Напоминание

Игровая педагогическая технология


Автор: Валяс Мария Олеговна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Игровая педагогическая технология
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая педагогическая технология

Валяс Мария Олеговна , педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»

город Тамбов

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в

котором

закладываются

основы

личности,

вырабатывается

воля,

формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и

должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные

технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко

обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных

игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог

быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень

усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а

используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику

соответствующими материалами.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического

процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная

деятельность педагога по:

отбору, разработке, подготовке игр;

включению детей в игровую деятельность;

осуществлению самой игры;

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства

побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей

последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,

образовательная

деятельность

подчиняется

правилам

игры;

учебный

материал используется в качестве её средства; успешное выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом.

3.

Игровая

технология

охватывает

определённую

часть

образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом,

персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и

упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из

образовательной

области.

Но

при

этом

игровой

материал

должен

активизировать

образовательный

процесс

и

повысить

эффективность

освоения учебного материала.

Главная

цель

игровой

технологии

создание

полноценной

мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в

зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и

уровня развития детей.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в

усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2.

Подобрать

средства,

активизирующие

деятельность

детей

и

повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с

разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию

достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью

всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания,

планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование

средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого

стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по

затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных

учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной

и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку:

возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на

удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии

не в том, что она

является

развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве

становится:

способом обучения;

деятельностью для реализации творчества;

методом терапии;

первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности;

профессионального мастерства педагога при организации и руководства

различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной

технологии может быть использована:

для освоения темы или содержания изучаемого материала;

в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра,

как

правило,

собственная

инициатива

детей,

поэтому

руководство педагога при организации игровой технологии должно

соответствовать требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего

разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и

потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и

получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит

естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения

которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника

действий);

- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения

интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать

содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются

таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и

организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры

индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие

принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой

динамики;

поддержание

игровой

атмосферы;

взаимосвязь

игровой

и

неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на

практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко

поставленная

цель

обучения

и

соответствующие

ей

педагогические

результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут

различаться:

1.

По

виду

деятельности

двигательные,

интеллектуальные,

психологические и т.д.;

2.

По

характеру

педагогического

процесса

обучающие,

тренировочные,

контролирующие,

познавательные,

воспитательные,

развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с

правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил

задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие,

логические и т.д

5.

По

игровому

оборудованию

настольные,

компьютерные,

театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Главный

компонент

игровой

технологии

непосредственное

и

систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

-

максимально

концентрирует

время

занятий

за

счёт

чётко

сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за

счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня

освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной

психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,

равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии

помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как

показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным

условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Литература:

1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе

ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. –

2007 - №6.

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.



В раздел образования