Автор: Кожевникова Анастасия Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ п. "Дагомыс" г. Сочи
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: Учебная программа вокальной студии "Эдельвейс"
Тема: Учебные программы МБУ ДО ЦДТ
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. СОЧИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОБУ ДОД ЦДТ г. Сочи
_______________ Агаджанян А.Ф.
Протокол педагогического совета
№1 от 30 августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Художественно – эстетический отдел
«Фа-Солька»
Срок реализации 2 года
Модифицированная программа
Возраст детей от 6 до 14 лет
Педагог дополнительного образования
Вождаева Людмила Юрьевна
г. Сочи 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Современная концепция воспитания определяет воспитание целостного
человека,
как
думающего,
творческого,
обучающегося,
играющего,
чувствующего.
Ведущий принцип формирования и воспитания молодого поколения
был
выдвинут
еще
Сухомлинским:
«Без
музыкального
воспитания
невозможно ценное умственное воспитание ребенка».
Одной из наиболее важных сторон детского музыкально-эстетического
воспитания является звуковая атмосфера. Музыка, которую слушают дети,
музыку
которую
они
играют,
определяет
их
вкус,
формирует
их
художественные
склонности,
воспитывает
тонкость,
эмоциональную
чуткость юного сердца.
Пение – это самый доступный для всех желающих детей активный вид
музыкальной
деятельности.
Он
оказывает
колоссальное
влияние
на
слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не
может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который
с детства нужно беречь и соответствующим образом воспитывать. Пению
нужно учиться терпеливо, настойчиво и постоянно.
Спецификой
вокального
обучения
является
то,
что
её
основные
учебные задачи ставятся с самого начала обучения, постепенно усложняясь и
расширяясь в дальнейшем путем работы над более разнообразным, все более
трудным репертуаром.
Большая проблема возникает при работе над «техническим» звуком, то
есть
работой
с
микрофоном,
акустическими
мониторами,
пением
под
фонограмму. Педагог должен обладать навыками звукорежиссера и научить
ребят правильно пользоваться звуковой техникой.
В целом вся работа строится с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных способностей детей.
Выполнение программы рассчитано на 2 года.
Возраст обучающихся от 6 до 15 лет. Уровень подготовки детей в
группы первого года обучения осуществляется путем проверки:
- музыкального слуха;
- музыкальной памяти;
- чувства ритма;
- голосовых данных.
Результаты определяются по участию в различных конкурсах.
Основанием
для
перехода
на
следующий
этап
обучения
является
отчетный концерт.
2
При реализации данной программы используются как групповые, так и
индивидуальные занятия.
Отличительные особенности программы:
пение
доставляет
поющему
не
только
удовольствие,
но
тренирует,
развивает его дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет его
здоровье.
Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода
на фоне физического, психического и гормонального развития.
В
связи
с
этим
обучение
вокалу
является
процессом
длительным,
трудоемким, рассчитанным на много лет; воспитывающим трудолюбие, веру
в свои силы, видение перспективы, дальнейшей цели.
Педагогическая целесообразность
данной программы в том, что в
основу обучения положена классическая постановка голоса, включающая в
себя: разогревание голосовых связок с помощью дыхательной гимнастики и
укрепление
диафрагмальной
мышцы;
активизация
дикции
и
улучшение
артикуляции, округление вокального звука и владение им.
Новизна программы:
обучение
воспитанников
осуществляется
на протяжении
3
лет.
Каждый
учебный год характеризуется определенным комплексом умений и навыков.
Продолжительность обучения определяется сугубо индивидуально и зависит
от
желания
учащегося,
его
способностей,
профессионального
роста,
творческих
достижений,
возраста.
Обучающимся
предоставляется
возможность закончить обучение на любом этапе.
Актуальность программы
обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которая заключается в воспитании и
развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности –
художественно-эстетическое воспитание;
- особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос
занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять
с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее
полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать
пытливое стремление ребенка узнать волшебный мир музыки и вокального
искусства?
Именно
эти
вопросы
поможет
решить
данная
программа
по
вокалу.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 7- 15 лет с разной
подготовкой и разным уровнем знаний, умений и навыков.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, в год 72 часа
3
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение
учащихся
к
вокальному
искусству,
обучение
пению
и
развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- овладение основам вокального творчества
- формировать знания по теории музыки;
- обучить ребенка вокальному искусству, формировать певческие умения и
навыки;
- учить выразительному исполнению музыкального произведения;
Развивающие:
- развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма;
- развивать вокально-технические навыки;
- развивать певческие умения и навыки: дыхательная система, фокусировка
звука в резонаторы и т.д;
- развивать чувство коллективизма, терпимости, требовательности друг к
другу;
- развивать волевые качества и поведенческие навыки;
Воспитательные:
-
воспитание
индивидуальных
качеств
солиста
–
артистизм,
сценическая
смелость, актерское мастерство;
- формирование социально-значимых качеств
личности
обучающегося,
через индивидуальную работу и работу в коллективе;
- пропаганда и популяризация классического и современного музыкального
искусства через активную концертную деятельность;
-
приобщение
через
исполнительское
творчество
к
лучшим
образцам
музыкальной культуры;
- воспитание активного и грамотного слушателя.
Основные формы занятий:
основная форма работы индивидуальная. Существуют также и другие формы:
пение
ансамблем,
дуэтом,
трио,
а
также
коллективное
пение
во
время
праздничных массовых мероприятий. Содержание программы предполагает
проведение занятий в кабинете музыки.
Каждое занятие строится по схеме:
1.
Распевание. Дыхательная вокальная гимнастика.
2.
Пение вокализов.
3.
Работа над произведениями.
4.
Анализ занятия. Задание на дом.
4
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
правила ТБ и правила поведения в кабинете и в МОУ ДОД Центр детского
творчества;
строение голосового аппарата, о гигиене голоса, резонаторах, певческих
регистрах;
интервалы, длительности, паузы;
основные понятия, музыкальные термины;
музыкальные
жанры
и
формы,
названия
и
обозначения
основных
динамических оттенков, музыкальных темпов;
правила певческой установки, особенности дыхания.
упражнения на разогревание голосового аппарата;
основы и правила этики и эстетики;
Обучающиеся должны уметь:
петь напевно, легко, не допуская крикливого
пения,
форсированного
звучания;
грамотно распеваться;
петь в унисон, чисто пропевать большие секунды, терцию, кварту, квинту;
различать звуки по высоте;
воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии;
опираться на диафрагмальное дыхание и рационально распределять объем
своего дыхания;
петь каноном;
качественно исполнять музыкальное произведение,
передавая характер
песни;
работать в ансамбле, слышать себя, оценивать работу других участников
ансамбля;
контролировать слухом качество пения;
внимательно слушать, воспринимать и анализировать
произведения
искусства.
Способы проверки ожидаемых результатов:
диагностика;
деловые и познавательные игры;
практическая работа;
прослушивание;
участие в концертных программах.
5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
часов
1
Вводное занятие.
1
1
2
Основы музыкальной грамоты
5
5
10
3
Музыкально-ритмическое развитие
1
9
10
4
Распевание.
1
9
10
5
Движение под музыку
5
5
6
Зрительская практика
5
5
7
Работа над репертуаром
1
30
31
ИТОГО:
9
63
72
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
часов
1
Вводное занятие.
1
1
2
Основы музыкальной грамоты
5
5
10
3
Музыкально-ритмическое развитие
1
9
10
4
Распевание.
1
9
10
5
Движение под музыку
5
5
6
Зрительская практика
5
5
7
Работа над репертуаром
1
30
31
ИТОГО:
9
63
72
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1год
В программу введены следующие основные темы:
«Вводное занятие»
«Основы музыкальной грамоты»
«Музыкально-ритмическое развитие»
«Распевание»
«Движение под музыку»
«Зрительская практика»
«Работа над репертуаром»
«Вводное занятие» 1 час
Знакомство с детьми.
Задачи на учебный год.
Беседа о правилах поведения на занятиях.
«Основы музыкальной грамоты» 10 часов
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения
вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых
представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с
простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие
«звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при
помощи музыкально-дидактических игр.
«Музыкально-ритмическое развитие» 10 часов
Включает в себя музыкально- ритмические упражнения, музыкальные игры.
Умение согласовывать музыку с движением. Прослушивание музыкальных
фрагментов и воспроизведение ритмических рисунков хлопками в ладоши,
притопами, кивками головы и т.д. Воспроизводить простой ритмический
рисунок мелодии.
«Распевание» 10 часов
Попевки. Упражнения на разогревание голосового аппарата. Пение
вокализов. Формирование гласных и согласных звуков при пении.
«Движение под музыку» 5 часов
Связь основных движений с музыкой, ее музыкально-выразительными
средствами. Развитие фантазии, попытки создания образа, импровизация.
Внутреннее содержание образов в движении под музыку. комплекс движений
под современную музыку.
7
«Зрительская практика» 5 часов
Посещение концертов, конкурсов. Просмотр видеоматериалов.
«Работа над репертуаром» 31 час
Знакомство с музыкальным и поэтическим текстом. Разучивание слов и
мелодии песни. Работа над дикцией, с микрофоном. Работа над мимикой и
жестами перед зеркалом. Знакомство с понятием куплет, припев, пауза, фраза,
проигрыш.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2год
Репертуарный план разный
8
9
Методическое обеспечение образовательной программы «Фа-Солька» (7-15 лет), 2 года обучения.
№
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приемы, методы
организации
учебно-
образовательного
процесса
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
контроля
1
Вводное занятие
беседа
вербальный
2
Основы музыкальной грамоты
беседа,
практическое
занятие
наглядный,
практический
Сборник Е.
Гульянц «Детям
о музыке»,
нотная тетрадь
фортепиано
устный опрос
3
Музыкально-ритмическое развитие
практическое
занятие
наглядный,
практический
нотный
материал,
аудиозаписи
Фортепиано,
музыкальный
центр
практическая
работа
4
Распевание
практическое
занятие
практический
нотный
материал,
зеркало
фортепиано
практическая
работа
5
Движение под музыку
практическое
занятие
наглядный,
практический
аудиозаписи
DVD-
проигрыватель,
музыкальный
центр
практическая
работа
6
Зрительская практика
практическое
занятие
наглядный,
аудиозаписи,
видеозаписи
выступлений
DVD-
проигрыватель,
устный опрос,
обсуждение
7
Работа над репертуаром
практическое
занятие
практический
Нотные
сборники,
аудиозаписи
Фортепиано,
музыкальный
центр,
аппаратура,
микрофон
открытый урок,
концертная
деятельность
Литература для педагогов
1.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.
Азаров Ю. 100 тайн детского творчества.- М., 1996.
3.
Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы
программирования.- М., 2002.
4.
Белова В.В., Кульпедина М.Е. Дополнительное образование: требования к
его содержанию.- М., 2001.
5.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Библиотека журнала « директор школы» №1.
Дополнительное образование в современной школе.2005.
6.
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для
учащихся. - Л., 1986.
7.
Вахромеев А. Элементарная теория музыки. - М. 1970.
8.
В мире музыки.1992: Ежегодник- панорама. – М.: Советский композитор,
1991. – 112с.
9.
Грачева А.В. Актерский тренинг: теория и практика, Санкт-Петербург,
2003.
10.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. - М.:
Просвещение. 1985.
11.
Кленов А.С. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1995. – 152с.
12.
Ключ к успеху. Сборник № 10.- авторские программы педагогов
дополнительного образования. - М., 2002.
13.
Лопанова Е.В., Т.Б.Рабочих. Организация педагогического процесса в
учреждениях дополнительного образования детей. - Омск, 2005.
14.
Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып.8/ Сост. М.А. Зильберквит.
– М.: Сов. композитор, 1989. –81 с.
15.
Попков Н.Н. Постановка голоса. - Москва, 2002.
16.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ/
Под ред. Овчинникова. Т.Н. – М.: Просвещение, 1986.
17.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.:
Народное образование, 2002.
18.
Е.Гульянц «Детям о музыке» «Аквариум» Москва 1996г
Литература для детей
1.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л., 1991.
2.
Большой энциклопедический словарь. Музыка.- М. 1998
3.
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для
учащихся. - Л., 1986.
4.
Исаковская Т. И. Раймонд Паулс: Творческие портреты. – М.: Музыка,
1988. – 33с.
5.
Кабалевский Д. Про трех китов и многое другое.
6.
Кленов А.С. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1995. – 152с.
7.
Книга о музыке / Сост. О. Очаловская. - М., 1971.
8.
Левашова Г. Музыка и музыканты.
9.
Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып.8/ Сост. М.А.
Зильберквит. – М.: Сов. композитор, 1989. –81 с.
10.Рыцарева М.Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей.- М.,
1994.
11.Слово о музыке: Русские композиторы 19 в.: Хрестоматия: Кн. для
учащихся ст. классов/ Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.- 2-е изд.,
испр. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.
12.Творческие портреты композиторов: попул. справ. – М.: Музыка, 1989.
– 443с.
13.Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.
12