Автор: Воронцова Лариса Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: « Сущность творческого развития детей»
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему: « Сущность творческого развития детей»
преподавателя Воронцовой Ларисы Анатольевны
Ведущей целью дополнительного образования на сегодняшний день, по моему мнению,
становится не объем информации, дающийся подрастающему поколению, а гармоничное
разностороннее развитие ребенка, дающее возможность реализации индивидуальных
способностей и качеств ребенка, подготовка его к жизни, его психологическая и
социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает
всестороннее развитие личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше
внимания необходимо уделять его нравственному, внутреннему и физическому
совершенствованию. Нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы
личности.
Одним из универсальных средств воспитания ребенка всегда было и остается искусство,
представляющее целостную картину мира в единстве мыслей, чувств, образов. В процессе
исторического развития, искусство выступает и как хранитель нравственного опыта
человечества.
Дополнительное образовательное учреждение, должно создавать такие условия
воспитания и обучения ребенка, при которых, был бы устранен риск негармоничного
развития различных способностей обучаемого. Однако в наши дни на обучение в области
искусства в младших классах отводится весьма скудное количество времени, за которое
преподавателю нужно не только привить любовь к данному виду искусства, но и
заинтересовать и дать знания. А ведь именно в младших классах целенаправленно
развивают эстетическую, художественную, моральную и эмоциональную стороны
ребенка.
К образованию в области искусства в средних общеобразовательных школах относятся
такие предметы, как: музыка, изобразительное искусство, художественная культура,
ритмика, эстетика. Эти предметы уникальны по своей значимости, т.к. развивая
эмоционально-нравственную культуру личности, на них ребенок учится не только
лицезреть и слушать, но и создавать собственные маленькие творения.
Несбалансированность образовательного процесса современной школы, односторонность
развития детей - это проблемы, которыми обеспокоены не только родитель и учителя, но и
руководители учреждений дополнительного образования (музыкальные, танцевальные,
вокальные отделения детских школ искусств и т.п.).
В большей степени основное место в школьной деятельности все еще продолжает
занимать познавательная деятельность учеников, а не творческая. И вот здесь приходим
мы, дополнительное образование. Но, к сожалению, образовательные школы ни как не
могут смириться с нами, и загружают обучающихся дополнительными уроками,
консультациями и т.д.
С самого детства школа учит нас выполнять разного рода деятельность. Но успешность
выполнения любой деятельности не обусловлено только знаниями, умениями и навыками,
которые уже выработаны у ребенка. По большей части успех обеспечивается
своеобразным сочетанием творческих способностей, которое и характеризует личность.
Понятие «способность» можно определить как индивидуально-психологические и
двигательные особенности индивида, определяющие успешность выполнения
определенного рода деятельности. Творческие способности направлены на создание
предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и
изобретений, индивидуальное творчество в различных областях культуры и искусства.
Человек не рождается «способным» к той или иной деятельности. Его способности
формируются, складываются и развиваются в правильно организованной
соответствующей деятельности в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания.
Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями по
любому виду искусства, развиваются творческие способности. Мы поддерживаем их у
себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от, какой – либо одной,
а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же
результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их
дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем не проявляется.
Способный ребенок - быстро и успешно овладевает определенной деятельностью, легко в
сравнении с другими детьми приобретает соответствующие умения и навыки, -
добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способностями также можно назвать индивидуальные особенности, которые отличают
одного ребенка от другого (длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост
баскетболиста не являются способностями). К способностям относятся: музыкальный
слух, чувство ритма, конструктивное воображение, природные хореографические данные,
тонкость цветоразличения для художника – живописца. А для того, чтобы развить эти
способности у детей, существуем мы, дополнительное образование «Детские школы
искусств»!