Напоминание

"Воспитание дошкольников в условиях современного общества"


Автор: Федотова Надежда Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Республика Мордовия,город Саранск
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Воспитание дошкольников в условиях современного общества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание дошкольника в условиях современного

общества.

Федотова Надежда Анатольевна

инструктор по физической культуре

Основная тема, проходящая сквозь всю работу – это обучение и воспитание

детей согласно требованиям современного общества, а также возможность

воспитателей в использовании творческого подхода в работе с детьми.

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» -

фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так

как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого

надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание было, есть и

будет одним из самых важных систем человеческой деятельности. Однако

отмечу, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что

воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными»

беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в

ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором

находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное

поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда,

когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка

даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими

людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с

друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое

значение.

Воспитание начинается в семье - это истина. Семья, детский сад и другие

службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах

воспитания – это одна из проблем современности. Это подчас не всегда

выполнимая задача. При индивидуализации процесса воспитания, необходима

полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на

практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ,

дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому

воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс.

В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального

информационного

общества.

С

самого

рождения

они

сталкиваются

с

современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры,

планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики,

новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный

ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный,

раскрепощённый

и

застенчивый,

поверхностный

и

глубоко

мыслящий,

беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к

восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные

выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном

взрослении современных детей. Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из

наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую

информированность, возникает третья проблема. Очень быстро увеличивается

число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с

нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.

Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут

сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса.

Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и

гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании

условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а

также двигательного опыта и физического здоровья.

У современных детей повышены тревожность и агрессия - это четвертая

проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке

общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации.

Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в

детской

инициативности

и

самостоятельности.

У

современных

детей

преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.

Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют,

развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений

(семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок

выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности).

При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в

собственных силах.

Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в

профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно,

чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для

достижения высоких результатов.

Использование ИКТ при организации воспитательно - образовательного

процесса с

детьми повышает познавательную

активность

и мотивацию

дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию

способностей.

Я

не

стану

перечислять

все

используемые

современные

технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид

восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную

сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои

ценностные ориентации.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования.

Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и

категориям. Проблема для родителей - какой детский сад выбрать? С одной

стороны,

это

позволяет

отдать

ребенка

в

образовательное

учреждение,

соответствующее их запросам. Организация работы с маленькими детьми в

современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и

личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты,

получившие образование, практически не идут работать в детские сады - это

тоже проблема современности. Причина этого не просто маленькая, а мизерная

зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском

саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу,

требует огромных физических сил и душевных затрат. И только такие педагоги

смогут достойно воспитать детей.

В заключение хочется сказать, что сравнивая современного дошкольника со

сверстником

конца

XX

века,

становятся

очевидными

различия

в

мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И

невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять

традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога –

личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение

инновационными технологиями.

Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества

создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество

детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского

сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы

общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям.

Список литературы

1.

Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических

чтений. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. -

259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.

2.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,

2010.

3.Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-

коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ

Сфера, 2015. – 160 с.

4.Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.

5.Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и

спорта. - М., 2000. - 480с.



В раздел образования