Напоминание

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольника


Авторы: Шереметова Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Шереметова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание звуковой культуры речи у дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание звуковой культуры речи у дошкольника

Детство – это время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее

сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способно-

стей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-

практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, перво-

открывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем

значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образова-

тельные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет

решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в на-

чальной, а затем и в средней школе. Уровни речевого развития детей одного возраста бы-

вают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном

возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование

правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового

аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонацион-

ными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сфор-

мировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. В этом воз-

расте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свой-

ства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются

индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том

числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у де-

тей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему

этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически

правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание

своих произносительных умений.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении - одна их важнейших педагогиче-

ских задач, где комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей,

способствует развитию фонематического слуха. Речь - это важнейшая творческая пси-

хическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к

познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вну-

треннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культу-

рами, где воспитатель в данном аспекте должен научить ребенка:

- развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

- развивать артикуляционный аппарат;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков,

- формировать навыки самоконтроля и самооценки,

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

При это дошкольник уже может сформировать устойчивый интерес к устному народ-

ному творчеству, которое вызывает у него желание слушать народные сказки, что в

полной мере должно развивать у него умение понимать содержание произведений ма-

лых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога, стимулировать ак-

тивность детей в звукоподражании, вызывать желание наблюдать за действиями педа-

гога, стремление понять содержание усвоенного материала.

Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, пони-

мать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога.

Вызывать желание слушать русскую народную сказку, наблюдая за действиями педаго-

га. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Побуждать их

включаться в игру, предложенную взрослым.

В течение двух лет я углубленно работаю над темой: «Развитие моторных навыков у

детей дошкольного возраста как один из методов развития речи».

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и да-

рования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ру-

чейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изоб-

ретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием

труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимо-

действия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в дет-

ской руке, тем ребенок умнее».

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от паль-

цев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет ло-

гически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Художественное творчество: Чтение художественной литературы: знакомятся с

литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки

спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения. развивается интерес к

произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки,

потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию

сказки.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в пер-

вый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овла-

дением навыков письма. Письмо первоклассника - это продукция работы мелких мышц

руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнени-

ях. И труд, и упражнения - это не обязательно письмо. Рисование, которым любят зани-

маться дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие

мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимна-

стика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой

группе.

Целью воспитательской работы с дошкольником стало развитие и него мелкой мотори-

ки в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. Актуальность та-

кой работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по раз-

витию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию

интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранение психического и

физического развития ребенка, а самое главное подготавливает ребенка к школе.

Данная работа позволяет занимать детей в свободное от организованной образова-

тельной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образователь-

ную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образователь-

ной деятельности. Цель - приобщение к художественному слову. Обогащение словар-

ного запаса. Где главной задачей для воспитателя является:

- создание условий для развития творческой активности детей.

- формирование опыта социальных навыков поведения, создавать условия для развития

творческой активности детей.

- целенаправленно активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру

речи, интонационный строй, диалогическую речь.

- обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интона-

ция, мимика, пантомимика).

- совершенствование артистических навыков у детей в плане переживания и воплоще-

ния образа, а также их исполнительские умения.

- формирование у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитирова-

ние характерных движений сказочных животных.

Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развити-

ем артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, различных чистогово-

рок, потешек.



В раздел образования