Автор: Валерия Николаевна Комарова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ №249
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция речи дошкольников "
Раздел: дошкольное образование
Игровые приемы в коррекции речи детей
Как повысить интерес детей к занятиям, мобилизовать все процессы ребенка? На помощь
приходит игра.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного,
радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну
интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и
особое место занимает игра в жизни ребенка.В игре дошкольники отображают свои представления и
знания об окружающем мире. Задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось
участвовать в процессе коррекции речи. Многократные повторения одного и того же материала
утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться,
особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата -Детей не так просто
заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много
энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его
использую следующие приемы: сказка о Веселом Язычке. Игра «Веселый Язычок» со сказочным
героем «Лого -лягушкой». Использую презентации артикуляционных упражнений озвученные.
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи. Дыхание
влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые
разнообразные игры . Детям предлагается подуть на
сюжетные карточки с картинками.Игры
«Подуй, кто сильнее» Игра «в зимнем лесу» цель: вырабатывать сильную воздушную струю.
Игровые технологии для развития мелкой моторики -для развития моторики пальцев рук
хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы
(пуговицы, крупы, горох, фасоль). Очень увлекают детей игры с прищепками, пальчиковый театр.С
помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь
организм. Су-джок шарики использую при автоматизации звуков.
Игровые технологии для развития общей моторики- в логопедической практике использую
разнообразные игры с мячом . Они не только развивают общую моторику, они помогают проводить
работу по коррекции звукопроизношения. Примеры игр: «Мяч поймай – слово называй».
Игра на
логопедических занятиях
-
использование Лэтбука на примере по теме «Рыбы»-
Дидактическая игра «Назови ласково» - цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно
– ласкательных суффиксов. Дидактическая игра «Один - много» - цель: образование
существительных множественного числа и т.д.
Например сюжетно-ролевая игра по теме «Перелетные птицы»- образование уменьшительно-
ласкательных существительных , закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого
нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры,
незаметно для себя решая ту или иную задачу. Например Сюжетно-ролевая игра «Профессии» -
составление описательного рассказа о враче
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей,
имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения
эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе
дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности
речевого развития дошкольников.