Автор: Корниенко Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №22
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Консультация
Тема: Социальные факторы способствующие общему недоразвитию речи у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Социальные факторы способствующие общему недоразвитию речи у
детей дошкольного возраста.
1. Недостаточная речевая среда, не создающая условий для развития
речи ребенка (дефицит общения, глухие родители, воспитание в условиях
дома ребенка или детского дома и др.).
2. Билингвизм. С рождения ребенок находится в условиях, когда
необходимо осваивать две языковых системы.
3. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается
ребенок. Ребенок может воспринимать и воспроизводить неправильные
образцы речи.
Возникновение ОНР на фоне алалии, дизартрии, ринолалии связано с
нарушениями
центральной
нервной
системы
(органическими
и
функциональными). Чаще всего, ОНР формируется при алалии и дизартрии.
Нарушения фонематического восприятия и звукопроизношения приводят к
тому, что формируются искаженные, недостаточно дифференцированные
звуковые
образы
слов.
Это
приводит
к
нарушениям
в
освоение
грамматических форм, недостаточно словарного запаса.
Описывая клинические причины возникновения общего недоразвития
речи, Е. М. Мастюкова выделила достаточно большую категорию детей, у
которых выраженная речевая недостаточность сформировалась как результат
неблагоприятного течения второй половины беременности матери, тяжелых
патологических родов. Таким образом, более тяжелые нарушения речи
возникают как результат нарушенного течения беременности и родов.
В структуре ОНР одним из ведущих признаков является позднее
появление экспрессивной речи, или замедленное ее развитие, при том, что
понимание речи может быть сформированным. Речь характеризуется
выраженными фонетическими нарушениями, аграмматизмами. Это делает
речь малопонятной, ведет к нарушению ее коммуникативной функции. В
сочетании с осознанием собственного дефекта, затруднения в коммуникации
приводят к снижению речевой активности и усугублению дефекта.
Особенности
проявлений
ОНР
у
детей
характеризуются
значительными различиями в соотношении дефектов речи. Р.Е. Левиной
были систематизированы и обобщены нарушения разных сторон речи и
выделены уровни ОНР. В основе выделения уровней лежит соотношение
первичного
дефекта
и
вторичных
проявлений,
задерживающих
формирование зависящих от него речевых компонентов.