Автор: Шейкина Любовь Григорьевна
Должность: преподаватель изобразительных искусств
Учебное заведение: МАУ "Школа искусств"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Дорога в мир прекрасного..."
Раздел: дополнительное образование
«Дорога в мир прекрасного…»
«Ребёнок – дерево в зерне,
человек в возможности».
В.Г.Белинский
Любовь Григорьевна Шейкина,
преподаватель
изобразительного искусства
МАУ «Школа искусств»
г. Когалыма
Каждому учителю необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том,
чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру
детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира
Детства. Подняться, а не снизойти.
1
Каждый человек, даже не имеющий прямого,
ежедневного отношения к искусству, должен с
детства узнать и полюбить то, без чего невозможно
полноценно,
достойно
прожить жизнь.
Образование–
это
духовное
воспроизводство
индивидуальной
и
общественной
жизни,
выступает
как
цель,
результат,
процесс,
форма
и
средство
освоения
человеком
культуры в целом и эстетической, духовной,
интеллектуальной.
Именно
жизнь,
соответствующая своему понятию, постигнутая
1
И.В. Лопухова. Духовное воспитание на уроках изобразительного искусства. Искусство и
образование.- №6 (32) 2004-с.4-31.
Алатырева Дарья, 16лет.
«Мир детства»
Крюкова Ангелина,15 лет.
«Воспоминания о
«БИТЛЗ»
человеком посредством различных учебных
предметов и образовательно-воспитательных
программ, с помощью которых постигается
закономерность жизни, и есть высшая цель и
всеобщий смысл образования.
Детская
школа
искусств
основывается
на
обучении развивающей и творческой личности,
для развертывания различных способностей, в
области
искусства
создавая
условия
для
формирования человека-творца, подвижника,
носителя культуры, способного наилучшим
образом проявлять себя в профессиональной
деятельности, в общественной жизни.
М.Шагал
писал:
«Искусство
–
это
состояние души, а душа свята у всех нас, ходящих по этой грешной земле».
Язык искусства создаётся человеком и невозможно представить себе
духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.
Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает,
кроме самих звуков и их сочинений, еще что-то другое, что можно назвать
внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем
ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый,
несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз,
а то невысказанное, о чём они говорят,
воспринимает непосредственно наша душа.
Искусство прекрасно и впечатляюще. Это
пища для ума и сердца. Оно обладает
чудесным влиянием на сердца детей, ибо
сердца их чисты, и всё это имеет огромное
воздействие
на
них.
Скрытые
таланты,
которыми наделены сердца детей, могут
раскрыться под
воздействием педагога,
родителя и гармонической взаимосвязи с
окружающим
его
миром.
Развитее
пробуждает
потребность
в
самосовершенствовании,
духовном
восхождении,
выражающимся
в
гармоничном взаимодействии с окружающим миром и самим собой, в
условиях выступающим стержнем саморазвития.
Одноворченко Марина, 15 лет.
«Мама»
Петрова Алёна,15 лет.
«Портрет брата»
Одна из главных педагогических задач
заключается в том:
-
чтобы
культивировать
в
детях
стремление
к
самопознанию
и
самосовершенствованию;
- развитие творческого самовыражения
учащихся, основанное на прочных знаниях
специальных дисциплин в школе искусств;
- помогать им, раскрыть в себе умение
видеть;
-
обрести
потребность
в
собственном
взгляде на многие вещи.
Известно, что духовный опыт раздвигает
границы восприятия, расширяет диапазон
перцептивных
возможностей,
повышает
ответственность за содержание мысли. Другими словами,
широта и глубина восприятия зависят от уровня сознания, развитое сознание
позволяет личности реализовать весь свой потенциал на благо себе и
другим.
2
Способствуя личностному росту каждого ребёнка, помогая ему раскрыть
свой потенциал, на примерах творческих работ художников, вглядываясь в
себя и в окружающий мир, извлекать из него мудрость, и уже на этом
основании творить искусство. В этом помогают предметы, изучаемые в
«Школе
искусств»,
посещение
выставок
различного
уровня
(городских,
школьных),
мастер-
классы художников. Одновременно
с этим необходимо в работе с
детьми помочь им преодолеть свой
страх и сомнения, научить свои
идеи
воплощать
в
своем
творчестве.
Вера
в
свои
силы,
позволяет
свободно
экспериментировать
с
2
Л.А. Сатарова. «Особое видение художника» в формировании у старших школьников
способности смотреть и видеть. Искусство и образование. - №6 (32) 2004-с.32-43
Заремский Евгений,16 лет.
«Воспоминания о Париже»
Порядина Евгения, 15 лет.
«Джаз»
художественными материалами и средствами выразительности, в выборе
темы на уроках композиции.
Итогом
всех
накопленных
знаний,
умений
и
навыков
является
«Композиция» в
4 классе -
«Итоговая работа учащихся: «Портрет»,
«Автопортрет», «Многофигурная композиция», «Натюрморт», «Пейзаж». За
период учёбы ребята с интересом знакомились с жанрами, видами
композиции, законами и средствами. Выполняя данную работу, вкладывают
в её основу весь багаж полученных знаний. Выбор сюжета, разработка
композиционного
эскиза,
поиск
материала
и
выполнение
итоговой
композиции требует большого труда. Он интересен самовыражением
учащегося, его творческим подходом и конечным результатом. В работах
выпускников
просматривается духовный мир, творческое мышление,
которые основываются на умении передать своё видение окружающего
пространства. Ученик сам выбирает материал, которым будет выполнять
итоговую работу это - гуашь, акварель, пастель и т.д.
Внутренний мир каждого выпускника своеобразен и неповторим.
Только в работе он может раскрыть свои таинства души.
«Прогулка по Парижу» Заремского Евгения
впечатления о поездке за
границу.
Работа
выполнена
пастелью,
интересна
своим
решением
композиции на контрастах. Рядом танец Нептуна в окружении танцующих
девушек в национальных костюмах подводного царства, Кокуевой Валерии.
«Балет» Тиссен Алины написан смело и решительно, как танец балерины,
где недолжно быть фальши, а только всплеск, быстрота, эмоции. Детские
таинства в прочитанных книгах Алатыревой Дарьи, где хочется заглянуть в
мир детства, чудес и загадок. Звучание музыки слышатся в творческих
работах Петровой Алёны, Порядиной Евгении, Крюковой Ангелины. В
Тиссен Алина,16 лет.
Триптих «Балет»
портрете Одноворченко Марина предаёт глубоко любящую свою маму
обнимающую букет подсолнухов на фоне родных просторов, а Урасова
Арина изобразила прогулку по тихому городу. Любовь к истории своего
народа просматривается в работе Трушина Ильи.
Отсюда следует, что важной задачей педагога является не только
научить, но и раскрыть яркую творческую индивидуальность учащихся.
Все работы учащихся наделены теплом, особой красотой видения
окружающего мира, наполнены духовностью. Таким образом, весь багаж
знаний, полученный в «Детской школе» искусств, способствует:
- активизации творческих способностей;
- раскрытию интереса к разнообразию жанров, видов изобразительного
искусства;
- развитие яркой творческой индивидуальности в рамках учебного процесса;
-
развитие
у
детей
своей
манеры
письма,
техники
исполнения,
цветопередачи, колорита и т.д.;
- формированию нравственно-эстетических качеств учащихся.
Это та почва, основа, которая должна расти и развиваться, принося свои
плоды творчества, приумножая красоту окружающего мира.
Работы выпускников «Школы искусств».
Трушин Илья, 15 лет.
«Сказания о Руси»
Кокуева Валерия, 17 лет. «Таинство
подводного царства»
Мирзаходжаев Анвар, 15 лет.
«Родные просторы»
Урасова Арина,15 лет.
«Автопортрет»
Список используемой литературы.
1.
С.
М.
Даниэль.
Искусство
видеть.
«Искусство»
Ленинградское
отделение,1990г.
2. Н. П. Бесчатнов. Живопись. Учебное пособие для ВУЗОВ-2003г.
3. И. В. Лопухова. Духовное воспитание на уроках изобразительного
искусства. Искусство и образование.- №6 (32) 2004г-с.4-31.
4. Л. А. Сатарова. «Особое видение художника» в формировании у старших
школьников способности смотреть и видеть. Искусство и образование.- №6
(32) 2004г-с.35-43
5.С. С. Зорин. Деятельность и творчество. Искусство и образование.- №1 (39)
2006г-с.4-20.
6. О. А. Жукова. Теория творчества и современное образование. Искусство и
образование.- №3 (41) 2006г-с.4-25
7.С.
С.
Зорин.
Формирование
творческих
способностей
школьников.
Искусство и образование.- №3 (41) 2006г-с.26-39