Авторы: Уткина Вера Евгеньевна, Помыканов Лев Викторович
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ ЛМТ
Населённый пункт: г. Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Коуч – технология и её применение в педагогической практике и методическом сопровождении при подготовки специалистов среднего звена.
Раздел: среднее профессиональное
КОУЧ – ТЕХНОЛОГИЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И
МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО
ЗВЕНА.
Уткина Вера Евгеньевна
Помыканов Лев Викторович
КГБПОУ ЛМТ
Формирование конкурентоспособной личности является одной из приоритетных задач
современной системы образования. Жизнедеятельность человека в условиях информационного
общества
предъявляет
ему
особые
требования,
в
числе
которых
требования
самосовершенствования человека, его личностного роста, формирования лидерских качеств
личности.
В своей работе я обращаюсь к комплексному изучению феномена коучинга в русле его
применимости в системе среднего профессионального образования. Рассматривается данная
проблема в рамках междисциплинарного подхода, включающего в себя методы педагогики,
психологии, и менеджмента. Тема является актуальной, так как определение рамок применимости
коучинга позволит высокоэффективно использовать его в системе среднего профессионального
образования: как в процессе обучения и воспитания, так и во внеаудиторной деятельности.
Осмысление специфики коучинга отразится на формах его использования в конкретных условиях
места и времени. В данном вопросе важно учитывать особые контуры изучения образовательной
среды, которые находятся в постоянном динамическом изменении.
Целью моей работы является выявление условий использования коучинга в рамках
учебной, воспитательной и внеаудиторной деятельности в образовательном учреждении,
обозначенной сложными изменениями в осуществлении учебного процесса.
Достижению данной цели способствовало последовательное решение следующих задач:
проанализировать проблему использования коучинга в сложных изменяющихся условиях
современного учебного процесса;
изучить литературу по данной теме и подходы к изучению коучинга в отечественной и
зарубежной практике менеджмента, а также в теоретических работах междисциплинарной
направленности;
рассмотреть специфику применимости коучинга в современной системе образования;
показать значение использования коучинга в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
В современной образовательной практике возникает необходимость придать образованию
индивидуально-творческий характер, в связи с чем особую актуальность приобретает внедрение
новых методов и технологий индивидуального развития личности. В качестве одной из
инновационных технологий индивидуально-личностного развития обучаемых можно выделить
коуч-технологию,
представляющую
собой
технологию
реализации
внутренних
ресурсов
обучающегося в достижении им планируемого результата.
Метод коучинга получил достаточное обоснование в теории и практике менеджмента. В
теории управления коучинг определяется как раскрытие потенциала человека с целью
максимального повышения его эффективности. Дж. Уитмор отмечает, что коучинг не учит, а
помогает учиться. Коучинг выявляет скрытые способности каждого человека.
Психологические основы коучинга изучались М.Рейнольдс, которая выделяет ряд
основных психологических компетенций (личностные установки (уверенность и способность),
внимание, идентификацию эмоций, выбор), составляющих эмоциональную компетентность -
психологическую базовую основу коуч-технологии.
Ключевыми характеристиками в обосновании природы коучинга выступают осознание и
ответственность, большое значение имеет обратная связь. В качестве результатов коучинга в
менеджменте рассматриваются вера в себя, самомотивация, выбор, ясность, целеустремленность,
осознание, ответственность и действие. Коучинг стимулирует действенное, сконцентрированное
мышление, внимание и наблюдение.
Исторически первой формой отечественного коучинга является наставничество, широко
распространенное как в советский период, так и в настоящее время. Обобщая опыт советского
прошлого и опыт наставничества в зарубежных организациях и фирмах, можно отметить, что в
целом наставничество определяется как особый высокоэффективный способ быстрой передачи
знаний, умений и навыков от компетентного и более опытного человека менее опытному, не
имеющему знания и компетенции, лицу. Современная литература рассматривает понятие коучинга
более широко: современный наставник является профессиональным тренером, то есть коучем. В
таком значении наставник является не просто лицом, способным дать какие-то разрозненные или
фрагментарные знания, умения и навыки, даже если они являются необходимыми в данный
момент времени.
Современный коуч - это высококвалифицированный специалист, эксперт в определённой
предметной области знания. Он имеет не просто достаточный опыт коучинга (наставничества). Он
способен организовать наставничество самостоятельно, опираясь на свой богатый опыт,
приобретённый
в
процессе
постоянной
теоретической
и
практической
работы
по
совершенствованию своих наставнических качеств.
Такой специалист способен воздействовать на обучаемых высокой степенью своей
компетентности и квалификационным потенциалом. В качестве коуча в образовательном
учреждении может выступать человек с богатым жизненным и профессиональным опытом
работы. Процесс использования педагогического коучинга в образовательных учреждениях
включает в себя:
•
помощь обучающимся в достаточно быстрой адаптации к учебной деятельности и
внеаудиторной работе;
•
содействие в профессиональном росте, развитии, овладении навыками успешного
карьерного самосовершенствования;
•
непосредственное
участие
в
мониторинге
учебной
деятельности
и
оценке
результатов развития обучаемых.
Объединяя данные функции, коуч выполняет двуединую роль:
1.
Представляет
попечение
обучаемых
в
процессе
учебной
деятельности
и
внеаудиторной работе;
2.
Является непосредственным представителем образовательного учреждения для
обучаемых.
Во
внедрении
системы
коучинга
в
образовательные
учреждения
заинтересованы
практически все участники, вовлечённые в учебный процесс:
•
Коуч развивает профессиональные навыки лидерства и управления. Он повышает
свой статус в образовательном учреждении, а также завоёвывает репутацию профессионала и
доверие
коллег,
принимает
участие
в
формировании
профессиональной
команды.
•
Обучающийся получает своевременную помощь на всех этапах обучения, интеграции в
студенческую жизнь, высокоэффективную поддержку, как в профессиональном, так и в
личностном развитии.
•
Образовательное
учреждение
стабилизирует
обстановку
в
коллективе
преподавателей, обучающихся и сотрудников (устанавливает доверительные отношения в
коллективе), а также формирует команду высококвалифицированных и профессиональных
сотрудников, постоянно совершенствующих свой профессиональный уровень и обладающих
необходимыми компетенциями.
Перед
тем
как
внедрить
развёрнутую
систему
коучинга
в
систему
среднего
профессионального образования необходимо определить, каким категориям обучающихся
необходим наставник-коуч:
1.
Студентам, поступившим на первый курс. Им необходимо адаптироваться в новом
коллективе, получить доступ к необходимой информации для приобретения новых знаний,
умений и навыков. Зачастую первокурсникам нужна простая «человеческая помощь и участие»,
некая психологическая поддержка.
2.
Обучающимся, у которых имеется большой потенциал для профессионального
роста. Помощь коуча заключается в координации деятельности студента, направленной на участие
в научных, учебных и культмассовых мероприятиях.
3.
Обучающимся с низкой эффективностью обучения и воспитания, которым особенно
необходима всесторонняя поддержка коуча-наставника.
Коучинг
необходимо
рассматривать
в
рамках
взаимоотношения
пары
«коуч
-
обучающийся» в постоянной динамике, то есть своевременно оценивать их эффективность и
заменять наставника в случае особой необходимости.
Конечно, формирование системы и культуры наставничества очень длительный процесс.
Необходимо достаточно продолжительное время, чтобы большинство обучающихся приняли на
вооружение новые ценности. Как правило, в первые дни и недели возможны крайне негативные
реакции со стороны обучающихся, такие как отторжение, непонимание, недоверие, ирония и тому
подобное.
В процессе работы коуч должен передать закреплённому подопечному собственные знания,
умения и опыт профессиональной деятельности. Также коуч помогает ему получить необходимые
знания от других коллег. Если говорить о процессе обучения, то роль коуча заключается в
определении потребности подопечного в обучении, содействии его обучению на внутренних и
внешних конференциях, семинарах и тренингах, а в случае необходимости - ходатайстве об этом
перед руководителями образовательного учреждения.
Коуч профессионально помогает подопечному сориентироваться и разобраться во
внутренних процессах образовательного учреждения и выполнять возложенные на него
требования. Но проявление активности ожидается и со стороны обучающегося. Студент сам
должен инициировать встречи с коучем, ответственно к ним готовиться, озвучивать волнующие
его вопросы, активно искать обратную связь, воспринимать и учитывать конструктивную критику.
Таким образом, студент активно помогает своему коучу-наставнику поддерживать его.
В рамках рассматриваемой проблемы необходимо обеспечить и мотивацию наставников.
Очень важно не только соответствующим образом оценивать работу коучей, но и признавать его
ценность. Особенно значимым это становится тогда, когда мы говорим о наставничестве как
системе, о формировании «культуры наставничества».
Таким
образом,
особенностями
применения
коуч-технологии
в
системе
среднего
профессионального образования являются: наличие образовательной среды, представляющей
широкие возможности выбора индивидуальной траектории обучаемого, направленность на
целеполагание, развитие самосознания студента, формирование его социальной ответственности,
наличие обратной связи «коуч - обучаемый». Эффективность применения коучинга зависит от
личных качеств и умений коуча-наставника, а также от особенностей внедрения коучинга в
корпоративную
среду
образовательного
учреждения.
Применение
коуч-технологии
в
педагогической практике представляет собой довольно перспективный и востребованный метод
концентрации и развития способностей обучаемых.
Список использованных источников:
1.
Баранова, О.И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления
учением у студентов - будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.9. –
2.
Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. - М.: Международная
академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с.
3.
Дауни, М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей / пер. с анг. - М.:
Издательство «Добрая книга», 2008. - 288 с.
4.
Голви, Т. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала. - ЛитРесс. -
2018. - 167 с.
5.
Рудник, И. Лидер и люди. Бизнес-коучинг: работать над собой, работать с командой.
- М.: Издательство АСТ, 2019. - 240 с.