Напоминание

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии


Автор: Гареева Эльмира Рафисовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №141" Советского района
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в

качестве главных результатов не предметные, а личностные и

метапредметные – универсальные учебные действия. Эффективным

средством формирования и оценивания личностных и метапредметных УУД

могут служить компетентностно-ориентированные задания, построенные на

учебном содержании. Такие задания формируют универсальные учебные

действия, обеспечивающие умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщённые действия,

обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий

перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале

какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других

предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для

формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого

предмета и его содержанием.[1]

Методологическая основа ФГОС -- системно-деятельностный подход ,

который позволяет не только формировать функциональность химических

знаний, но и развивать УУД, которые необходимы для достижения

планируемых результатов.

Для достижения этих результатов нужны инновационные оценочные

средства:

-Компетентностно-ориентированные задания (тесты, ситуационные

задания, контекстные задачи, экспериментальные задания);

-портфолио, кейсы.

Эффективным средством формирования и оценивания личностных и

метапредметных УУД могут служить ситуационные задачи, построенные на

учебном содержании. Спецификой ситуационной задачи является то, что она

носит ярко выраженный практико–ориентированный характер, для её решения

необходимо не только знание материала данного предмета, но и знание

смежных дисциплин. Кроме того, ситуационная задача имеет занимательное

название, отражающее её смысл. Обязательным элементом задачи является

проблемный вопрос, который формулируется таким образом, чтобы ученику

самому захотелось найти на него ответ.[2] Решение ситуационных задач

позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем,

формирует умение ориентироваться в разнообразной информации, выделять

главное и второстепенное, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые

сведения, перерабатывать и структурировать полученную информацию.[3]

При изучении темы металлы, предлагаю учащимся следующие задания:

1. «Магний в живых организмах»

Магний (Magnesium) — эссенциальный макроэлемент

Общие сведения об элементе

Символ элемента

Mg

Атомный номер

12

Конфигурация внешней элек-

тронной оболочки

3s

2

Характерные степени окисле-

ния в соединениях (характер

оксидов)

+2 (основной)

Атомная масса

24.3

Изотопы

24

Mg (78,99%),

25

Mg (10,00 %),

26

Mg (11,01 %)

Впервые получен

Джозефом

Блэком

открыт

в

1755

г.

(Шотландия) Французский химик А. Бюсси

получил в 1828 г.

Происхождение названия

От греческого «magnesia» — полуострова в

Греции, по минералу из окрестностей города

Магнезии,

при

прокаливании

которого

получали карбонат магния — рыхлый белый

порошок

Физические и химические

свойства

Легкий щелочноземельный металл белого

цвета,

на

воздухе

покрывается

тонкой

пленкой оксидов, придающей ему матовый

вид;

при

нагревании

легко

сгорает,

превращаясь в оксид магния — жженую

магнезию, при этом происходит магниевая

вспышка (сильное выделение света и тепла);

легко соединяется с галогенами,

а

при

нагревании с серой и азотом

Распространение в природе

Много хлорида и сульфата магния в морской

воде; питьевая вода содержит соли магния;

если

количество

магния

в

воде

увеличивается,

такую

воду

называют

«жесткой»;

входит

в

состав

различных

горных

пород:

магнезита,

доломита,

карналлита.

Предлагаю также материалы содержащие следующие сведения:

Источники поступления магния в организм человека

Биологическая роль магния

Реакция организма на недостаток магния

Реакция организма на избыток магния.

Применение препаратов магния в медицине

Далее предлагаю учащимся задания:

1. Используя поисковое чтение, найдите в тексте источники поступления

магния в организм человека. Выпишите их.

2. Приведите примеры применения препаратов магния в медицине.

3. Составьте рассказ, используя таблицу «Общие сведения об элементе»:

об основных физических свойствах металла, опираясь на строение

атомов

об основных химических свойствах металла и его соединений,

опираясь на строение атома

о происхождении названия и об открытии элемента.

4. Составьте тест, позволяющий диагностировать по внешним признакам

недостаток магния в организме человека.

5. Сравните точку зрения французских биологов (считают, что магний

поможет медикам в борьбе с таким серьезным недугом XX в., как

переутомление) и исследования ученых, что в крови уставших людей

содержится меньше магния, чем у здоровых людей.

6. Изложите в форме эссе свое мнение о биологической роли магния.

7. Оцените свой рацион питания с точки зрения поступления в него

магния.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение презентовать итог своей работы

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

Одним из средств контекстного обучения,

которые

будут наиболее

эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные

задачи.

Контекстная задача

– это задача мотивационного характера, в

условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с

имеющимся

социокультурным

опытом

учащихся

(известное,

данное);

требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение

этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения

задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной

значимости.

Формирование личностных УУД можно рассматривать как основное

содержание личностных результатов, определяемых ФГОС

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в

своей

совокупности

рассматривается

как

основное

содержание

метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.

Список литературы:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г.

В., Володарской И. А. - 2-е изд. - М : Просвещение, 2010. - 159 с. (Стандарты

второго поколения).

2. Титова Л. Г. Использование ситуационных задач на уроках химии для

повышения естественнонаучной грамотности учащихся.

3. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример

формирования ключевых компетентностей учащихся.



В раздел образования