Напоминание

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"


Авторы: Николаева Ирина Владимировна, Семенова Марина Валерьевна
Должность: учитель географии, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37 НМР РТ
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Непараллельное изучение тем в математике и географии, как основа формирования soft skills (гибких компетенций).
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Межпредметные связи в преподавании математики и географии.

Без знания математики нельзя понять

ни основ современной техники, ни того,

как ученые изучают природные и

социальные явления.

Колмогоров А. Н

Пожалуй, нет необходимости в настоящее время доказывать важность

межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему

формированию, так называемых межпредметных понятий, то есть таких,

полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-

либо одной дисциплины. Именно взаимопроникновением наук друг в друга

характеризуется современный этап развития науки.

Дидактические принципы обучения, воспитательные задачи школы, связь

обучения с жизнью, подготовка учащихся к практической деятельности – всё

это

диктует

о

необходимости

связи

между

учебными

предметами.

Метапредметные

связи

помогают

формированию

soft

skills

(гибких

компетенций) в обучении.

Математика и география имеют много общих вопросов. В своём

выступлении мы хотим затронуть наиболее проблемные из них.

Самая большая проблема – это непараллельное изучение тем в

математике и географии. Чаще всего география чуть опережает математику.

Поэтому

нам

очень

помогает

проектная

деятельность

и

проведение

интегрированных уроков.

Как учитель географии скажу, что наибольшую сложность для детей

представляют темы по изучению масштаба и азимута, так как эти вопросы ещё

не изучались на уроках математики. Вот здесь и напрашивается проведение

интегрированного урока по теме «Масштаб».

При изучении этой темы

главная проблема усвоить понятие «масштаб». Как географ объясняю, что

масштаб – это величина, показывающая во сколько раз уменьшено расстояние

на плане (карте) по сравнению с местностью.

Далее по учебнику математики рассматриваем понятия числового и

линейного масштаба, знакомим учащихся с приёмами перевода числового

масштаба географических карт в линейный и наоборот. Учащимся были

предложены

практические

задачи

и

упражнения,

где

было

наглядно

проиллюстрировано

применение

числового

масштаба

на

примерах

определения расстояния между пунктами, изображёнными на картах с

разными масштабами; числового масштаба карты по расстоянию между

заданными пунктами на карте и истинному расстоянию между ними.

Интегрированный подход позволяет нам расширить границы

предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все

знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. При проведении

интегрированных уроков у детей возникает более целостное восприятие мира,

формируется деятельностный подход в обучении. На наш взгляд, именно

формирование гибких компетенций позволяет организовать совместную

проектную деятельность.

Очень тесно отслеживается связь математики с географией при изучении

темы «Атмосфера».

При изучении этой темы, обучающиеся уже знакомы с положительными и

отрицательными числами, нахождением среднего арифметического, но не

умеют строить графики и определять по ним нужную информацию. Поэтому

показываю два луча: на горизонтальном отмечаем время наблюдения на

вертикальном – показания температур, ставим точки, соответствующие

показанию температуры в данное время наблюдения и соединяем их,

получаем график, с помощью которого можем не только посмотреть

изменение температур, но и определить температуру в промежутках между

изменениями. Все объяснения проходят без применения математических

терминов.

Учащиеся

должны

хорошо

понимать

смысл

и

значение

отрицательных чисел, поэтому введение отрицательных чисел должно быть

хорошо мотивировано.

В учебнике математики для 6 класса С. М. Никольского подробно

рассматриваются эти вопросы, имеются разнообразные и интересные по

содержанию задачи.

Методической целью нашей работы является обучение учащихся

наблюдать за окружающим миром, фиксировать процесс наблюдения,

анализировать и обобщать результаты, сравнивать данные между собой. Для

достижения наших целей в 6 классах на уроках географии мы работаем по

дневникам наблюдения, где учащиеся учатся работать с положительными и

отрицательными числами, строить графики, находить амплитуду температур,

что является средним арифметическим в математике, обобщать и делать

выводы, а полученные результаты исследовательской работы, обучающиеся

оформляют в проекты.

Свои работы они представляют перед одноклассниками, а лучшие из них

на школьных и муниципальных конференциях.

Формирование гибких компетенций позволяет обучающимся глубже

понять изучаемый предмет или явление, критически отнестись к имеющимся

знаниям и представлениям, увидеть тонкие взаимосвязи вещей.

В нашей школе создаётся система для комплексного развития гибких навыков

через проектную деятельность. В эту работу включились все классы.

Своей задачей мы считаем создание поддерживающего и развивающего

пространства

для

школьника

в

построении

и

реализации

успешной

образовательной траектории, а именно это - позволяет закрывать пробелы в

непараллельном изучении наших предметов.

В процессе своей работы мы зафиксировали рост познавательного

интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей.

Формирование гибких компетенций стимулирует тягу к знаниям, укрепляет

интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания.



В раздел образования