Авторы: Николаева Ирина Владимировна, Семенова Марина Валерьевна
Должность: учитель географии, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37 НМР РТ
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Непараллельное изучение тем в математике и географии, как основа формирования soft skills (гибких компетенций).
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"
Раздел: среднее образование
Межпредметные связи в преподавании математики и географии.
Без знания математики нельзя понять
ни основ современной техники, ни того,
как ученые изучают природные и
социальные явления.
Колмогоров А. Н
Пожалуй, нет необходимости в настоящее время доказывать важность
межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему
формированию, так называемых межпредметных понятий, то есть таких,
полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-
либо одной дисциплины. Именно взаимопроникновением наук друг в друга
характеризуется современный этап развития науки.
Дидактические принципы обучения, воспитательные задачи школы, связь
обучения с жизнью, подготовка учащихся к практической деятельности – всё
это
диктует
о
необходимости
связи
между
учебными
предметами.
Метапредметные
связи
помогают
формированию
soft
skills
(гибких
компетенций) в обучении.
Математика и география имеют много общих вопросов. В своём
выступлении мы хотим затронуть наиболее проблемные из них.
Самая большая проблема – это непараллельное изучение тем в
математике и географии. Чаще всего география чуть опережает математику.
Поэтому
нам
очень
помогает
проектная
деятельность
и
проведение
интегрированных уроков.
Как учитель географии скажу, что наибольшую сложность для детей
представляют темы по изучению масштаба и азимута, так как эти вопросы ещё
не изучались на уроках математики. Вот здесь и напрашивается проведение
интегрированного урока по теме «Масштаб».
При изучении этой темы
главная проблема усвоить понятие «масштаб». Как географ объясняю, что
масштаб – это величина, показывающая во сколько раз уменьшено расстояние
на плане (карте) по сравнению с местностью.
Далее по учебнику математики рассматриваем понятия числового и
линейного масштаба, знакомим учащихся с приёмами перевода числового
масштаба географических карт в линейный и наоборот. Учащимся были
предложены
практические
задачи
и
упражнения,
где
было
наглядно
проиллюстрировано
применение
числового
масштаба
на
примерах
определения расстояния между пунктами, изображёнными на картах с
разными масштабами; числового масштаба карты по расстоянию между
заданными пунктами на карте и истинному расстоянию между ними.
Интегрированный подход позволяет нам расширить границы
предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все
знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. При проведении
интегрированных уроков у детей возникает более целостное восприятие мира,
формируется деятельностный подход в обучении. На наш взгляд, именно
формирование гибких компетенций позволяет организовать совместную
проектную деятельность.
Очень тесно отслеживается связь математики с географией при изучении
темы «Атмосфера».
При изучении этой темы, обучающиеся уже знакомы с положительными и
отрицательными числами, нахождением среднего арифметического, но не
умеют строить графики и определять по ним нужную информацию. Поэтому
показываю два луча: на горизонтальном отмечаем время наблюдения на
вертикальном – показания температур, ставим точки, соответствующие
показанию температуры в данное время наблюдения и соединяем их,
получаем график, с помощью которого можем не только посмотреть
изменение температур, но и определить температуру в промежутках между
изменениями. Все объяснения проходят без применения математических
терминов.
Учащиеся
должны
хорошо
понимать
смысл
и
значение
отрицательных чисел, поэтому введение отрицательных чисел должно быть
хорошо мотивировано.
В учебнике математики для 6 класса С. М. Никольского подробно
рассматриваются эти вопросы, имеются разнообразные и интересные по
содержанию задачи.
Методической целью нашей работы является обучение учащихся
наблюдать за окружающим миром, фиксировать процесс наблюдения,
анализировать и обобщать результаты, сравнивать данные между собой. Для
достижения наших целей в 6 классах на уроках географии мы работаем по
дневникам наблюдения, где учащиеся учатся работать с положительными и
отрицательными числами, строить графики, находить амплитуду температур,
что является средним арифметическим в математике, обобщать и делать
выводы, а полученные результаты исследовательской работы, обучающиеся
оформляют в проекты.
Свои работы они представляют перед одноклассниками, а лучшие из них
на школьных и муниципальных конференциях.
Формирование гибких компетенций позволяет обучающимся глубже
понять изучаемый предмет или явление, критически отнестись к имеющимся
знаниям и представлениям, увидеть тонкие взаимосвязи вещей.
В нашей школе создаётся система для комплексного развития гибких навыков
через проектную деятельность. В эту работу включились все классы.
Своей задачей мы считаем создание поддерживающего и развивающего
пространства
для
школьника
в
построении
и
реализации
успешной
образовательной траектории, а именно это - позволяет закрывать пробелы в
непараллельном изучении наших предметов.
В процессе своей работы мы зафиксировали рост познавательного
интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей.
Формирование гибких компетенций стимулирует тягу к знаниям, укрепляет
интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания.