Автор: Козлова Юлия Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ДС 12
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Выборгский район
Наименование материала: Беседа с родителями.
Тема: Помощь детям в успешном прохождении кризиса 7 лет. Рекомендации для родителей.э
Раздел: дошкольное образование
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 7 ЛЕТ:
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА И ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
Уважаемые родители!
Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребёнка, связанная с
изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника.
Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и
соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка
переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе,
чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения
возрастной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ
1.Проявление кризиса
2.Самостоятельная диагностика
3.Причины кризиса
3.1.Конфликт между потребностями и окружающей средой.
3.2.Утрата детской непосредственности
3.3.Результат кризиса
4.Что делать родителям?
5.Право на собственные решения
6.Сохранение детства
7.Базовые рекомендации
7.1.Объяснять
7.2.Слушать
7.3.Советоваться
7.4.Исключить насилие
7.5.Предоставлять личное время
7.6.Не относиться к ребёнку как к собственности
ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА
Переживая кризис 7-8 лет, ребёнок готовится к новому этапу жизни, который
начнётся,
когда
он
переступит
школьный
порог.
Преодоление
эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой
среды, принять её правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:
-привыкание к учебным нагрузкам;
-изменение во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
-общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере
переживает кризис.
Для
переходного
этапа
характерны
определённые
закономерности
поведения ребёнка, основные из которых:
-наигранность;
-вертлявость, неусидчивость;
-вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
-передразнивание взрослых;
-клоунада и паясничание как способы привлечения внимания.
Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими
эмоциональными характеристиками, как:
-повышенная утомляемость;
-раздражительность;
-вспыльчивость;
-рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости
в школе;
-агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.
В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:
-сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
-ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребёнок,
отличающийся не очень хорошим поведением;
-кляузничают
на
приятелей,
заискивает
перед
взрослыми,
пытаясь
»подняться» в их глазах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Определить, что ребёнок столкнулся с кризисом, мама и папа могут,
внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать
оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета.
Отвечая на её вопросы, следует ставить «2балла», если перечисленные
черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1балл» - заметны
периодически, «0баллов» - они вообще несвойственны ребёнку.
Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:
1.В течение последних 6-12 месяцев ребёнок кардинально изменился.
2.Всё время пытается «переговорить» старших, грубит.
3.Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском
центре.
4.Стал
безразличен
к
игрушкам,
которые
раньше
сильно
любил.
Интересуется только играми с другими детьми.
5.Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
6.Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
7.Часто ругается с родителями из-за мелочей.
8.Упрямится, отстаивает своё мнение вопреки всему.
9.Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
10.Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.
После того, как получены ответы на все вопросы, следует подсчитать сумму
баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:
1.
0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребёнок очень спокоен,
но такое поведение может указывать на некоторое отставание в
психоэмоциональном развитии.
2.
5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса.
Плохое
поведение
может
быть
обусловлено
индивидуальными
особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
3.
10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его
проявления и помочь ребёнку можно, изменив систему требований и
отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и
привести к формированию негативных черт характера.
ПРИЧИНА КРИЗИСА
Кризисы подросткового возраста, трёх, семи лет имеют одну общую
черту
–
отрицание.
Вместе
с
тем,
каждый
сложный
период
характеризуется своими особенностями.
В три года малыш борется за свою самостоятельность
– возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает
терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и
переживанием
вклинивается
интеллектуальный
момент.
Плюс
подключается непростая адаптация к школе.
Конфликт между потребностями и окружающей средой.
Ребёнок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому
подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная
среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи
внушают, что поход в первый класс означает взросление.
Начав посещать школу, ребёнок искренне надеется, что он стал
самостоятельным и приобрёл новую социальную позицию. По его
мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в
«прошлой
детской
жизни»,
должны
претерпеть
изменения.
В
результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и
куда ему идти, что надевать и так далее. Ребёнок убеждён, что имеет
полное право вести себя как взрослый.
Утрата детской непосредственности.
Ещё один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и
непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно
поддаётся
меньшему
влиянию
внешних
факторов.
Именно
поэтому
появляется кривляние, наигранность, манерничанье.
Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует её логике, при этом
его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате
возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций,
изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.
Результат кризиса.
Наряду
с
трудностями
отпрыск
переживает
стремительное
развитие.
Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребёнок и
среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором
этапе,
всё
стабилизируется.
Как
следствие,
происходит
психическое
новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для
кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме.
Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности, к позиции ученика
школы.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Что делать маме и папе «кризисного ребёнка»? Прежде всего – не
паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В
итоге вместо кривляния ребёнок научится действовать по собственной воле в
любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им.
Он обретает собственную позицию, своё мнение, своё отношение к
различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует
собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы
воображения и выбора действий. Облегчить протекание кризисного периода
под силу понимающим родителям. Следует изменить своё отношение к
отпрыску,
расширив
границы
его
свободы.
Необходимо
дать
ему
возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать
сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении
жизнью ребёнка, а в контроле и осторожном наставлении.
ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет –
требования, предъявляемые к ребёнку в школе и дома и которым он
отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый
звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать»,
«должен». Как следствие, из уст отпрыска всё чаще и чаще звучат слова «не
хочу», «не буду».
Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования
так, чтобы сын или дочка захотели их выполнить по своей воле. Можно
призвать
в
помощь
авторитетного
для
ребёнка
героя,
рассказав
поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и
поступил правильно.
К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и
часть
решений
он
способен
принимать,
основываясь
на
нём.
По
возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на
чадо своим авторитетом. Например, ребёнок не хочет тепло одеваться. Ему
нужно напомнить, как он недавно замёрз, будучи экипированным не по
погоде. У семилетнего ребёнка во многих вопросах уже есть собственное
мнение.
Нельзя
его
заглушать
–
наоборот,
следует
учить
чадо
аргументированно спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это
заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения
наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться
с мнением своего ребёнка.
Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям
необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не
должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребёнку следует
задавать
вопросы,
интересоваться
его
мнением,
давать
возможность
принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын
отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать
его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело,
затем подкорректировать график вместе.
СОХРАНЕНИЕ ДЕТСТВА
В кризисный период происходить переход на очередной этап становления
личности, но отпрыск всё ещё остаётся ребёнком. Не стоит забывать об этом.
В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы,
сказки,
истории.
Сын
или
дочка
будет
с
удовольствием
следовать
положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход
позволит сместить авторитарную роль с себя.
С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много
времени за уроками. Ребёнку сложно полностью погрузиться в учебный
процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть
возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить
сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова
или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или
мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые
процессы и они станут гармоничной частью режима дня.
БАЗОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти
незаметно. Более того, в этот период у ребёнка могут сформироваться
человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно,
чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:
- объясняли;
- слушали;
- советовались;
- исключили насилие;
- предоставляли личное время;
- не относились к ребёнку как к собственности.
Объяснять
Разумеется, в жизни ребёнка должны быть запреты, но перед тем как ввести
«табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит
правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а
не приказа. Благодаря этому ребёнок почувствует своё равенство со
взрослыми.
Не нужно бояться, что такой подход приведёт к потере родительского
безусловного авторитета. Ваш ребёнок будет продолжать прислушиваться к
словам старших на инстинктивном уровне.
Слушать
Маме и папе нужно внимательно слушать ребёнка без критики. Пусть
рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы,
делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных
выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не
удосуживаются выслушать ребёнка или, что ещё хуже, смеются над ним.
Советоваться
Ребёнок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума,
понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости
дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи. Следует
интересоваться мнением сына или дочки – планируя досуг, совершая
покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это
поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их
требовать или самостоятельно брать у родителей.
Исключить насилие
Нельзя проявлять насилие по отношению к ребёнку – ни моральное, ни
физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки.
Если ребёнка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не
умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические
меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остаётся на всю
жизнь.
Предоставлять личное время
Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий
язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит
предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребёнок закрывает
дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведёт время так,
как ему хочется: потанцует, порисует, споёт песню, пофантазирует.
Не относиться к ребёнку как к собственности
Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание
ребёнка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их
собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои
особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис 7 лет проходит у тех
детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль.
Детям нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил.
Если
ситуация
очень
сложная, стоит
обратиться за
консультацией к
психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.
Беседа с родителями подготовлена по материалам статьи клинического
психолога Мирошниковой Е.Ю.