение детей

к

народной

игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.).

От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче

игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных

действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только

любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к

играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки,

Масленица, Нардуган, Науруз, Сабантуй и другие. Дети знакомятся с

христианскими

праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного

возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в

действии. Хорошо

продемонстрировать

традиционные национальные

костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют

возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую

одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в

современном языке народных слов, объясняя при этом их значение ("чугунок,

ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина" и т. д.)

Старинная мудрость напоминает нам:

«Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они

являются

носителями

народной

культуры,

воспитывать детей в

национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях

положительно

влияет

на

духовное

и

эстетическое развитие

детей.

Продуктивное

использование

прогрессивного

опыта этнокультурного

воспитания

детей предполагает

не

простое

заимствование

идей

и

практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных

тенденций образования:

гуманизации,

активности

процесса

обучения,

духовно-нравственного

и

личностного развития, развития патриотических

чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Современная

система дошкольного образования

и

ее

содержание

в

контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к

местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных

принципов дошкольного

образования является учёт этнокультурной

ситуации развития ребёнка.

Идеи

этнопедагогики

и

формирования

национального

самосознания детей и

юношества

достойных

представителей

своего этноса, носителей своей национальной культуры, приобретают все

большее

общественное

значение,

становятся

задачей

государственной

важности.

В дошкольном

возрасте необходимо

организовать

доминанту

в

формировании основ социализации в становлении и развитии личности

ребенка. И на сегодняшний момент, по моему мнению, доминантой будет

являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Именно

поэтому на

современном

этапе

одной из важных

задач

образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной

функции.

Введение

регионального

компонента

в

содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду

систематическую

и

целенаправленную работу

по

ознакомлению

дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края

на уровне доступном их пониманию.

Воспитательно-образовательный процесс при изучении этнокультурного

компонента

в

дошкольном учреждении

будет

более

эффективным

и

продуктивным посредством использования игровых технологий, которые

включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов

организации педагогического процесса в форме различных педагогических

игр.

Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную

цель своей работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и

традициям родного края посредством игровых технологий.

Новизна опыта -

ориентирована на вступивший в силу Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в

котором говорится, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное

общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской

деятельности, а ведущее место среди которых отводится игре. Вся его

деятельность основана на игре. Через все многообразие мордовских

национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для

воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному

духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику

приобщения детей

к

народной

культуре,

опираясь

на

народный опыт. Отобрать

и

проанализировать

фольклорный

материал (народные

игры) и

показать

пути

его

включения

в

жизнедеятельность детского сада.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на

приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость

родной культуры, природы, на чувстве гордости, уважения и любви к малой

родине, опираясь на следующие принципы:

- принцип регионального компонента;

- принцип научности и доступности понятий;

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и

традициям других народов не огранивает использование других

технологий:

• технология личностно-ориентированного

взаимодействия

педагога

с

детьми;

• технология исследовательской деятельности;

• технология проектной деятельности.

• информационно-коммуникативные технологии.

Технология

опыта.

Система

конкретных

педагогических

действий,

содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На начальном этапе я начинала свою работу с того, что выявила степень

сформированности у дошкольников игровых навыков. Для этого был

проведен

первичный

мониторинг,

который

обозначил

проблему

и

противоречие.

Особое место здесь, конечно же, уделено играм -

подвижным и

дидактическим.

Совместно с детьми изучали и играли в разные подвижные игры

народов Поволжья.

Организовывала показ сказок, презентаций, что позволяет нам донести

до детей нравственные ценности народа, колорит его обычаев.

Знакомила детей с различными жанрами художественной литературы:

рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми

является сказка. Вместе с детьми обыгрывали литературные произведения.

Это позволяет сформировать интерес к

национальной культуре, к ее

традициям.

Для лучшего понимания народного слова разучивала с детьми потешки,

пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывали загадки

народов Поволжья.

Рассматривала

с

детьми

книжные

иллюстрации,

репродукции (рассматривание

национального

костюма,

узора) что

позволило донести до детей самобытность и колорит народа.

В процессе знакомства дошкольников с культурой и традициями родного

края проводились беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы

воспитателя («Мой Татарстан», «Игры моего народа»).

Этнокультурное образование - это образование, направленное на защиту и

развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к

родному языку и культуре своего народа.

Основная цель этнокультурного образования - это воспитание духовно-

нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей

семьи, этноса.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в

истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить

в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их

сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать

детям то ценное, что создано народом за его историю.



В раздел образования