Автор: Гусманов Ильсур Глусович
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад №70 "
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Развитие эмоционально волевой сферы у дошкольников
Механизмы возникновения эмоций и чувств в дошкольном детстве:
«заражение» эмоциональными состояниями окружающих
подражание взрослым, сказочным и «мультяшным» персонажам
эмоциональное предвосхищение (старший дошкольник).
Общими закономерностями в развитии эмоциональной сферы личности в дошкольном
возрасте является следующие:
1. Вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания (удовлетворение
естественных потребностей, потребностей в безопасности)
2. Обогащение и дифференциация переживаний
3. Развитие чувств как обобщение эмоций, направленных на определённый объект
(плохой волк, добрая фея)
4. Отделение субъективного отношения от объекта переживаний на 4 году жизни (до 3
лет: медсестра – «плохая тётя», потому что делает больно)
5. В дошкольном возрасте - расширение содержания эмоций, углубление и
продолжительность переживаний, формирование способности к эмоциональной
саморегуляции.
Рассмотрим эмоциональные образования личности ребёнка дошкольного возраста в
последовательности их появления в онтогенезе.
1) «Комплекс оживления» - 1,5 -2 месяца.
Появляется эмоциональная окрашенность взаимоотношений ребенка с окружающими его
людьми. У младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или
другому близкому взрослому, осуществляющему уход, кормление, проявляющему к нему
эмоциональные реакции – улыбка, телесный контакт, речевые обращения. «Комплекс
оживления» представляет собой систему поэтапных действий новорожденного:
концентрацию на привлекшем внимание объекте (зрительное и слуховое сосредоточение)
и активное привлечение внимания взрослого (движения рук и ног, улыбка и гуление).
Эмоциональные реакции младенца проявляются в форме эмоциональной идентификации
и осуществляются через заражение и подражание. Так, младенец стремится разделить
свои переживания со взрослым.
2) Трансформация содержания эмоциональных переживаний.
По мнению А. В. Запорожца, возникновение новых эмоции, прежде всего, связано с
изменением содержания и структуры деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка,
рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические
переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях
искусства. Занятия и дидактические игры вызывают интеллектуальные эмоции и
формируют на их основе интеллектуальные чувства: познавательный
интерес, удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих
суждениях, радость от найденного решения. Нравственные чувства – чувство дружбы,
справедливости,долга, стыда, вины - развиваются у ребенка в результате практического
выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.
3. Социализация эмоций.
Первоначально социализацию эмоциональной сферы ребенка определяет появление
механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. Эмоциональная
синтония как эмоциональное заражение появляется в период новорожденности и
проходит путь развития от целостной совокупности переживаний безотносительно
субъекта переживаний до сложных форм сопереживания дифференцированным объектам
общения. В старшем дошкольном возрасте синтония утрачивает свое глобальное
значение. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его
значимости в системе личных отношений, а также при условии активного включения в
ситуацию возникновения этого состояния. Децентрация как механизм преодоления
детского эгоцентризма заключается в изменении позиции ребёнка при сопоставлении
разных позиций (своей и другого). Признаки эмоциональной децентрации появляются
только к 3 годам в связи с отделением себя и другого как самостоятельных объектов
взаимодействия.
На протяжении развития ребенка появляются новые сложные формы социальных
переживаний — сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для
совместной деятельности и общения. Данный комплекс социальных переживаний многие
исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний.
Старший дошкольный возраст характеризуется специфической формой
протекания эмпатийного реагирования: от непосредственного эмоционального
реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме
эмпатийного переживания. М.Хоффман выявил и описал симпатический дистресс как
осознанную эмоциональную реакцию сочувствия, который обусловлен собственным
эмоциональным опытом негативных переживаний ребёнка и формируется между 6 и 9
годами.
Основные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:
ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств;
формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более
осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические;
насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка. Ребенок осваивает
высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики,
пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть»
их для себя. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их
интеллектуализацию, они становятся более осознанными и обобщенными.
Появляется способность к саморегуляции эмоций - слово помогает дошкольнику
управлять своими эмоциями (сдержать слезы).
Личностный аспект развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:
Нарушение привычной ситуации может вызвать стресс, острую аффективную
реакцию (адаптация к детскому саду)
Возбуждение часто преобладает над торможением
Неумение «затормозить» бурную радость может привести к плачу
В период кризисов неудовлетворение новых потребностей может вызвать
состояние фрустрации (агрессия/депрессия)
Несоответствие ожиданиям может вызывать устойчивые негативные
эмоциональные состояния – омрачённость, подавленность, апатию
Появление эмоционального предвосхищения у старших дошкольников (радость в
ожидании подарка, страх наказания)
- Возникновение эмоциональной регуляции деятельности (положительные эмоции
«вдохновляют» ребёнка).