Напоминание

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.


Автор: Гусманов Ильсур Глусович
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад №70 "
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие эмоционально волевой сферы у дошкольников

Механизмы возникновения эмоций и чувств в дошкольном детстве:

«заражение» эмоциональными состояниями окружающих

подражание взрослым, сказочным и «мультяшным» персонажам

эмоциональное предвосхищение (старший дошкольник).

Общими закономерностями в развитии эмоциональной сферы личности в дошкольном

возрасте является следующие:

1. Вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания (удовлетворение

естественных потребностей, потребностей в безопасности)

2. Обогащение и дифференциация переживаний

3. Развитие чувств как обобщение эмоций, направленных на определённый объект

(плохой волк, добрая фея)

4. Отделение субъективного отношения от объекта переживаний на 4 году жизни (до 3

лет: медсестра – «плохая тётя», потому что делает больно)

5. В дошкольном возрасте - расширение содержания эмоций, углубление и

продолжительность переживаний, формирование способности к эмоциональной

саморегуляции.

Рассмотрим эмоциональные образования личности ребёнка дошкольного возраста в

последовательности их появления в онтогенезе.

1) «Комплекс оживления» - 1,5 -2 месяца.

Появляется эмоциональная окрашенность взаимоотношений ребенка с окружающими его

людьми. У младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или

другому близкому взрослому, осуществляющему уход, кормление, проявляющему к нему

эмоциональные реакции – улыбка, телесный контакт, речевые обращения. «Комплекс

оживления» представляет собой систему поэтапных действий новорожденного:

концентрацию на привлекшем внимание объекте (зрительное и слуховое сосредоточение)

и активное привлечение внимания взрослого (движения рук и ног, улыбка и гуление).

Эмоциональные реакции младенца проявляются в форме эмоциональной идентификации

и осуществляются через заражение и подражание. Так, младенец стремится разделить

свои переживания со взрослым.

2) Трансформация содержания эмоциональных переживаний.

По мнению А. В. Запорожца, возникновение новых эмоции, прежде всего, связано с

изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка,

рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические

переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях

искусства. Занятия и дидактические игры вызывают интеллектуальные эмоции и

формируют на их основе интеллектуальные чувства: познавательный

интерес, удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих

суждениях, радость от найденного решения. Нравственные чувства – чувство дружбы,

справедливости,долга, стыда, вины - развиваются у ребенка в результате практического

выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

3. Социализация эмоций.

Первоначально социализацию эмоциональной сферы ребенка определяет появление

механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. Эмоциональная

синтония как эмоциональное заражение появляется в период новорожденности и

проходит путь развития от целостной совокупности переживаний безотносительно

субъекта переживаний до сложных форм сопереживания дифференцированным объектам

общения. В старшем дошкольном возрасте синтония утрачивает свое глобальное

значение. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его

значимости в системе личных отношений, а также при условии активного включения в

ситуацию возникновения этого состояния. Децентрация как механизм преодоления

детского эгоцентризма заключается в изменении позиции ребёнка при сопоставлении

разных позиций (своей и другого). Признаки эмоциональной децентрации появляются

только к 3 годам в связи с отделением себя и другого как самостоятельных объектов

взаимодействия.

На протяжении развития ребенка появляются новые сложные формы социальных

переживаний — сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для

совместной деятельности и общения. Данный комплекс социальных переживаний многие

исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний.

Старший дошкольный возраст характеризуется специфической формой

протекания эмпатийного реагирования: от непосредственного эмоционального

реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме

эмпатийного переживания. М.Хоффман выявил и описал симпатический дистресс как

осознанную эмоциональную реакцию сочувствия, который обусловлен собственным

эмоциональным опытом негативных переживаний ребёнка и формируется между 6 и 9

годами.

Основные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:

ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств;

формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более

осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические;

насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка. Ребенок осваивает

высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики,

пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть»

их для себя. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их

интеллектуализацию, они становятся более осознанными и обобщенными.

Появляется способность к саморегуляции эмоций - слово помогает дошкольнику

управлять своими эмоциями (сдержать слезы).

Личностный аспект развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте:

Нарушение привычной ситуации может вызвать стресс, острую аффективную

реакцию (адаптация к детскому саду)

Возбуждение часто преобладает над торможением

Неумение «затормозить» бурную радость может привести к плачу

В период кризисов неудовлетворение новых потребностей может вызвать

состояние фрустрации (агрессия/депрессия)

Несоответствие ожиданиям может вызывать устойчивые негативные

эмоциональные состояния – омрачённость, подавленность, апатию

Появление эмоционального предвосхищения у старших дошкольников (радость в

ожидании подарка, страх наказания)

- Возникновение эмоциональной регуляции деятельности (положительные эмоции

«вдохновляют» ребёнка).



В раздел образования