Автор: Ромашкина Ирина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: поселок Матвеев Курган
Наименование материала: статья
Тема: «Формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной
компетентности педагогов в ДОУ»
Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования
профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная
компетентность является условием эффективности организации воспитательно -
образовательного процесса.
Условия формирования опыта:
В настоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию и
использованию инноваций.
Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий для повышения
активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков по
ознакомлению с инновационными образовательными технологиями обучения и воспитания
детей дошкольного возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а
также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической
документации.
Цель и задачи.
Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение профессиональной
компетентности педагога посредством формирования его мотивации к самообразованию.
Основные задачи работы старшего воспитателя:
• выявить, обучить и распространить передовой педагогический опыт педагогов;
• выработать стратегию и подобрать эффективные методы повышения педагогического
мастерства.
• создать условия для реализации креативного потенциала каждого педагога и
педагогического коллектива в целом.
• систематически проводить анализ качества работы педагогов с целью создания условий
для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение
профессиональной компетентности педагогов.
Теоретическая основа.
В дошкольной образовательной организации старший воспитатель является стратегом и
тактиком воспитательно-образовательного процесса.
Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют деятельность
по обобщению и распространению педагогического опыта.
К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя: «Это целостная
система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества
реализации стратегических задач МДОУ».
По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это
комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение
воспитателей методам и приёмам работы с детьми».
Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к педагогу.
1)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих (ЕКС), утвержденный утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от
26.08.2010 N 761н.
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(«Должностные обязанности», «Должны знать», «Требования к квалификации»)
2) Федеральный закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ с дополнениями от 29.12.2012
Ст. 47. Статус педагогического работника. Академические права и свободы педагогических
работников
3)Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный Министерством науки и №1155 от 17.10.2013. Согласно п. 3.4.2. «Педагогические
работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий
развития детей».
4)Профессиональный стандарт педагога, утвержденный №544 н от 18.10.2013.
п. 3.2.1. «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
должен быть реализован в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений».
Термин «профессиональная компетентность»:
Е.С.Рапацевич «Педагогика. Большая современная энциклопедия».
«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально -
профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых
проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных
знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива,
сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться,
логически мыслить, отбирать и использовать информацию».
Н.А. Виноградов, Н.В.Микляева «Дошкольное образование. Словарь терминов».
«Компетентность:
1)степень выраженности присущего человеку
профессионального опыта в рамках круга вопросов
(полномочий), соответствующих конкретной должности;
2)обладание знаниями, позволяющими судить о чем - либо,
высказывать веское авторитетное мнение;
3) качество личности профессионала».
Термин «профессиональная компетенция»:
Д.И.Ушаков. Толковый словарь.
«Компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью,
познанием, опытом, кругом полномочий».
В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных
направления толкования понятия компетенции:
-способность человека действовать в соответствии со стандартами;
-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
В международном понятии термина профессиональной компетенции американскими
психологами в сфере труда была введена аббревиатура
KSAO:
- знания (knowledge);
- умения (skills);
- способности (abilities);
- иные характеристики (other).
Компоненты педагогической компетентности:
-информационный (теоретический);
-операционный (практический);
-мотивационный (личностный).
Критерии профессиональной компетентности:
-профессионализм;
-творчество;
-мастерство;
-эффективность;
-оптимальность.
Ведущие компетенции педагога:
-когнитивная (теоретическме и практические знания);
-функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);
-личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
-этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Схема оценивания профессионально-педагогической компетентности
(по С. Г .Молчанову и Г.В. Яковлевой).
-профессиональная подготовленность (образование);
-профессионально-педагогическая деятельность;
-продуктивность профессионально-педагогической деятельности;
-результативность профессионально-педагогической деятельности;
-профессионально-педагогическая, поисковая, инновационная и исследовательская деятельность,
преобразовывающая объективно существующую педагогическую (образовательную) реальность.
Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации:
-мониторинг качества профессионально-личностных способностей;
-ранжирование педагогов по степени профессионального мастерства;
- подбор форм методической работы(традиционные и инновационные).
Классификация форм методической работы по повышению педагогической компетентности:
-фронтальные;
-подгрупповые;
-индивидуальные.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от
профессионального уровня педагогических кадров, формировании профессиональных
компетенций педагога.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной
компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание
акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко
использую различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и
инновационные.
Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится мониторинг
сформированности профессионально-личностных способностей и затруднений педагогов.
По результатам мониторинга педагоги дифференцируются по группам, каждой группе
подбираются специфичные формы работы:
1. Педагоги с низким уровнем (индивидуальные консультации старшего воспитателя,
посещение открытых НОД, обучающие семинары, изучение передового педагогического опыта).
Цель: повышение уровня теоретической подготовки.
2. Педагоги со средним уровнем (творческие и проблемные группы, деловые игры, тренинги)
Цель: развитие мотивации к повышению квалификации
3. Опытные педагоги с высоким уровнем (наставничество, обобщение опыта работы,
педагогический час, педагогическая гостиная, аукцион педагогических идей, аттестация)
Цель: совершенствование педагогического мастерства.
Этапы работы:
1. Теоретико-аналитический (повышение теоретических знаний, осмысление ППО)
- Семинар-практикум:
- Консультации:
2. Методический (развитие проблемно-поисковой активности)
- Методическое объединение педагогов
- Психолого-педагогический тренинг
- Творческие группы:
3. Практический (разработка и апробация программ, внедрение инновационных технологий
обучения и воспитания детей)
- Педагогический совет
Традиционные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий
различные аспекты деятельности образовательного учреждения. Непременным компонентом
является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.
Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной формой повышения
педагогической компетентности: основное внимание уделяется повышению теоретической
подготовки педагогов. Необходимое условие организации - участие всех педагогов, которым
заранее предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические способности.
Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане и календарном
планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и
качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и
педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации
включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию
детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее
содержания, а также подготовку информационных буклетов, проспектов и пособий.
Открытые просмотры образовательной деятельности - они позволяют родителям и педагогам
увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме
того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а
также НОД или досуговой деятельности в группе.
Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего опыта педагогов
позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических
материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной
работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов, подготовка к
аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя,
особенно при повышении педагогических компетенций работников. Работа с педагогическим
коллективом в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов
каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждого педагога, путем
включения в активную самообразовательную деятельность.
Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы смотра и конкурса.
Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном учреждении проводятся согласно годовому
плану работы. Разрабатывается положение, определяются критерии оценки, выбирается состав
жюри или экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития
активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.
Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:
Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической ситуации, в которой
педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития
отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого
педагогического мышления.
Технологии игрового моделирования
Деловая игра
Ролевая игра
Имитационная игра
Тренинг
Педагогический ринг
Педагогическая мастерская – педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с
основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими
рекомендациями по ее реализации.
Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из
видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом
критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.
Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в
форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов,
которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие
профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.
Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе образовательной
организации (встречи проходят не реже одного раз в два месяца для педагогов, желающих
расширить свой кругозор, повысить свой психолого -педагогический уровень. Работа
Педагогической гостиной планируется с учетом интересов и пожеланий участников
Результативность.
Критерии оценки эффективности организации методической работы в ДОУ, предложенные
Ю.К. Бабанским:
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если
результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или
приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы
достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и
усилий на методическую работу и самообразование.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе
наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их
удовлетворение результатами своего труда.
Значимость проблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активно
действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к
человеку как самоценности очевидна для всех.
Помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению
сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана
специально организованная старшим воспитателем методическая работа.
Методическая работа способствовала повышению качества образования, выбору перспективных
образовательных технологий, форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала
потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.
Сегодня в актуальности и значимости конкурсного движения уже никто не сомневается. И педагог,
стремящийся к саморазвитию, не может не участвовать в конкурсах своего учреждения, если он
заботится об уровне своего профессионального мастерства, стремится к профессионально-
педагогическому развитию и совершенствованию, поддержания собственного имиджа и высокого
статуса в коллективе.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного
работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество,
свидетельствующее о его профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития.
Одной из форм трансляции являются публикации методических наработок в педагогических
интернет-сообществах, электронных журналах, а также участие в методических объединениях,
мастер-классах.
С 2017 по 2020 г. 88,8% педагогов дошкольного образовательного учреждения принимали
активное участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, вебинарах и.т.д.
Таким образом, система методической работы способствовала формированию мотивационных
установок воспитателей, готовности к саморазвитию в области изучения и использования
современных педагогических технологий; выполнение практических заданий, направленных на
актуализацию знаний, обеспечили формирование образовательного компонента
профессиональной компетентности воспитателей.