Автор: Сиялова Елена Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО СЮТ г.Киров
Населённый пункт: Киров ( Кировскакя область)
Наименование материала: Публикация
Тема: Оценка качества образовательного процесса обучающихся детского объединения "Акварель" по программе "Изобразительное искусство с основами естествознания"
Раздел: дополнительное образование
Оценка качества образовательного процесса
обучающихся детского объединения «Акварель»
по программе «Изобразительное искусство с основами естествознания».
Е.Н.Сиялова, педагог дополнительного образования
Дополнительная образовательная программа художественной
направленности детского объединения «Акварель» раскрывает характер:
обучения изобразительному искусству с основами естествознания,
воспитания этического вкуса, развития образного мышления – как
комплексный процесс формирования разносторонней творческой личности
ребенка. Данная программа включает изучение основ межпредметных
связей: науки и техники, физики и математики, литературы и географии,
природоведения и астрономии, ботаники и зоологии, анатомии и биологии.
Принцип построения программы блоково-тематический, который
реализует идею «от простого к сложному» и возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Учитывая разновозрастный контингент и разноуровневые способности
обучающихся для успешного усвоения знаний, умений и навыков в
теоретический блок занятий для решения творческих и технических задач
включена работа со схемами, таблицами, пособиями, иллюстрациями,
литературой; в практическом блоке на формирование успеха к предстоящей
деятельности – рисование под легкую музыку; для переключения внимания
– дидактическая игра. Занятия начинаются с упражнений для снятия страха и
напряжения, заканчиваются защитой творческих работ и рефлексией своей
деятельности
В 2020-2021 учебном году подведение итогов реализации
образовательной программы 1 и 2 года обучения осуществляется через:
1) участие в выставках:
Внутри объединения – «Осень улыбается», «Мои пушистые
друзья», «Зимние забавы», «Мой город»
Городских – «Международный день театра», «Дорога
глазами детей»
Всероссийских – «Мир счастья», «Сказки Чуковского»,
«Веселая азбука», «Русские народные сказки», «Первые
шаги в рисовании»
Международных – «Подводные фантазии», «Детство без
границ», «Семейные традиции»
2) Реализацию творческих проектов, где ребенок самостоятельно
разрабатывал, выполнял сюжет рисунка по собственному замыслу и
его презентовал на городском конкурсе «Наследники Кулибина»,
всероссийской открытой олимпиаде «Созвездие»
3) Проверочной работы по изобразительному искусству, она
выполняется в конце каждого полугодия, где юным художникам
предлагается тест «дорисовать», «исправить» или «перерисовать»
рисунок, который был выполнен в начале учебного года, используя уже
полученные знания и умения.
4) Итогового занятия в конце учебного года, которое чаще всего
проходит в форме персональной выставки: «Мир глазами детства».
Юные художники выступают в двух ролях: мастера-художника и
зрителя-оценщика. На персональной выставке дети презентуют своё
творение и проводят мастер-класс для гостей мероприятия.
5) Проведение досуговых мероприятий для сплоченности коллектива
взрослых и детей: «День семьи», «Папа, мама, я – творческая семья»,
«На пороге Новый год».
6) На протяжении всего учебного года в «Живых журналах» юные
художники самостоятельно получают новые оттенки; выполняют
задания и упражнения по теме; разрабатывают схемы; придумывают
творческие проекты; сочиняют сказки по своим рисункам.
Результаты педагогической деятельности по изобразительному
искусству оцениваются по уровням: обученности, воспитанности и развития;
условиям: интерес к данному предмету, психологическая атмосфера в
группе, творческое воображение, отношение ребенка к педагогу и
коллективу, психологические процессы и личностные качества воспитанника.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах данные
уровни и условия включены как компоненты образовательного процесса и
определены в качестве: познавательного (интерес), эмоционально-волевого
(самооценка, настроение, комфортность, аккуратность), коммуникативного
(позитивное общение, культура поведения), двигательные умения (образное
и логическое мышление, трудолюбие).
Рассмотрим отслеживание результатов оценки качества образования детей
детского объединения «Акварель» по реализуемой программе по ФГОС.
Цель диагностики: управление качеством образовательного процесса.
Время проведения: октябрь 2020 года (1 срез)
Объект диагностики: обучающиеся в возрасте 7-14 лет в количестве 42
человека.
Результаты первого среза:
42 обучающихся имеют высокий уровень познавательной активности –
100%
31 обучающийся имеет благоприятный эмоциональный настрой к
занятиям – 73%
26 обучающихся владеют культурой общения среди сверстников – 62%
20 обучающихся владеют художественными знаниями и умениями –
48% из них 7 человек (16%) испытывают затруднения в одном виде
компонентов образовательного процесса.
Среднегрупповой показатель в детском объединении «Акварель» - 78%
Выявлен незначительный процент детей с низким уровнем – 8 человек (19%),
которые отмечают неумение работать со сверстниками, несформированное
логическое мышление.
Коррекционно-развивающая работа:
1)
Проведение индивидуальной работы с данными обучающимися на
выявление причины
2)
Проигрывание «ситуации успеха»
3)
Проведение мероприятий внутри объединения
Данный срез диагностики позволяет увидеть уровень развития творчества
детей для дальнейшего построения индивидуальной работы с ними.
Итоговый диагностический срез, апрель 2021 год
Результаты диагностики итогового среза:
42 обучающихся имеют высокий уровень познавательной активности –
100%
39 обучающийся имеет благоприятный эмоциональный настрой к
занятиям – 93%
28 обучающихся имеют дружеские отношения в детском коллективе –
66%
30 обучающихся владеют художественными знаниями и умениями –
71%
За 2020-2021 учебный год продиагностировано 42 обучающихся; из них 2
человека (0,7%) без динамики.
Вывод: на конец года произошла динамика (с 78% до 80%) уровня
компонентов образовательного процесса по сравнению с началом учебного
года (на 2%).
Диагностика позволила выявить динамику изменений и спланировать работу
на следующий учебный год, где можно будет предвидеть ход дальнейшего
развития творческой личности.
Подводя итог вышесказанного, мы пришли к выводу, что оценка качества
образовательного процесса детей в детском объединении «Акварель» по
программе «Изобразительное искусство с основами естествознания»,
предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой
общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.