Автор: Яцкова Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №12 ЛГО"
Населённый пункт: г.Лесозаводск Приморский край,
Наименование материала: Доклад «Современные формы оздоровления детей дошкольного возраста»
Тема: Доклад
Раздел: дошкольное образование
Доклад «Современные формы оздоровления детей дошкольного возраста»
Выполнила: Яцкова Светлана Анатольевна МДОБУ Д/С №12 ЛГО»
Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема 21века.
Одной из самых актуальных и «больных» проблем, стоящих перед современным
обществом
–
это
проблема
здоровья
детей.
Немалое
количество
детей,
гиперактивны, не могут совладать со своим телом и эмоциями. И наоборот,
некоторые дети пассивны, вялы, находятся как – бы вдали от внешнего мира.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у
него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От
здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Важным местом в решении задач по физическому развитию детей занимает
детский сад. Установлено, что одним из важнейшим направлением формирования
здоровья дошкольников является совершенствование методики рациональной
двигательной активности детей с организацией курса специальных упражнений,
развивающих координацию, выносливость, силу и скорость двигательных
реакций.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Именно в
дошкольном возрасте происходит становление двигательной активности, а также
начальное воспитание физических качеств. Существуют разнообразные формы и
виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название
«здоровьесберегающие» технологии. Суть здоровьесберегающих технологий –
это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены
на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса
в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е.
научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного
влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с
традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными
способами осуществления оздоровительной работы.
Цель здоровьесберегающие образовательных технологий:
-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Существует
много
эффективных
разновидностей
современных
здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика. Комплекс разнообразных гимнастических упражнений, который
выполняется под ритмическую музыку.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-3 мин., по мере
утомляемости детей. Во время их проведения включается элементы гимнастики
для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные
и
спортивные
игры
проводятся
ежедневно
как
часть
физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со
средней степенью подвижности.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей
ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное
мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма.
Релаксация. Проводится в любом подходящем помещение. Для всех возрастных
групп. Можно использовать спокойную классическую музыку ( Чайковский,
Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика бодрящая.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма
проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по
ребристым дощечкам.
Гимнастика
корригирующая
и
ортопедическая.
В
различных
формах
физкультурно-оздоровительной работы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3
раза в неделю, в спортивном зале.
Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во
время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Точечный массаж. Проводится строго по специальной методике. Показан, детям
с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.
Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве
познавательного развития. Можно также проводить 1 раз в неделю по 30 мин.
со ст. возраста во второй половине дня.
Стретчинг. Упражнения для растяжки мышц, развития гибкости и подвижности
суставов, рекомендована, для детей с вялой осанкой и плоскостопием.
Дополнительно можно использовать методы закаливания:
-полоскание горла и полости рта раствором трав ( эвкалипта, шалфея, ромашки,
календулы и т.д.), обладающих антисептических действием на слизистую
оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно
после обеда в течение 2 недель, поочередно. Умывание холодной водой после
дневного сна.
-босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по
физической культуре и после дневного сна.
3. Коррекционные технологии
Проблемно-игровые ситуации. Проводятся в свободное время, можно во
второй половине дня. Занятие может быть организовано не заметно для детей,
посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры по курсу « Познаю себя» М.В Карепановой и Е.В
Харламповой. Можно проводить 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия
рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит
психолог.
Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30мин. Проводит
психолог.
Технология воздействия через сказки
Сказка-зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В
ней, возможно, все что не бывает в жизни. Это истинный шанс понять и принять
себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-
оздоровительной
работы.
Может
использоваться
для
снятия
напряжения,
повышения эмоционального настроя.
Арттерапия.
Лечение искусством, снимает у любого ребенка, самые разные
проявления нестабильного настроения, тревогу.
Технология
воздействия
цветом.
Необходимо
уделять
особое
внимание
цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Фонематическая ритмика.
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха
либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без
движений.
Ароматерапия. Лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование
растительных экстрактов.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Все мы,
родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года
становились сильнее, и входили в большую жизнь людьми не только знающими,
но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.