Автор: Еремин Александр Иванович
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: ГБОУ 409
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг, как инструмент информационного обеспечения учебного процесса
Раздел: полное образование
Мониторинг,
как
инструмент
информационного
обеспечения
учебного процесса
Еремин Александр Иванович
учитель информатики и ИКТ ГБОУ 409,
РФ, г.Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ.
В
существующих
условиях
интенсивных
разносторонних
процессов
образовательной
деятельности
качество
и
своевременность
коррекционных
воздействий
на
параметры
учебного
процесса в значительной мере зависят от полноты, достоверности и
оперативности
проведения
анализа
результатов
текущего
оценивания
параметров учебного процесса, как в отношении всего коллектива класса
обучающихся, так и в отношении каждого обучающегося в отдельности.
Ключевые
слова:
мониторинг,
информационная
поддержка,
наблюдение за состоянием обучения, педагогические действия, диагностика,
информационное обеспечение управления.
Применение понятия «мониторинг» в сфере образования изменило его
смысл, дополнило его новым содержанием. Рассмотрим, какое значение
придается мониторингу применительно к предметной области образования.
Приведем отдельные определения понятия «мониторинг», обращая внимание
на сущность рассматриваемого явления:
– под
мониторингом
понимается
режим
контроля
(надзора),
заключающийся
в
целенаправленном,
постоянном
(систематическом,
регулярном,
непрерывном),
опосредованном
получении
и
анализе
информации о деятельности граждан и организаций [1],
– в специальной литературе мониторинг рассматривается, как комплекс
исследовательских
процедур,
который
позволяет
выявить
характер
изменений в конкретном объекте за определенный промежуток времени, как
система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими
в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для
обоснования управленческих решений [2].
Нередко на практике понятие мониторинга трактуется более широко: и
как система информационной поддержки, и как система оперативного
регулирования контролируемого процесса (в том числе в виде системы
автоматизированного управления производственными процессами) [3].
Мониторинг для задач образования – это постоянное наблюдение
за каким-либо процессом в образовании для выявления его соответствия
желаемому результату или первоначальным предположениям [4].
Мониторинг педагогический это наблюдение за состоянием обучения и
воспитания и управление этими процессами в течение длительного времени
путем периодического информирования всех участников о вероятном
наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций [5].
Образовательный
мониторинг – это
одновременно
категория
педагогическая и управленческая,
поскольку он не копирует общие
положения теории информации, а отображает их на категории управления,
педагогики
и
психологии.
Мониторинг
применительно
к
задачам
образования должен
рассматриваться в соответствии с положениями
системного подхода. Кроме того, необходимо учитывать то обстоятельство,
что эта система функционирует в практической деятельности [6].
Многие специалисты по педагогике под мониторингом понимают
систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных
целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике
уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. По их
мнению, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и
умений в учебном процессе [7]. При этом указывается, что в рамках
мониторинга
проводится
выявление
и
оценивание
поведенных
педагогических действий, и тем самым обеспечивается обратная связь,
осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности
педагогической системы ее конечным целям.
Таким образом, мониторинг имеет различные качественные описания.
Это и система наблюдения, и система контроля, и система слежения, и
система диагностики. Следует отметить, что сущность педагогического
мониторинга сложна, и все приведенные определения этого понятия
отражают разные его стороны, функции, признаки.
При обобщении различных позиций можно сделать заключение, что
мониторинг в образовании – это целостная, внутренне организованная
система сбора, обработки, хранения и распространения информации. Это
относится
как
к
элементам
образовательной
системы,
выступающей
подсистемой большой системы, так и о самой системе в целом, как
о
системе,
обеспечивающей
информированность
потенциальных
пользователей
для
прогноза
дальнейшего
развития
и
проведения
необходимой коррекции в целях, планах, установленных нормативах [8].
В качестве предмета мониторинга целесообразно выбрать отдельные
характеристики объекта, являющиеся наиболее важными с точки зрения
постановки целей мониторинга.
Тесно
взаимосвязаны
понятия
«мониторинг»
и
«педагогическая
диагностика». Дело в том, что диагностирование подразумевает деятельность
по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-
либо систем, для предсказания возможных отклонений; кроме того,
педагогический диагноз прогностичен по своей природе и включает в себя
сбор
(накопление)
информации,
ее
систематизацию,
определение
диагностического уровня, интерпретацию, прогнозирование дальнейших
тенденций развития, верификацию диагноза и прогноза. Но, в то же время
диагностика
может
осуществляться
по
разнообразным,
не
систематизированным
критериям,
быть
однократной.
В
этом
случае,
диагностика – часть одного мониторингового среза. Если же диагностика
проводится регулярно, с помощью сформированной заранее системы четко
разработанных критериев, показателей и способов оценки, если позволяет
увидеть динамику, если на основе ее результатов прогнозируется дальнейшее
развитие, и разрабатываются конкретные коррекционные меры, то она
становится мониторингом.
Связано с мониторингом и понятие «информационное обеспечение
управления»,
которое
трактуется
как
совокупность
информационных
ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному
проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации
управленческих решений. Опираясь на такую функцию мониторинга, как
информационная, можно предположить, что мониторинг является своего
рода системой информационного обеспечения. Система информационного
обеспечения
работает
на
мониторинг,
обеспечивая
необходимую
информацию об изучаемом объекте. Таким образом, можно говорить о
системе информационного обеспечения мониторинга.
Таким образом, образовательный мониторинг – это одновременно
категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие
положения теории информации, а отображает их на категории управления,
педагогики и психологии.
Таким образом, образовательный мониторинг – это одновременно
категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие
положения теории информации, а отображает их на категории управления,
педагогики и психологии.
Мониторинг имеет различные функции. Это и система наблюдения, и
система контроля, и система слежения, и система диагностики.
Список литературы
1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
2 .МЧС Мониторинг//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах.
Т.II.(К – О) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
3. Ляпина
С.Ю.,
Устич
Д.П.
Мониторинг
реализации
программ
инновационного
развития
на
крупных
российских
предприятиях:
Монография / Науч. ред. С.Ю. Ляпина. – М.: Перо, 2014. – 160 с
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для
студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. – М. : Академия, 2000
5. Психология и педагогика: теоретические и прикладные аспекты [Текст] :
учебное пособие / И. Л. Руденко, О. В. Катаева ; М-во образования и науки
Российской Федерации, Московский гос. гуманитарно-экономический ун-т. -
Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : МГГЭУ, 2015. - 143 с
6. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством
образования
на
основе
новых
информационных
технологий
и образовательного мониторинга. – М. : Педагогическое общество России,
2001
7. Калъней В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в
системе «учитель – ученик». – М. : Педагогическое общество России, 1999
8. Лудченко
А.А.,
Лудченко
Я.А.,
Примак
Т.А.
Основы
научных
исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – К.:
О-во "Знания", КОО, 2001. – 113 с
13. Фоменко
С.
Л.
Мониторинг
профессионального
становления
и развития педагогического коллектива современной школы : практико-
ориентированная монография / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург : [б. и.], 2014. — 136 с. : ил. — Библиогр.: с. 125-128