Напоминание

«Формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»


Автор: Ромашкина Ирина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: поселок Матвеев Курган
Наименование материала: статья
Тема: «Формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной

компетентности педагогов в ДОУ»

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования

профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная

компетентность является условием эффективности организации воспитательно -

образовательного процесса.

Условия формирования опыта:

В настоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию и

использованию инноваций.

Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий для повышения

активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков по

ознакомлению с инновационными образовательными технологиями обучения и воспитания

детей дошкольного возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а

также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической

документации.

Цель и задачи.

Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение профессиональной

компетентности педагога посредством формирования его мотивации к самообразованию.

Основные задачи работы старшего воспитателя:

• выявить, обучить и распространить передовой педагогический опыт педагогов;

• выработать стратегию и подобрать эффективные методы повышения педагогического

мастерства.

• создать условия для реализации креативного потенциала каждого педагога и

педагогического коллектива в целом.

• систематически проводить анализ качества работы педагогов с целью создания условий

для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение

профессиональной компетентности педагогов.

Теоретическая основа.

В дошкольной образовательной организации старший воспитатель является стратегом и

тактиком воспитательно-образовательного процесса.

Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют деятельность

по обобщению и распространению педагогического опыта.

К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя: «Это целостная

система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества

реализации стратегических задач МДОУ».

По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это

комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение

воспитателей методам и приёмам работы с детьми».

Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к педагогу.

1)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов

и служащих (ЕКС), утвержденный утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от

26.08.2010 N 761н.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

(«Должностные обязанности», «Должны знать», «Требования к квалификации»)

2) Федеральный закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ с дополнениями от 29.12.2012

Ст. 47. Статус педагогического работника. Академические права и свободы педагогических

работников

3)Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования,

утвержденный Министерством науки и №1155 от 17.10.2013. Согласно п. 3.4.2. «Педагогические

работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий

развития детей».

4)Профессиональный стандарт педагога, утвержденный №544 н от 18.10.2013.

п. 3.2.1. «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

должен быть реализован в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений».

Термин «профессиональная компетентность»:

Е.С.Рапацевич «Педагогика. Большая современная энциклопедия».

«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально -

профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых

проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных

знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива,

сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться,

логически мыслить, отбирать и использовать информацию».

Н.А. Виноградов, Н.В.Микляева «Дошкольное образование. Словарь терминов».

«Компетентность:

1)степень выраженности присущего человеку

профессионального опыта в рамках круга вопросов

(полномочий), соответствующих конкретной должности;

2)обладание знаниями, позволяющими судить о чем - либо,

высказывать веское авторитетное мнение;

3) качество личности профессионала».

Термин «профессиональная компетенция»:

Д.И.Ушаков. Толковый словарь.

«Компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью,

познанием, опытом, кругом полномочий».

В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных

направления толкования понятия компетенции:

-способность человека действовать в соответствии со стандартами;

-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

В международном понятии термина профессиональной компетенции американскими

психологами в сфере труда была введена аббревиатура

KSAO:

- знания (knowledge);

- умения (skills);

- способности (abilities);

- иные характеристики (other).

Компоненты педагогической компетентности:

-информационный (теоретический);

-операционный (практический);

-мотивационный (личностный).

Критерии профессиональной компетентности:

-профессионализм;

-творчество;

-мастерство;

-эффективность;

-оптимальность.

Ведущие компетенции педагога:

-когнитивная (теоретическме и практические знания);

-функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);

-личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

-этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Схема оценивания профессионально-педагогической компетентности

(по С. Г .Молчанову и Г.В. Яковлевой).

-профессиональная подготовленность (образование);

-профессионально-педагогическая деятельность;

-продуктивность профессионально-педагогической деятельности;

-результативность профессионально-педагогической деятельности;

-профессионально-педагогическая, поисковая, инновационная и исследовательская деятельность,

преобразовывающая объективно существующую педагогическую (образовательную) реальность.

Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной

образовательной организации:

-мониторинг качества профессионально-личностных способностей;

-ранжирование педагогов по степени профессионального мастерства;

- подбор форм методической работы(традиционные и инновационные).

Классификация форм методической работы по повышению педагогической компетентности:

-фронтальные;

-подгрупповые;

-индивидуальные.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от

профессионального уровня педагогических кадров, формировании профессиональных

компетенций педагога.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной

компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание

акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко

использую различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и

инновационные.

Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится мониторинг

сформированности профессионально-личностных способностей и затруднений педагогов.

По результатам мониторинга педагоги дифференцируются по группам, каждой группе

подбираются специфичные формы работы:

1. Педагоги с низким уровнем (индивидуальные консультации старшего воспитателя,

посещение открытых НОД, обучающие семинары, изучение передового педагогического опыта).

Цель: повышение уровня теоретической подготовки.

2. Педагоги со средним уровнем (творческие и проблемные группы, деловые игры, тренинги)

Цель: развитие мотивации к повышению квалификации

3. Опытные педагоги с высоким уровнем (наставничество, обобщение опыта работы,

педагогический час, педагогическая гостиная, аукцион педагогических идей, аттестация)

Цель: совершенствование педагогического мастерства.

Этапы работы:

1. Теоретико-аналитический (повышение теоретических знаний, осмысление ППО)

- Семинар-практикум:

- Консультации:

2. Методический (развитие проблемно-поисковой активности)

- Методическое объединение педагогов

- Психолого-педагогический тренинг

- Творческие группы:

3. Практический (разработка и апробация программ, внедрение инновационных технологий

обучения и воспитания детей)

- Педагогический совет

Традиционные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий

различные аспекты деятельности образовательного учреждения. Непременным компонентом

является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.

Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной формой повышения

педагогической компетентности: основное внимание уделяется повышению теоретической

подготовки педагогов. Необходимое условие организации - участие всех педагогов, которым

заранее предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические способности.

Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане и календарном

планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и

качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и

педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации

включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию

детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее

содержания, а также подготовку информационных буклетов, проспектов и пособий.

Открытые просмотры образовательной деятельности - они позволяют родителям и педагогам

увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме

того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а

также НОД или досуговой деятельности в группе.

Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего опыта педагогов

позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических

материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной

работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов, подготовка к

аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя,

особенно при повышении педагогических компетенций работников. Работа с педагогическим

коллективом в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов

каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждого педагога, путем

включения в активную самообразовательную деятельность.

Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы смотра и конкурса.

Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном учреждении проводятся согласно годовому

плану работы. Разрабатывается положение, определяются критерии оценки, выбирается состав

жюри или экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития

активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.

Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической ситуации, в которой

педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития

отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого

педагогического мышления.

Технологии игрового моделирования

Деловая игра

Ролевая игра

Имитационная игра

Тренинг

Педагогический ринг

Педагогическая мастерская – педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с

основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими

рекомендациями по ее реализации.

Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из

видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом

критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.

Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в

форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов,

которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие

профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.

Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе образовательной

организации (встречи проходят не реже одного раз в два месяца для педагогов, желающих

расширить свой кругозор, повысить свой психолого -педагогический уровень. Работа

Педагогической гостиной планируется с учетом интересов и пожеланий участников

Результативность.

Критерии оценки эффективности организации методической работы в ДОУ, предложенные

Ю.К. Бабанским:

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если

результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или

приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы

достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и

усилий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе

наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их

удовлетворение результатами своего труда.

Значимость проблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активно

действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к

человеку как самоценности очевидна для всех.

Помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению

сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана

специально организованная старшим воспитателем методическая работа.

Методическая работа способствовала повышению качества образования, выбору перспективных

образовательных технологий, форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала

потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.

Сегодня в актуальности и значимости конкурсного движения уже никто не сомневается. И педагог,

стремящийся к саморазвитию, не может не участвовать в конкурсах своего учреждения, если он

заботится об уровне своего профессионального мастерства, стремится к профессионально-

педагогическому развитию и совершенствованию, поддержания собственного имиджа и высокого

статуса в коллективе.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного

работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество,

свидетельствующее о его профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития.

Одной из форм трансляции являются публикации методических наработок в педагогических

интернет-сообществах, электронных журналах, а также участие в методических объединениях,

мастер-классах.

С 2017 по 2020 г. 88,8% педагогов дошкольного образовательного учреждения принимали

активное участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, вебинарах и.т.д.

Таким образом, система методической работы способствовала формированию мотивационных

установок воспитателей, готовности к саморазвитию в области изучения и использования

современных педагогических технологий; выполнение практических заданий, направленных на

актуализацию знаний, обеспечили формирование образовательного компонента

профессиональной компетентности воспитателей.



В раздел образования