Автор: Обухова Елена Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП с. Приволжское Ровенского района"
Населённый пункт: село Приволжское Саратовская область
Наименование материала: проектно-исследовательская работа по биологии
Тема: "Развитие растения из семени"
Раздел: среднее образование
Проектно-исследовательская
работа
по биологии
«Развитие растения из семени»
Обучающиеся 7 А класса ГБОУ СО «Школа-интернат АОП
с. Приволжское Ровенского района»
РУКОВОДИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Е. Г. ОБУХОВА
Название проекта: «Развитие растения из семени»
Цель проекта: проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить
опытным путём, - какие условия необходимы для прорастания семян.
Задачи проекта:
Подготовить необходимое оборудование для проекта
Индивидуально создать условия для проращивания растений участникам
проекта.
Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
Оформить наблюдения в дневник
Сделать выводы по данному проекту
Направления деятельности:
поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных
растениях
творческая - развитие интереса и расширение кругозора обучающихся
исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями
Объект исследования: семена фасоли
Предмет исследования: условия роста растений
Практический выход проекта: создание коллективного проекта
Сроки реализации проекта: 12 октября 2020 года –16 ноября 2020 года
Актуальность:
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель
и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое.
На уроках «Биологии» мы знакомились с развитием растений из семени.
Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько
обучающихся
изъявили
желание
вырастить
своё
собственное
растениеи
пронаблюдать за его развитием.
Исследовательская
работа
разделяется
на
две
части:
теоретическую
и практическую. В теоретической части мы изучили вопросы проращивания семян
и обработали необходимую
информацию. В практической части использовали
опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами
были сделаны соответствующие выводы.
Гипотеза
Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые
условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно
прорастить в домашних условиях. Для чистоты эксперимента использовался
материал для посадки: почва.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: если исключить одно
изусловий,тосеменане
прорастут.
План реализации проекта
Уточнить условия прорастания семян. Этапы ростарастений.
Выяснить эффективные методы проращивания семян в домашних условиях.
Наблюдать за развитием ростков.
Следить за соблюдением условий.
Вести дневник наблюдения.
Приобрести новые знания.
Получить конечный результат.
Сделать вывод.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате работы будет создан проект.
Обучающиеся 7а класса проявят интерес и примут активное участие в поиске
материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта, расширят свой
кругозор, приобретут опыт в сфере растениеводства.
Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной
позиции ребят, формирования чувства ответственности.
Реализация проекта
«Развитие растения из семени».
Проект, который был осуществлен с 12 октября 2020 года по 16 ноября 2020 года,
можно охарактеризовать как исследовательский.
Авторы и исполнители проекта «Развитие растения из семени»:
В проекте принимали участиеобучающиеся 7а класса
Нестерова Вероника, Созанская Наташа, Руденко Оля, Зимина Даша, Семенов
Саша, Кидасов Мурад, Пономарев Влад.
Руководитель проекта: учитель биологии Елена Геннадьевна Обухова
Объект изучения: фасоль
Этапы реализации проекта:
введение в проект (02 октября 2020года)
индивидуальная работа в проекте (03 октября 2020 года –10 ноября 2020 года)
оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений(10
ноября 2020 года)
создание коллективного проекта (12 -16 ноября 2020 года)
На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена
гипотеза, выбраны участники проекта.
На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по
своим
индивидуальным
задачам.
Для
поиска
необходимой
информации
использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.
На третьем этапе
представлены результаты
наблюдений
в
виде дневника
наблюдения. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.
На четвертом этапе все результаты были сведены в единое целое и оформлены в
виде проектной работы.
Теоретическая часть проекта.
Приобретение новых знаний.
Работая над проектом, мы узнали много нового о
растениях. Мы узнали, как устроено семя. Оно состоит из
семенной кожуры, семядолей и зародыша. Семенная
кожура защищает семя от повреждений и высыхания. В
семядолях
содержатся
питательные
вещества
для
зародыша. А зародыш дает жизнь новому растению.
Мы узнали, что такое фотосинтез.
Фотосинтез происходит в листьях растений. Углекислый
газ, содержащийся в воздухе, проникает в лист. Вода и
минеральные вещества поступают из почвыв корни и
дальше по стеблям в листья растения. В листьях есть
зеленый
пигмент
хлорофилл,
который
поглощает
солнечный свет.
Под действием солнечного света в листьях начинаются химические превращения.
Из углекислого газа, воды и минеральных веществ растение само создает себе пищу
и поэтому растет. А самое главное, что в процессе этих химических превращений
растение выделяет кислород, который необходим всем нам для дыхания. Без
кислорода все живое погибнет. Поэтому ФОТОСИНТЕЗ – это процесс, от которого
зависит вся жизнь на Земле.
На уроке биологии учитель нам объяснила, что семена – это живые растительные
организмы, в которых обмен веществ не прекращается на продолжении всей их
жизни.
Абиотические факторы необходимы, чтобы обеспечить правильное течение обмена
веществ в семенах, при котором сохранились бы их всхожесть и энергия
прорастания, и улучшались бы другие качества.
1.
Условия прорастания семян.
Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают
как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают,а
всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению
нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая
перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиватьсяв
размерах.
Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру
семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый
побег.
Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?
Попробуем провести исследование.
Цель нашего исследования «Изучение условий прорастания семян»
Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода, воздух, тепло,
почва, пища, свет.
1.1.Исследуем необходимость воды и воздуха
для прорастания семян
Для этого: в первый стакан поместили сухие семена, во втором – семена чуть залили
водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив
стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам.
Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений,
во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа
воздуха, загнили.
Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии
воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных
веществ,
содержащихся
в
семени
(в
эндосперме
или
семядолях)
для
первоначального роста зародыша.
Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам
разных растений необходимо разное количество воздуха и воды.
Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком
количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства
цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.
1.2.Исследуем необходимость тепла
для прорастания семян.
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают
при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца
прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые
растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2
градуса по Цельсию (это холодостойкие растения).
Эксперимент с растением – фасолью.
Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую
– в прохладное, при температуре +5 градусов.
Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки,
а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись».
Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?
Ответ: Вода, воздух и тепло.
Это факторы неживой природы называются абиотические факторы.
Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем
больше веществ, тем крупнее проросток.
1.3.Исследуем - как влияет глубина заделки семян в почву.
Для эксперимента мы взяли семена бобов и посадили их в почву на разную глубину.
В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила
заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В
первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток
развивался быстрее.
Глубина заделки зависит от:
Размера семени:
А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это
семена таких растений, как лук, репа.
Б. средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких
растений, как редис, огурцы
В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли,
гороха.
Вопрос: Зависит ли прорастание семян и рост растения от структуры почвы?
Ответ: да.
В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная
почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает.В
глинистой почве влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало
воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.
Этапы прорастания семян:
1 этап – Поглощение воды
2 этап – Набухание семян
3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.
4 этап – Появление корешка.
5 этап – Появление зародышевого побега.
На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному
анализу проведенных дел и созданию проекта.
Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо
учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или
иные семена.
Заключение:
Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные
вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева
и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.
Практическая часть проекта.
Высадка семян в грунт.
Семена высадили в горшочки с грунтом, предварительно пророщенными. Посадка
проходила в несколько простых этапов:
1.
В горшочки насыпали грунт, полили землю водой,
сделали углубления
в 4-5 см.
2.
В готовые углубления поместили 1 семя фасолии присыпали грунтом.
3.
Полили землю водой.
Контрольная посадка семян фасоли.
1.
Условия развитиярастения из семени:
вода, воздух, тепло, почва, пища, свет.
Три горшочка (Вероника, Наташа, Оля) поставили на подоконник, поближе
к свету.
2.
Условия развития растения из семени:
вода, воздух, тепло, почва, пища.
Три горшочка (Влад, Саша, Мурад) поставили в темное место, где мало света.
1.
Условия развития растения:вода, воздух, тепло, почва, пища, свет.
2.
Условия развития растения: вода, воздух, тепло, почва, пища.
Дневник наблюдений
3.10.20 - взяли семена фасоли и положили их на белый лист бумаги. Затем взяли
стеклянное блюдо и положили туда ткань с ватными дисками,залили небольшим
количеством воды, положили семена фасолии накрылимокрой тканью, поставив его
в теплое место.
4.10.20 - семена разбухли. А ещё через 2 дня появились корешки.
Результаты первого опыта
(проращивание семян)
Дни
Воздух
Влага
Тепло
Воздух
тепло
Тепло
влага
Влага
воздух
Проросло
Всего
1
-
-
-
-
0
2
+
-
-
-
5
3
+
-
+
-
9
4
+
-
+
+
12
9.10.20 – высадка семян в грунт.
Результаты второго опыта
(Контрольная посадка семян фасоли)
1 условия развития растения (свет)
2 условия развития (мало света)
12.10.20 - на поверхности грунта
появились проростки. А еще через два
дня - первых 2 листа.
17.10. – рост первых двух листов.
С каждым днём их облик меняется,а
длина растения увеличивается.
Появились усики.
14.10.20 - на поверхности грунта
появились проростки.
19.10.- первых 2 листа.
23.10. –рост первых двух листов.
С каждым днём побеги тянулись вверх,
но были тонкими и бледными.
Результаты проекта
В условиях классной комнаты мы проследили механизм прорастания семян,
развития растения из семени и установили, какие факторы влияют на эти процессы.
Проводя исследования по проращиванию семян и развитию растения из семени,
нами были выполнены все поставленные цели, на практике были рассмотрено
влияние внешних факторов- абиотических на проращивание семян и
развития растения из семени.
1) Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд
опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам для
прорастания семян
необходимы влага
, воздух, тепло.
2) Создание благоприятных условий при проращивании семян ускоряет появление
всходов. Таким образом, при возделывании культурных растений важно учитывать
влияние окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем
получить дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай.
Выводы
Проанализировав
наши
наблюдения
в
ходе
эксперимента,
и
изучив
дополнительные материалы по теме проекта, мы сделали выводы о необходимых
условиях для роста и развития растений:
1)
Растению нужна вода.
2)
В каждом семени есть запас питательных веществ,
небольшая «кладовая».
Но семена могут использовать этот запас питательных веществ только в
воде,поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества
растворяются в воде и дают семени силы для роста.
3)
Растению нужен воздух
. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород,
как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет.
4)
Растению нужно тепло
. В тепле все процессы происходят быстрее. А холод не
дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и может даже
погибнуть.
5)
Растению нужен свет
. Под действием солнечного света в листьях растений
вырабатываются питательные вещества. Листья - это «живые заводы»
попроизводству еды. В них содержится клейкое зеленое вещество – хлорофилл.
С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый
сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и
дает силы для роста. Образование питательных соков в листьях растений
называется фотосинтезом.
6)
Растение получает питательные вещества из почвы.
Корни растения
вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то
растение хуже развивается и плодоносит. Поэтому люди вносят в почву
удобрения, чтобы получать хороший урожай.
Заключение:
Наши исследования доказали, что растения, такие как фасоль могут вырасти в
искусственных условиях. Для прорастания семян разных растений необходимы
одинаковые условия: влага, тепло, воздух.
Качество выбранного посадочного материала особой роли не играет, но растения,
выращенные в готовом универсальном грунте, оказались намного крепче.