Авторы: Шереметова Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Шереметова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание звуковой культуры речи у дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольника
Детство – это время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее
сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способно-
стей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-
практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, перво-
открывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем
значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образова-
тельные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет
решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в на-
чальной, а затем и в средней школе. Уровни речевого развития детей одного возраста бы-
вают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном
возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование
правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового
аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонацион-
ными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сфор-
мировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. В этом воз-
расте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свой-
ства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются
индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том
числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у де-
тей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему
этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически
правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание
своих произносительных умений.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении - одна их важнейших педагогиче-
ских задач, где комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей,
способствует развитию фонематического слуха. Речь - это важнейшая творческая пси-
хическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к
познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вну-
треннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культу-
рами, где воспитатель в данном аспекте должен научить ребенка:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
При это дошкольник уже может сформировать устойчивый интерес к устному народ-
ному творчеству, которое вызывает у него желание слушать народные сказки, что в
полной мере должно развивать у него умение понимать содержание произведений ма-
лых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога, стимулировать ак-
тивность детей в звукоподражании, вызывать желание наблюдать за действиями педа-
гога, стремление понять содержание усвоенного материала.
Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, пони-
мать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога.
Вызывать желание слушать русскую народную сказку, наблюдая за действиями педаго-
га. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Побуждать их
включаться в игру, предложенную взрослым.
В течение двух лет я углубленно работаю над темой: «Развитие моторных навыков у
детей дошкольного возраста как один из методов развития речи».
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и да-
рования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ру-
чейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изоб-
ретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием
труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимо-
действия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в дет-
ской руке, тем ребенок умнее».
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от паль-
цев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет ло-
гически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Художественное творчество: Чтение художественной литературы: знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки
спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения. развивается интерес к
произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки,
потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию
сказки.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в пер-
вый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овла-
дением навыков письма. Письмо первоклассника - это продукция работы мелких мышц
руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнени-
ях. И труд, и упражнения - это не обязательно письмо. Рисование, которым любят зани-
маться дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие
мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимна-
стика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой
группе.
Целью воспитательской работы с дошкольником стало развитие и него мелкой мотори-
ки в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Актуальность та-
кой работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по раз-
витию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранение психического и
физического развития ребенка, а самое главное подготавливает ребенка к школе.
Данная работа позволяет занимать детей в свободное от организованной образова-
тельной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образователь-
ную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образователь-
ной деятельности. Цель - приобщение к художественному слову. Обогащение словар-
ного запаса. Где главной задачей для воспитателя является:
- создание условий для развития творческой активности детей.
- формирование опыта социальных навыков поведения, создавать условия для развития
творческой активности детей.
- целенаправленно активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру
речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интона-
ция, мимика, пантомимика).
- совершенствование артистических навыков у детей в плане переживания и воплоще-
ния образа, а также их исполнительские умения.
- формирование у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитирова-
ние характерных движений сказочных животных.
Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развити-
ем артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, различных чистогово-
рок, потешек.