Автор: Валяс Мария Олеговна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Игровая педагогическая технология
Раздел: дошкольное образование
Игровая педагогическая технология
Валяс Мария Олеговна , педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»
город Тамбов
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в
котором
закладываются
основы
личности,
вырабатывается
воля,
формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и
должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные
технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко
обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных
игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог
быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень
усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а
используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику
соответствующими материалами.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная
деятельность педагога по:
отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность;
осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства
побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,
образовательная
деятельность
подчиняется
правилам
игры;
учебный
материал используется в качестве её средства; успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
3.
Игровая
технология
охватывает
определённую
часть
образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом,
персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и
упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из
образовательной
области.
Но
при
этом
игровой
материал
должен
активизировать
образовательный
процесс
и
повысить
эффективность
освоения учебного материала.
Главная
цель
игровой
технологии
–
создание
полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и
уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2.
Подобрать
средства,
активизирующие
деятельность
детей
и
повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна
соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с
разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию
достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью
всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания,
планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование
средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого
стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по
затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных
учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной
и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку:
возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на
удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии
не в том, что она
является
развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве
становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
методом терапии;
первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
знания методики игровой деятельности;
профессионального мастерства педагога при организации и руководства
различными видами игр;
учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной
технологии может быть использована:
для освоения темы или содержания изучаемого материала;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра,
как
правило,
собственная
инициатива
детей,
поэтому
руководство педагога при организации игровой технологии должно
соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего
разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и
потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и
получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит
естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения
которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника
действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения
интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать
содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются
таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и
организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры
индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие
принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой
динамики;
поддержание
игровой
атмосферы;
взаимосвязь
игровой
и
неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на
практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко
поставленная
цель
обучения
и
соответствующие
ей
педагогические
результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут
различаться:
1.
По
виду
деятельности
–
двигательные,
интеллектуальные,
психологические и т.д.;
2.
По
характеру
педагогического
процесса
–
обучающие,
тренировочные,
контролирующие,
познавательные,
воспитательные,
развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с
правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил
задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие,
логические и т.д
5.
По
игровому
оборудованию
–
настольные,
компьютерные,
театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
Главный
компонент
игровой
технологии
–
непосредственное
и
систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
-
максимально
концентрирует
время
занятий
за
счёт
чётко
сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за
счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня
освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,
равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии
помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как
показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным
условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Литература:
1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. –
2007 - №6.
4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.