Автор: Цыганова Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с 75 г. Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Региональный компонент
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
"Уральские промыслы"
Выполнила:
Цыганова Н.П.
воспитатель гр. 3/2
Челябинск, 2021
Актуальность темы:
Исследуя результаты мониторинга детского развития интегративных качеств о
"Первичных представлениях о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе", я
обратила внимание, что у детей средне развиты знания о своей семье. Не все дети знают
профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и
различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В
настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители,
воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем городе, своем народе. Ведь
именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо
способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами
декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы
составляют основу русского народного искусства
.
Цель проекта:
Через разные виды деятельности формировать представление о культуре Южного Урала, его традициях.
Познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном
искусстве как эстетической ценности.
Задачи проекта:
- актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине: закрепить знания о
природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале;
- Дать представление о промышленности и хозяйстве своего региона, поселка;
- Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры нашего поселка;
- познакомить детей с новыми профессиями: геологи, шахтеры, горный инженер, камнерез;
- закрепить, опираясь на художественные произведения, знания детей об Урале, его традициях и о роли
человека-труженика;
- познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном
искусстве как эстетической ценности;
- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона;
- развивать чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;
- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников
Название
Уральские промыслы
Вид проекта
Творческий, информационный
Участники
Дети, родители группы , воспитатель: Цыганова Н.П.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный, декабрь - апрель
План – схема реализации проекта в рамках группы
Декабрь, январь, февраль
Совместная деятельность педагога и детей
Результат
Беседа с детьми «Поэма уральских гор».
Занятие экспедиция: "Промышленность и хозяйство родного города".
Создание мини- музея «Уралочка».
Познавательное развитие: "Мы уральцы".
Чтение Бажова «Серебряное копытце».
Конспект
.
Цель:
Дать
представление
о
промышленности
и
хозяйстве
своего
города.
Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры
поселка.
Расширять представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-
прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных
мастеров, национальную гордость за мастерство уральского народа.
Познакомить детей с работами уральских мастеров, расширять знания о народном
промысле, формировать интерес и уважение к уральскому народному творчеству.
Учить воспринимать образное содержание сказки; формировать положительную
эмоциональную отзывчивость при восприятии художественного произведения.
Взаимодействие с родиетлями.
Устная информация для родителей по поводу беседы «Наш дом Южный Урал».
Помощь родителей в создании мини – музея «Уралочка».
Консультация для родителей " Как создать коллекцию камней".
Самостоятельная деятельность детей.
1.Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов об Урале, о городе.
2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка,
аппликация, раскраски по теме, ручной труд).
Март, апрель
Совместная деятельность педагога с детьми.
Результат
Беседа- виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал»
Развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности. Тема: "Я-
архитектор своего района".
Дидактическая игра «Откуда пришел предмет»
Чтение Бажова «Горный мастер» И.Н. Рыжов "О чем шептались камни".
Познавательное развитие: "Мы- уральцы"
Беседа "Волшебный мир камней"
Исследовательская деятельность: "Камень, заговори".
Самостоятельные игры детей в группе.
Цель: Закрепить знания о своем районе; познакомить с профессией архитектора;
Побуждать создавать конструкции по замыслу; развивать стремление украшать свой
поселок.
Фотосессия.
Изготовление атрибутов, фотосессия
Цель:
Закрепить
знание
о
жанровых
особенностях
литературных
произведений;
формировать
положительную
эмоциональную
отзывчивость
при
восприятии
произведения.
Цель: Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширять
знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с
промыслами
декоративно-прикладного
искусства
Урала:
каслинским
литьем,
златоустовской гравюрой, росписью на металле.
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, какую пользу для человека они
приносят.
Создание альбома "Волшебный мир камней".
Цель: Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
Взаимодействие с родителями.
Устная
информация
для
родителей
по
поводу
беседы
«Знакомство
с
Уральскими
профессиями».
Консультация для родителей: "Как заинтересовать ребенка искусством Урала».
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов о народных промыслах.
2.Создавать условия для продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,
раскраски по теме, ручной труд).
3.Создавать условия для исследовательской деятельности. (классификация камней по
разным признакам, выяснение их свойств и особенностей)
4.Сюжетно-ролевые игры: "Мы- шахтеры", "Мы- строители", "Мы- мастера".
Февраль
Совместная деятельность педагога с детьми.
Результат
Беседа с детьми «Уральские промыслы»
Чтение Бажова «Малахитовая шкатулка».
Развитие речи: "Составление рассказа на тему: "Кем и как работают мои родители".
Знакомство с выставкой в библиотеке. "В краю озер и рудных скал".
Творческие игры на прогулке «Шахта», "Гора самоцветов".
Познавательное развитие: Рассказ о Масленице, как она празднуется на Руси.
Чтение русской народной сказки "Как весна зиму поборола".
Ручной труд: "Салон ювелирных изделий".
Познавательное развлечение "Город Уральских мастеров".
Цель: Расширять знания детей о традициях и обычаях Урала. Познакомить детей с
промыслами декоративно- прикладного искусства Урала: росписью по дереву и
бересте, вышивкой, ткачеством. Альбом "Уральских промыслов".
Цель: Учить воспринимать образное содержание художественного произведения.
Развивать
интерес
к
уральскому
промыслу.
Воспитывать
уважение
к
мастерам
Урала.
Изготовление с детьми шкатулки.
Цель: Закрепить представление о труде родителей; побуждать гордиться трудовыми
успехами и заслугами родителей; учить составлять рассказ из личного опыта на
основе плана, предложенного воспитателем.
Фотосессия.
Фотосессия,
изготовление
с
детьми
на
прогулке
горы
самоцветов
из
снега
и
ледяных украшений.
Цель: Знакомить детей с русскими народными праздниками. Разучивание закличек
солнца на Сретение, масленичных приговоров, игр.
Цель:
Расширять
эстетические
представления
у
дошкольников
об
искусстве
уральских мастеров- ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии
искусства,
эстетическую
рефлексию
при
оценке
собственной
творческой
деятельности.
Познакомить детей с уральским прикладным промыслом нашего региона. Развивать
интерес к уральскому искусству, уважение к мастерам.
Взаимодейтсвие с родителями.
Обмен впечатлениями детей и родителей по поводу беседы «Малахитовая
шкатулка».
Задание родителям: помочь в оформлении выставки «Такие разные шкатулки».
Самостоятельная деятельность детей.
1.
Ярмарка
декоративно-прикладного
искусства".
Создавать
условия
для
продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, раскраски по теме,
ручной труд).
2.
Рассматривание
иллюстраций,
тематических
альбомов
о
декоративно-
прикладном искусстве, народные праздники.
3. Рассматривание иллюстраций к "Уральским сказам" Бажова.
4. "Ювелирная мастерская". Изготовление бус браслетов
Выставка «Такие разные шкатулки».