Автор: Щербина Виктория Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 9
Населённый пункт: Карасукского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и
преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Сложившаяся ситуация, в последние годы в системе воспитания и обучения
детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом
развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста с
отягощенным
общим
недоразвитием
речи.
Неполноценная речевая деятельность
накладывает
отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Отмечаются
недостаточная
устойчивость
внимания,
снижен
объем
памяти,
эмоциональная
возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита общая и мелкая
моторика. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми нарушениями имеют не
только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.
В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к
коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с
обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов.
Хотя и раньше в
логопедической практике использовались дополнительные методы, но им уделялось очень мало
времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на ребёнка, которые, к
сожалению, не могли решить всех проблем.
Применение нетрадиционных
методов позволит
активизировать
познавательную
деятельность дошкольников, развить восприятие, речь, пространственные представления, мелкую и
крупную моторику, снизить утомляемость.
На фоне комплексной логопедической помощи на различные анализаторные системы организма, с
помощью нетрадиционных приёмов
коррекционного
воздействия,
оптимизируется
процесс
коррекции речи детей и происходит оздоровление всего организма ребёнка. Поэтому применение
сочетанного,
дозированного
и
дифференцированного
использования
традиционных
и нетрадиционных методов логопедической коррекционной помощи актуально.
На этом и основан опыт моей коррекционной деятельности по теме «Нетрадиционные методы
работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Применение
нетрадиционных
методов на коррекционных
занятиях позволяет добиться
устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей коррекционной деятельности.
Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на
включение в работу всех анализаторных систем, способствующих нормализации произносительной
стороны речи, коррекции вторичных нарушений и оптимизации процесса коррекции речи в целом.
Теоретическая база опыта основана на публикациях М. А. Поваляевой «Нетрадиционные методы в
коррекционной педагогике», в которой описаны виды нетрадиционных методов и представлены
возможности использования различных нетрадиционных методов в коррекционном процессе.
Самой главной отличительной чертой всех нетрадиционных методов воздействия, является их
единая направленность на улучшение психоэмоционального состояния детей, нормализацию
мышечного тонуса и профилактику, либо коррекцию возможных вторичных нарушений. Знакомство
с различными нетрадиционными методами коррекционного воздействия привело педагога к мысли о
необходимости разработать оптимальные комбинации различных приемов воздействия для более
успешного решения основной задачи опыта работы – повышения эффективности коррекционно –
логопедической помощи в работе с детьми дошкольного возраста, через сочетание традиционных
и нетрадиционных методов (воздействие на организм через различные анализаторные системы:
зрение, осязание).
Процесс по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников с помощью
нетрадиционных методов работы не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно
и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов
организации работы. В своей практике использую следующие методы и приемы:
• креативная игротерапия (пескотерпия);
• камешки Марблс;
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• кинезиотерапию;
• Су – джоктерапию;
• дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Работа проводится систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и
становились более прочными; ведется поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает
возможность определить, что именно затрудняет ребенка. Применение разнообразных игр и
упражнений с использованием нетрадиционного материала: бытовых предметов (пипетки, пинцеты,
зубочистки, ложки, шарики, прищепки) и природных материалов ( вода, камешки, ракушки, песок и
т. д), которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей, дают
положительные результаты.
Предметно- развивающая среда кабинета и групповой комнаты разнообразна, и наполнена
случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания. При организации развивающей работы,
учитываю индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
Для работы с детьми по профилактике и преодолению речевых нарушений создаю совместно с
воспитателями и родителями специальные зоны :
- уголок, для развития мелкой моторики («завяжи шнурок», «Собери бусы или браслет», «собери
узор из геометрических фигур, ракушек. камешек», рисование на крупе, сухой бассейн из фасоли,
сортировка семян, «Волшебные ниточки», кинетический песок «Дорога к другу»);
- уголок для развития артикуляционного аппарата : зеркало, предметные картинки, листочки,
снежинки, капельки, вертушки, – для развития дыхания; силы голоса («волшебная баночка»).
В качестве звукового дизайна использую записи шелеста листвы, плеска воды, пение птиц и т.д.
Звуковой фон использую в зимние вечера, создавая особый уют, несет познавательную и
эмоциональную нагрузку.
Для развития интонационной выразительности использую различные виды театра:
-настольный театр («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и. д.)
–пальчиковый театр («Три поросенка», «Красная Шапочка» и т. д.).
–теневой театр ((«Три медведя», «Котёнок Гав», «Под грибком»).
Детям предлагаю сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Почтальон», «Модельер»,
«Ветеринарная клиника «Кот и Пёс» и т. д.).
Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий речи.
Упражнение «Один-много» - логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в
единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя
существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково»,
«Скажи наоборот». При использовании Су – Джок шаров на развития памяти и внимания дети
выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку
и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а
тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
А для развития связной речи использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры,
сказок, чудес и волшебства. Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают высшие
психические функции, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.
Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно –
развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.
Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт,
объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую
мастер – классы: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»,
«Нетрадиционные технологии в развитии речи дошкольников»; консультации «Как развивать речь
ребенка дошкольного возраста», «Учите ребенка говорить правильно», «Значение дыхательной
гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста», так же принимаю участие на
собраниях и готовлю выступления, провожу анкетирование.
Таким образом, решая задачи по профилактике и преодолению речевых нарушений у
дошкольников с помощью нетрадиционных методов работы, с детьми пришла к следующим
результатам: прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.
Использование нетрадиционных методов работы превратило занятие в игру. У детей появился
интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность,
дети преодолевают робость, застенчивость. У детей увеличился круг знаний об окружающем мире,
обогатился и активизировался словарный запас.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития старшего
дошкольного возраста.
Сводная таблица. Состояния развития речи детей с ОНР группы комбинированной
направленности за 2 года
Сторона речи
Сентябрь 2019 год
(нарушено)
Апрель 2021год
(улучшено)
Грамматический строй речи
75%
91,7%
Словарь и связная речь
75%
83,4 %
Звукопроизношение
69%
Норма 35 %
Улучшено 65 %
Фонематический слух
81%
91,7%
Данные показатели говорят о практической целесообразности применения нетрадиционных
методов коррекционного воздействия работы для формирования речевой активности . Почти все
личностные качества закладываются в детстве, и немалую роль в этом играет речь. На основании
собственного опыта использования нетрадиционных технологий в процессе речевого развития детей,
сделала вывод о том, что они эффективно влияют на процесс логопедической коррекции у детей
с речевым нарушением. Нетрадиционные методы работы в детском саду не отрицают традиционные,
а их совершенствуют, модернизируют, дополняют.
Эффективность работы обеспечивается не столько качеством каждой из нетрадиционных
технологий, сколько грамотной «встроенностью» в систему работы по формированию всех
компонентов языковой системы, сохранению и укреплению здоровья в процессе обучения и
воспитания.
Список литературы:
1. Акименко В. М.Новые педагогические технологии: Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
СПб. ,200
3. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи. М., 2004.
4. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
5. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное
воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
6. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов-на-Дону: Изд.
РГПУ, 1997
7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия./ Методическое
пособие для педагогов и родителей / – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. –
48с.
8. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002. –
224 с.