Напоминание

Коуч – технология и её применение в педагогической практике и методическом сопровождении при подготовки специалистов среднего звена.


Авторы: Уткина Вера Евгеньевна, Помыканов Лев Викторович
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ ЛМТ
Населённый пункт: г. Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Коуч – технология и её применение в педагогической практике и методическом сопровождении при подготовки специалистов среднего звена.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОУЧ – ТЕХНОЛОГИЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И

МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО

ЗВЕНА.

Уткина Вера Евгеньевна

Помыканов Лев Викторович

КГБПОУ ЛМТ

Формирование конкурентоспособной личности является одной из приоритетных задач

современной системы образования. Жизнедеятельность человека в условиях информационного

общества

предъявляет

ему

особые

требования,

в

числе

которых

требования

самосовершенствования человека, его личностного роста, формирования лидерских качеств

личности.

В своей работе я обращаюсь к комплексному изучению феномена коучинга в русле его

применимости в системе среднего профессионального образования. Рассматривается данная

проблема в рамках междисциплинарного подхода, включающего в себя методы педагогики,

психологии, и менеджмента. Тема является актуальной, так как определение рамок применимости

коучинга позволит высокоэффективно использовать его в системе среднего профессионального

образования: как в процессе обучения и воспитания, так и во внеаудиторной деятельности.

Осмысление специфики коучинга отразится на формах его использования в конкретных условиях

места и времени. В данном вопросе важно учитывать особые контуры изучения образовательной

среды, которые находятся в постоянном динамическом изменении.

Целью моей работы является выявление условий использования коучинга в рамках

учебной, воспитательной и внеаудиторной деятельности в образовательном учреждении,

обозначенной сложными изменениями в осуществлении учебного процесса.

Достижению данной цели способствовало последовательное решение следующих задач:

проанализировать проблему использования коучинга в сложных изменяющихся условиях

современного учебного процесса;

изучить литературу по данной теме и подходы к изучению коучинга в отечественной и

зарубежной практике менеджмента, а также в теоретических работах междисциплинарной

направленности;

рассмотреть специфику применимости коучинга в современной системе образования;

показать значение использования коучинга в образовательных учреждениях среднего

профессионального образования.

В современной образовательной практике возникает необходимость придать образованию

индивидуально-творческий характер, в связи с чем особую актуальность приобретает внедрение

новых методов и технологий индивидуального развития личности. В качестве одной из

инновационных технологий индивидуально-личностного развития обучаемых можно выделить

коуч-технологию,

представляющую

собой

технологию

реализации

внутренних

ресурсов

обучающегося в достижении им планируемого результата.

Метод коучинга получил достаточное обоснование в теории и практике менеджмента. В

теории управления коучинг определяется как раскрытие потенциала человека с целью

максимального повышения его эффективности. Дж. Уитмор отмечает, что коучинг не учит, а

помогает учиться. Коучинг выявляет скрытые способности каждого человека.

Психологические основы коучинга изучались М.Рейнольдс, которая выделяет ряд

основных психологических компетенций (личностные установки (уверенность и способность),

внимание, идентификацию эмоций, выбор), составляющих эмоциональную компетентность -

психологическую базовую основу коуч-технологии.

Ключевыми характеристиками в обосновании природы коучинга выступают осознание и

ответственность, большое значение имеет обратная связь. В качестве результатов коучинга в

менеджменте рассматриваются вера в себя, самомотивация, выбор, ясность, целеустремленность,

осознание, ответственность и действие. Коучинг стимулирует действенное, сконцентрированное

мышление, внимание и наблюдение.

Исторически первой формой отечественного коучинга является наставничество, широко

распространенное как в советский период, так и в настоящее время. Обобщая опыт советского

прошлого и опыт наставничества в зарубежных организациях и фирмах, можно отметить, что в

целом наставничество определяется как особый высокоэффективный способ быстрой передачи

знаний, умений и навыков от компетентного и более опытного человека менее опытному, не

имеющему знания и компетенции, лицу. Современная литература рассматривает понятие коучинга

более широко: современный наставник является профессиональным тренером, то есть коучем. В

таком значении наставник является не просто лицом, способным дать какие-то разрозненные или

фрагментарные знания, умения и навыки, даже если они являются необходимыми в данный

момент времени.

Современный коуч - это высококвалифицированный специалист, эксперт в определённой

предметной области знания. Он имеет не просто достаточный опыт коучинга (наставничества). Он

способен организовать наставничество самостоятельно, опираясь на свой богатый опыт,

приобретённый

в

процессе

постоянной

теоретической

и

практической

работы

по

совершенствованию своих наставнических качеств.

Такой специалист способен воздействовать на обучаемых высокой степенью своей

компетентности и квалификационным потенциалом. В качестве коуча в образовательном

учреждении может выступать человек с богатым жизненным и профессиональным опытом

работы. Процесс использования педагогического коучинга в образовательных учреждениях

включает в себя:

помощь обучающимся в достаточно быстрой адаптации к учебной деятельности и

внеаудиторной работе;

содействие в профессиональном росте, развитии, овладении навыками успешного

карьерного самосовершенствования;

непосредственное

участие

в

мониторинге

учебной

деятельности

и

оценке

результатов развития обучаемых.

Объединяя данные функции, коуч выполняет двуединую роль:

1.

Представляет

попечение

обучаемых

в

процессе

учебной

деятельности

и

внеаудиторной работе;

2.

Является непосредственным представителем образовательного учреждения для

обучаемых.

Во

внедрении

системы

коучинга

в

образовательные

учреждения

заинтересованы

практически все участники, вовлечённые в учебный процесс:

Коуч развивает профессиональные навыки лидерства и управления. Он повышает

свой статус в образовательном учреждении, а также завоёвывает репутацию профессионала и

доверие

коллег,

принимает

участие

в

формировании

профессиональной

команды.

Обучающийся получает своевременную помощь на всех этапах обучения, интеграции в

студенческую жизнь, высокоэффективную поддержку, как в профессиональном, так и в

личностном развитии.

Образовательное

учреждение

стабилизирует

обстановку

в

коллективе

преподавателей, обучающихся и сотрудников (устанавливает доверительные отношения в

коллективе), а также формирует команду высококвалифицированных и профессиональных

сотрудников, постоянно совершенствующих свой профессиональный уровень и обладающих

необходимыми компетенциями.

Перед

тем

как

внедрить

развёрнутую

систему

коучинга

в

систему

среднего

профессионального образования необходимо определить, каким категориям обучающихся

необходим наставник-коуч:

1.

Студентам, поступившим на первый курс. Им необходимо адаптироваться в новом

коллективе, получить доступ к необходимой информации для приобретения новых знаний,

умений и навыков. Зачастую первокурсникам нужна простая «человеческая помощь и участие»,

некая психологическая поддержка.

2.

Обучающимся, у которых имеется большой потенциал для профессионального

роста. Помощь коуча заключается в координации деятельности студента, направленной на участие

в научных, учебных и культмассовых мероприятиях.

3.

Обучающимся с низкой эффективностью обучения и воспитания, которым особенно

необходима всесторонняя поддержка коуча-наставника.

Коучинг

необходимо

рассматривать

в

рамках

взаимоотношения

пары

«коуч

-

обучающийся» в постоянной динамике, то есть своевременно оценивать их эффективность и

заменять наставника в случае особой необходимости.

Конечно, формирование системы и культуры наставничества очень длительный процесс.

Необходимо достаточно продолжительное время, чтобы большинство обучающихся приняли на

вооружение новые ценности. Как правило, в первые дни и недели возможны крайне негативные

реакции со стороны обучающихся, такие как отторжение, непонимание, недоверие, ирония и тому

подобное.

В процессе работы коуч должен передать закреплённому подопечному собственные знания,

умения и опыт профессиональной деятельности. Также коуч помогает ему получить необходимые

знания от других коллег. Если говорить о процессе обучения, то роль коуча заключается в

определении потребности подопечного в обучении, содействии его обучению на внутренних и

внешних конференциях, семинарах и тренингах, а в случае необходимости - ходатайстве об этом

перед руководителями образовательного учреждения.

Коуч профессионально помогает подопечному сориентироваться и разобраться во

внутренних процессах образовательного учреждения и выполнять возложенные на него

требования. Но проявление активности ожидается и со стороны обучающегося. Студент сам

должен инициировать встречи с коучем, ответственно к ним готовиться, озвучивать волнующие

его вопросы, активно искать обратную связь, воспринимать и учитывать конструктивную критику.

Таким образом, студент активно помогает своему коучу-наставнику поддерживать его.

В рамках рассматриваемой проблемы необходимо обеспечить и мотивацию наставников.

Очень важно не только соответствующим образом оценивать работу коучей, но и признавать его

ценность. Особенно значимым это становится тогда, когда мы говорим о наставничестве как

системе, о формировании «культуры наставничества».

Таким

образом,

особенностями

применения

коуч-технологии

в

системе

среднего

профессионального образования являются: наличие образовательной среды, представляющей

широкие возможности выбора индивидуальной траектории обучаемого, направленность на

целеполагание, развитие самосознания студента, формирование его социальной ответственности,

наличие обратной связи «коуч - обучаемый». Эффективность применения коучинга зависит от

личных качеств и умений коуча-наставника, а также от особенностей внедрения коучинга в

корпоративную

среду

образовательного

учреждения.

Применение

коуч-технологии

в

педагогической практике представляет собой довольно перспективный и востребованный метод

концентрации и развития способностей обучаемых.

Список использованных источников:

1.

Баранова, О.И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления

учением у студентов - будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.9. –

2.

Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. - М.: Международная

академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с.

3.

Дауни, М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей / пер. с анг. - М.:

Издательство «Добрая книга», 2008. - 288 с.

4.

Голви, Т. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала. - ЛитРесс. -

2018. - 167 с.

5.

Рудник, И. Лидер и люди. Бизнес-коучинг: работать над собой, работать с командой.

- М.: Издательство АСТ, 2019. - 240 с.



В раздел образования