Автор: Федотова Надежда Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Республика Мордовия,город Саранск
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Воспитание дошкольников в условиях современного общества"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание дошкольника в условиях современного
общества.
Федотова Надежда Анатольевна
инструктор по физической культуре
Основная тема, проходящая сквозь всю работу – это обучение и воспитание
детей согласно требованиям современного общества, а также возможность
воспитателей в использовании творческого подхода в работе с детьми.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» -
фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так
как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого
надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание было, есть и
будет одним из самых важных систем человеческой деятельности. Однако
отмечу, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что
воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными»
беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в
ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором
находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное
поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда,
когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка
даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими
людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с
друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое
значение.
Воспитание начинается в семье - это истина. Семья, детский сад и другие
службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах
воспитания – это одна из проблем современности. Это подчас не всегда
выполнимая задача. При индивидуализации процесса воспитания, необходима
полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на
практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ,
дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому
воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс.
В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального
информационного
общества.
С
самого
рождения
они
сталкиваются
с
современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры,
планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики,
новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный
ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный,
раскрепощённый
и
застенчивый,
поверхностный
и
глубоко
мыслящий,
беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к
восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные
выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном
взрослении современных детей. Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из
наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую
информированность, возникает третья проблема. Очень быстро увеличивается
число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с
нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.
Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут
сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса.
Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и
гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании
условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а
также двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышены тревожность и агрессия - это четвертая
проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке
общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации.
Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в
детской
инициативности
и
самостоятельности.
У
современных
детей
преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.
Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют,
развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений
(семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок
выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности).
При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в
собственных силах.
Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно,
чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для
достижения высоких результатов.
Использование ИКТ при организации воспитательно - образовательного
процесса с
детьми повышает познавательную
активность
и мотивацию
дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию
способностей.
Я
не
стану
перечислять
все
используемые
современные
технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид
восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную
сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои
ценностные ориентации.
В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования.
Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и
категориям. Проблема для родителей - какой детский сад выбрать? С одной
стороны,
это
позволяет
отдать
ребенка
в
образовательное
учреждение,
соответствующее их запросам. Организация работы с маленькими детьми в
современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и
личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты,
получившие образование, практически не идут работать в детские сады - это
тоже проблема современности. Причина этого не просто маленькая, а мизерная
зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском
саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу,
требует огромных физических сил и душевных затрат. И только такие педагоги
смогут достойно воспитать детей.
В заключение хочется сказать, что сравнивая современного дошкольника со
сверстником
конца
XX
века,
становятся
очевидными
различия
в
мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И
невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять
традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога –
личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение
инновационными технологиями.
Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества
создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество
детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского
сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы
общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям.
Список литературы
1.
Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических
чтений. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. -
259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
2.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,
2010.
3.Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-
коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2015. – 160 с.
4.Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.
5.Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. - М., 2000. - 480с.