Напоминание

Региональный компонент


Автор: Цыганова Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с 75 г. Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Региональный компонент
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

"Уральские промыслы"

Выполнила:

Цыганова Н.П.

воспитатель гр. 3/2

Челябинск, 2021

Актуальность темы:

Исследуя результаты мониторинга детского развития интегративных качеств о

"Первичных представлениях о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе", я

обратила внимание, что у детей средне развиты знания о своей семье. Не все дети знают

профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и

различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В

настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители,

воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем городе, своем народе. Ведь

именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо

способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами

декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы

составляют основу русского народного искусства

.

Цель проекта:

Через разные виды деятельности формировать представление о культуре Южного Урала, его традициях.

Познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном

искусстве как эстетической ценности.

Задачи проекта:

- актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине: закрепить знания о

природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале;

- Дать представление о промышленности и хозяйстве своего региона, поселка;

- Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры нашего поселка;

- познакомить детей с новыми профессиями: геологи, шахтеры, горный инженер, камнерез;

- закрепить, опираясь на художественные произведения, знания детей об Урале, его традициях и о роли

человека-труженика;

- познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном

искусстве как эстетической ценности;

- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона;

- развивать чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;

- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников

Название

Уральские промыслы

Вид проекта

Творческий, информационный

Участники

Дети, родители группы , воспитатель: Цыганова Н.П.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, декабрь - апрель

План – схема реализации проекта в рамках группы

Декабрь, январь, февраль

Совместная деятельность педагога и детей

Результат

Беседа с детьми «Поэма уральских гор».

Занятие экспедиция: "Промышленность и хозяйство родного города".

Создание мини- музея «Уралочка».

Познавательное развитие: "Мы уральцы".

Чтение Бажова «Серебряное копытце».

Конспект

.

Цель:

Дать

представление

о

промышленности

и

хозяйстве

своего

города.

Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры

поселка.

Расширять представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-

прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных

мастеров, национальную гордость за мастерство уральского народа.

Познакомить детей с работами уральских мастеров, расширять знания о народном

промысле, формировать интерес и уважение к уральскому народному творчеству.

Учить воспринимать образное содержание сказки; формировать положительную

эмоциональную отзывчивость при восприятии художественного произведения.

Взаимодействие с родиетлями.

Устная информация для родителей по поводу беседы «Наш дом Южный Урал».

Помощь родителей в создании мини – музея «Уралочка».

Консультация для родителей " Как создать коллекцию камней".

Самостоятельная деятельность детей.

1.Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов об Урале, о городе.

2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка,

аппликация, раскраски по теме, ручной труд).

Март, апрель

Совместная деятельность педагога с детьми.

Результат

Беседа- виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал»

Развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности. Тема: "Я-

архитектор своего района".

Дидактическая игра «Откуда пришел предмет»

Чтение Бажова «Горный мастер» И.Н. Рыжов "О чем шептались камни".

Познавательное развитие: "Мы- уральцы"

Беседа "Волшебный мир камней"

Исследовательская деятельность: "Камень, заговори".

Самостоятельные игры детей в группе.

Цель: Закрепить знания о своем районе; познакомить с профессией архитектора;

Побуждать создавать конструкции по замыслу; развивать стремление украшать свой

поселок.

Фотосессия.

Изготовление атрибутов, фотосессия

Цель:

Закрепить

знание

о

жанровых

особенностях

литературных

произведений;

формировать

положительную

эмоциональную

отзывчивость

при

восприятии

произведения.

Цель: Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширять

знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с

промыслами

декоративно-прикладного

искусства

Урала:

каслинским

литьем,

златоустовской гравюрой, росписью на металле.

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, какую пользу для человека они

приносят.

Создание альбома "Волшебный мир камней".

Цель: Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.

Взаимодействие с родителями.

Устная

информация

для

родителей

по

поводу

беседы

«Знакомство

с

Уральскими

профессиями».

Консультация для родителей: "Как заинтересовать ребенка искусством Урала».

Самостоятельная деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов о народных промыслах.

2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,

раскраски по теме, ручной труд).

3.Создавать условия для исследовательской деятельности. (классификация камней по

разным признакам, выяснение их свойств и особенностей)

4.Сюжетно-ролевые игры: "Мы- шахтеры", "Мы- строители", "Мы- мастера".

Февраль

Совместная деятельность педагога с детьми.

Результат

Беседа с детьми «Уральские промыслы»

Чтение Бажова «Малахитовая шкатулка».

Развитие речи: "Составление рассказа на тему: "Кем и как работают мои родители".

Знакомство с выставкой в библиотеке. "В краю озер и рудных скал".

Творческие игры на прогулке «Шахта», "Гора самоцветов".

Познавательное развитие: Рассказ о Масленице, как она празднуется на Руси.

Чтение русской народной сказки "Как весна зиму поборола".

Ручной труд: "Салон ювелирных изделий".

Познавательное развлечение "Город Уральских мастеров".

Цель: Расширять знания детей о традициях и обычаях Урала. Познакомить детей с

промыслами декоративно- прикладного искусства Урала: росписью по дереву и

бересте, вышивкой, ткачеством. Альбом "Уральских промыслов".

Цель: Учить воспринимать образное содержание художественного произведения.

Развивать

интерес

к

уральскому

промыслу.

Воспитывать

уважение

к

мастерам

Урала.

Изготовление с детьми шкатулки.

Цель: Закрепить представление о труде родителей; побуждать гордиться трудовыми

успехами и заслугами родителей; учить составлять рассказ из личного опыта на

основе плана, предложенного воспитателем.

Фотосессия.

Фотосессия,

изготовление

с

детьми

на

прогулке

горы

самоцветов

из

снега

и

ледяных украшений.

Цель: Знакомить детей с русскими народными праздниками. Разучивание закличек

солнца на Сретение, масленичных приговоров, игр.

Цель:

Расширять

эстетические

представления

у

дошкольников

об

искусстве

уральских мастеров- ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии

искусства,

эстетическую

рефлексию

при

оценке

собственной

творческой

деятельности.

Познакомить детей с уральским прикладным промыслом нашего региона. Развивать

интерес к уральскому искусству, уважение к мастерам.

Взаимодейтсвие с родителями.

Обмен впечатлениями детей и родителей по поводу беседы «Малахитовая

шкатулка».

Задание родителям: помочь в оформлении выставки «Такие разные шкатулки».

Самостоятельная деятельность детей.

1.

Ярмарка

декоративно-прикладного

искусства".

Создавать

условия

для

продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, раскраски по теме,

ручной труд).

2.

Рассматривание

иллюстраций,

тематических

альбомов

о

декоративно-

прикладном искусстве, народные праздники.

3. Рассматривание иллюстраций к "Уральским сказам" Бажова.

4. "Ювелирная мастерская". Изготовление бус браслетов

Выставка «Такие разные шкатулки».



В раздел образования