Автор: Лихачева Людмила Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ СПО
Населённый пункт: город Слободской Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса к музыке у школьников
Раздел: среднее образование
«Ф ОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ШКОЛЬНИКОВ»
Музыкально-эстетическое
образование
в
школе
нацелено
на
гармоничное развитие воспитанников в духовно-нравственном плане, на
создание условий для раскрытия всех их дарований и на формирование
системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что
невозможно без творческого потенциала. На повестке дня современной
школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-
эстетического воспитания.
Задачи музыкально-эстетического воспитания в школе:
1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала
каждого
школьника,
его
эвристического
мышления,
познавательной
деятельности.
2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияния на нравственные и
эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.
3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-
теоретических знаний и навыков, на основе практической музыкальной
деятельности.
4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через
различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального,
хорового, инструментального) исполнительства.
Педагог должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать
им вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям.
Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных
формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для
детей формах музицирования и собственного музыкального творчества.
Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных
видов
искусства,
учебных
предметов
и
внеурочной
деятельности,
способствующая единому процессу постижения окружающего мира в его
целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими
учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и
др…) и различными формами внеурочной деятельности музыкального
направления.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного
урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная
работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность
углубленно заниматься тем, что их влечет. Внеклассная музыкально-
воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью
расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а
также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает
следование определенным методическим рекомендациям:
1.
Соблюдать
основные
принципы
организации
внеклассной
музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность,
последовательность, систематичность и увлеченность.
2.
Разнообразить
содержание
внеклассных
мероприятий
для
накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми
музыкальными впечатлениями.
3.
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого
качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и
школьниками.
4.
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их
развития,
подбирать
соответствующие
формы
проведения
внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный
материал.
5.
Направлять
внеурочную
музыкальную
работу
на
развитие
активности детей, их воображения и инициативы.
6.
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости
от возраста детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во
многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными
видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Формирование духовных интересов школьников, их музыкальной
культуры имеет свои особенности. Из предложенных видов духовной
культуры
наиболее
любимыми
для
школьников
являются
легко
воспринимаемые и самые доступные. Предпочтение отдается эмоционально
заразительным,
не
требующим
значительного
интеллектуального
напряжения, доставляющим удовольствие видам: эстрадной музыке, видео,
телевидению, кино.
Естественно, что изменения культурной среды активизировали интерес
к новым видам духовной жизни, например к видео. В частности, самой
распространенной формой досуга старших школьников является просмотр
телевизора. В отношении к музыкальному искусству наблюдается тенденция
выбора
самого
модного,
без
учета
художественных
достоинств
произведений.
В учебной и внеурочной музыкальной деятельности необходимо
учитывать возрастные особенности детей. Младших школьников, например,
отличает особая восприимчивость к различным видам искусства. Высокая
чувствительность сенсорных зон нервной системы, всех органов чувств
позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, и, конечно, слуховые
представления.
Младшие
школьники
эмоционально
отзывчивы,
непосредственно и откровенно выражают свои переживания, чувства.
У подростков проблема формирования интереса к музыкальному
развитию и обучению является более сложной, но не менее важной.
Подростки отличаются большой эмоциональной возбудимостью, бурным
проявлением своих чувств, они горячо берутся за интересное дело, страстно
отстаивают свои взгляды, готовы взорваться на малейшую несправедливость
к
себе
и
своим
товарищам.
Их
отличает
большая
устойчивость
эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками,
противоречивость
чувств.
У
подростков
сильно
развито
чувство
принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают
неодобрение товарищей, чем неодобрение учителя. Для них большое
значение приобретают межличностное общение в среде сверстников.
Учитывая
эти
особенности,
необходимо
предоставить
возможности
желающим
продемонстрировать
свои
творческие
способности
перед
сверстниками, внимательно выслушивать точку зрения каждого, особенно
осторожно
относиться
к
музыкальным
интересам
и
пристрастиям
подростков.
Одно
неосторожное
оценочное
суждение
о
каком-либо
современном
исполнителе
или
группе
может
вызвать
замкнутость,
отгороженность или даже враждебность ученика. Вызвать эмоциональный
отклик на серьёзную музыку у подростка очень трудно. И здесь решающую
роль играют различные дискуссии, диспуты, где подростки чувствуют себя
на равных с взрослыми и отстаивают своё право на собственную точку
зрения.
Сопоставление этих данных с данными опросов старшеклассников
обнаруживает, что выбор «своей» сферы культуры ими уже сделан, а
музыкальное
развитие
школьников
происходит
в
рамках
избранной
субкультуры.
Школьники активно проявляют свои музыкально-культурные навыки в
общении с друзьями, одноклассниками, членами коллектива с целью
поделиться впечатлениями, понять музыкальную ситуацию, определиться с
личностными музыкальными предпочтениями.
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то
уроки или внеклассные мероприятия, должны быть направлены на то, чтобы
развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать
явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и
творческих возможностей музыкально-художественные ценности.