Напоминание

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала


Автор: Маленьких Надежда Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СО
Населённый пункт: г. Верхотурье, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
Раздел: начальное образование





Назад




НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА МАЛЕНЬКИХ

Учитель – логопед

Свердловская область, г. Верхотурье

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование

коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе

народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к

школе.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в

школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь

формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие

речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и

дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у

дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их

звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в

слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его

характеристик.

Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном

случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники

спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы

разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей,

специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-

дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и

поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть,

что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой - в условиях

продолжительной

зимы

у

них

наблюдаются

нестабильное

психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая

утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие

в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию

связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния

детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении

знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на

включение в работу всех анализаторных систем.

Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-

развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к

обучению грамоте.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.

Поэтому

при

обучении

грамоте

старших

дошкольников

необходимо

использовать

разнообразные

средства,

позволяющие

воспринимать

информацию зрительно.

Использование

занимательного

наглядного

материала

в

работе

с

дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей

абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что

такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не

подкрепляются иллюстративным материалом.

Знакомство

со

звуками

речи

следует

начинать

с

рассматривания

положения органов артикуляции во время произнесения того или иного

звука,

соотнесения

собственных

кинестетических

ощущений

с

изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать

характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем - твердый

согласный, в зеленом - мягкий согласный. Молоточек - твердый согласный,

перышко - мягкий. Ушко - глухой согласный, колокольчик - звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при

знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору

на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета

с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом,

звук [и] - губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается

указание на положение языка в ротовой полости.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех

этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение

звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того

или иного звука в слове, и подбор картинок к "зашифрованным" словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На

начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В

дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более

успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.

Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети

определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на

полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы

дрессированных животных в цирке и т.д.

Пособие "Паровоз", "Домик" так же используется с целью определения

позиции

звуков

в

слове.

Дети

размещают

картинки

в

вагоны,

соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются

картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й -

с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова.

При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и

группируют их по определенным признакам: твердости - мягкости, глухости

- звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при

работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем

приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного

и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети

читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков,

сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в

делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара

равен одной монетке.

При

знакомстве

с

графическим

обозначением

изучаемого

звука

необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно

лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от

буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для

достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать

буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой,

обводить

пальцем

буквы,

изготовленные

из

наждачной

бумаги

или

наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из рук, выкладывать из

палочек, ниток, плодов, мозаики.

Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных"

букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай

таблетку

деду

Буквоеду",

собирать

слово

из

переставленных

или

перепутанных букв - игра "Расшифруй слово", читать слова из начальных

букв предложенных предметов - игра "Прочитай по первой букве", а также

слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения

фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка -

бочка).

Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые

ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные

игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из

них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами);

принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями,

и т.д.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на

размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в

порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и

слогов.

С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат

различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают

заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и

обводят

правильно

написанные

буквы,

составляют

из

них

слова

и

предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе -

это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра

"Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ",

"слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным

символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия

- в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь

несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со

стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т.д.

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух

слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму,

величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между

членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу

словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-

домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать

зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения

в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью

кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить

деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации,

созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и

составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного

вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной

буквы, и постановку точки в конце предложения.

Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки,

самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее,

определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и

умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений,

обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного

языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на

базе которых развиваются речевые возможности.

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в

деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности

самостоятельными,

систематическими,

логическими,

устными

и

письменными,

причем

устные

должны

предшествовать

письменным.

Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В

каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме...

есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее

укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время,

терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя

установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать

воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они

способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно

поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте

детей дошкольного возраста является одним из основных требований в

работе со старшими дошкольниками.

К логопеду нужно обратиться, если…

(информация для родителей)

Речевые этапы

Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не

поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на

своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми

малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би»

(папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-

тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время

говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.

К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции.

Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо

слова «телефон» – «афон».

После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические

конструкции (число, род, падеж…).

К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова.

Например: бочка – почка, крыша – крыса.

В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки

или произносит их неверно.

Заключения специалистов

Отоларинголог установил снижение слуха.

Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.

Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при

открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.

Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.

Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя

челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.

Ребёнок просовывает язык между зубами.

Общее впечатление от речи

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.

Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремиться к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.



В раздел образования