Напоминание

Космос


Автор: Зубова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10 г.Галича
Населённый пункт: Костромская область, город Галич
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Космос
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект игрового познавательного занятия в

подготовительной группе

Конспект игрового - познавательного занятия на тему: «Космос»

Автор: Зубова Ольга Алексеевна, воспитатель МДОУ детский сад №10 г.

Галич.

Назначение работы: конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет,

воспитателей ДОУ , педагогов дополнительного образования, родителей

заинтересованных в познавательном развитии детей.

В игровой форме дети получают и закрепляют знания о Солнце, планетах,

космосе, ООД направлена на развитие познавательного интереса

дошкольников к неживой природе.

Программные задачи : Систематизировать знания детей о Солнце,

планетах, первом космонавте – Юрии Гагарине.

Способствовать формированию элементарных представлений о строении

Солнечной системы : Развитие познавательного интереса к природе,

обогащение и расширение знаний детей.

Развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое

мышление на конкретном материале, умение делать выводы.

Развивать речевую активность; эмоциональную отзывчивость; сенсорные

способности;

образное мышление, творческие способности.

Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей

взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.

Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к

дальнейшему изучению астрономии в школе.

Методические приёмы: художественное слово, беседа, создание игровой

ситуации, инсценировка, дидактическая игра, сюрпризный момент,

динамические паузы, проведение опыта.

Оборудование и материалы: иллюстрации, глобус, магнитофон, карта

солнечной системы, шапочки для инсценировки. Плакат с изображением

модели Солнечной системы.

Ход деятельности.

(Дети стоят с воспитателем на ковре.)

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, поприветствуем их..

-Скажите, дети, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

(День космонавтики.)

-Правильно, а почему этот праздник так называется?

(Потому что это праздник космонавтов.)

-Этот праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке,

строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической

техники.

Кто такие космонавты?

(Ответы детей)

-До того, как в космос поднялся первый человек, туда отправляли

искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции.

-Посмотрите, какие они.

( Рассматривание иллюстраций.)

-После туда летали животные, сначала мыши и крысы, потом собаки Белка и

Стрелка.

( Рассматривание иллюстраций.)

- И только потом на космических орбитах появились люди. Первым

человеком, который отправился в космос, был наш соотечественник Юрий

Алексеевич Гагарин. Посмотрите - вот его портрет.

( Рассматривание иллюстраций.)

- В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта человека в космос. С

древности люди, наблюдая за небом и звёздами, хотели узнать, что же такое

звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы –

телескопы, чтобы наблюдать за звёздами. Из этих наблюдений люди узнали,

что существуют и другие планеты. О некоторых из них мы сегодня

поговорим.

-Давайте встанем в круг

(Дети строятся в круг.)

-Возьмите друг друга за руки

У каждого из вас есть имя

Скажи, как тебя зовут?

(Обращаюсь к ребёнку.)

-А тебя ?....

-И у каждого из вас есть адрес,- это место где вы живёте…

-Назови нам свой адрес…

(Обращаюсь к ребёнку.)

-И ты назови свой адрес…

-Дети, а как называется наша планета?

(Земля.)

-У нашей планеты тоже есть имя, она называется Земля.

И адрес у нашей планеты тоже имеется, может, кто- то знает его?

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Попытаемся заглянуть в тайны Солнечной системы.

(Рассматривают карту солнечной системы, какие есть планеты, сколько их.)

-Её родной город - Галактика. А какая улица, попробуйте догадаться сами.

- Какая по счету наша планета?

(Ответы детей.)

-Так на какой улице живет наша планета Земля?

(Ответы детей.)

-Давайте дадим название улице – «Третья кольцевая».

А почему мы дали такое название улице, как вы думаете?

(Ответы детей.)

-Кто сможет мне дать полный адрес Земли ?

(По окончании рассматривания дети называют полный адрес Земли.)

- Сколько планет в солнечной системе?

(Ответы детей.)

-Какие вы знаете планеты?

( Уточняю ответы детей.)

-Планеты - это огромные шары, они не висят на месте, а мчатся по своим

дорогам - орбитам вокруг Солнца. Давайте представим, что мы и есть

планеты, которые вращаются вокруг солнца…и расскажем о них стихи, а

заодно и выстроимся в том порядке, в котором они идут.

( Дети с масками планет рассказывают стихи о планетах и занимают своё

место…)!».

-А для того, чтобы выстроить планеты в ряд, нам ,для начала ,нужно Солнце.

Солнце - это огромный, раскаленный газовый шар, с очень высокой

температурой. Солнце - очень большое и тяжелое, тяжелее всех вместе

взятых планет, притягивает планеты, не дает им улететь в космическое

пространство.

Солнце:

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает.

Меркурий:

Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета

И проворна- год на ней

Восемьдесят восемь дней.

-Планета Меркурий является самой маленькой планетой в нашей Солнечной

системе – он лишь немного больше, чем Луна у Земли.

Венера:

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

-Венера. Чуть меньше Земли, ее даже называли космической сестрой нашей

планеты. Находится ближе других планет к нам и значительно ближе к

Солнцу, благодаря чему получает в два раза больше солнечной энергии,

нежели Земля.

Земля:

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери.

- Если бы, Солнце было таким же размером, как входная дверь, то Земля была

бы размером с монетку.

Марс:

Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете.

- Марс известен, как Красная планета. Красный цвет поверхности Марса

обусловлен минералами железа, которые окисляют почву.

Юпитер:

Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку.

-У Юпитера есть кольца. Они не такие большие и красивые как у Сатурна,

потому что тоньше и слабее. Большое красное пятно — это гигантский

шторм, который бушует уже больше трехсот лет!

Сатурн

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли.

- Он состоит в большой своей части из водорода и гелия, которые являются

самыми легкими элементами во Вселенной и таким образом делают Сатурн

самой легкой планетой, которую мы знаем.

Уран:

Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку.

-Уран: голубая и самая холодная планета

Нептун:

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма –

Длится 40 лет зима.

- Нептун славен большими бурями и вихрями, быстрыми ветрами, дующими

на ограниченных полосах, параллельным экватору. На Нептуне самые

быстрые в Солнечной системе ветры

Плутон:

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

-Плутон — это карликовая планета. В Солнечной системе существует очень

много объектов с аналогичными размерами и массой, которые движутся по

примерно такой же орбите. И до тех пор, пока Плутон не столкнется с ними и

не приберет их массу к своим рукам, он будет оставаться карликовой

планетой

-Вот как красиво и правильно выстроились наши планеты….

(Ребёнок читает стихотворение.)

Аркадий Хайт.

По порядку все планеты.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

-Кто знает, какая планета самая большая?

(Ответы детей.)

- Покажите на карте солнечной системы..

(Ответы детей.)

- А какая улица у этой планеты?

(Ответы детей.)

-Чем похожи планеты?

(Ответы детей.)

-Чем отличаются?

(Ответы детей.)

-Какая планета живет на первой кольцевой улице?

(Меркурий)

- Как вы думаете, есть ли там жизнь? Почему?

(Ответы детей.)

- Во все времена людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах,

похожи ли жители планет на землян? Чтобы узнать это - надо долететь до

планет. А на какой планете возможна жизнь? Почему?

(Ответы детей.)

(После высказываний детей, воспитатель обобщает ответы, делает вывод, что

став взрослыми, кто-то из детей станет астрономом и возможно откроет

новые знания о планетах, Солнечной системе, Земле.)

-Мы немножко отдохнем, дальше рассуждать начнем

"Солнышко"

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (маршируют).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)

-Проходите на свои места.

-Дети, сегодня утром в почтовом ящике я нашла несколько писем.. Первое

письмо было от Незнайки, он пишет, что хочет поделиться с вами своими

знаниями о солнце.. - послушайте.

(Воспитатель тихо говорит детям.)

-Ребята, вы будете внимательно слушать и каждый раз, когда услышите, то с

чем вы не согласны, загните один палец, потом другой, третий...

Когда я закончу читать письмо, мы посчитаем, сколько ошибок нам удалось

найти.

Письмо

«-Однажды мне удалось побывать на Солнце и узнать, что там происходит.

Я сел в небольшой самолетик и полетел на Солнце.

Через час я увидел, что Солнце совсем рядом.

Я -отличный летчик, и поэтому не пролетел мимо маленького Солнца, а

спокойно сел на солнечный аэродром.

Меня встретили солнечники.

Затем мне дали легковой автомобиль - и я отправился в путешествие по

Солнцу.

Дорога была покрыта железом. Я быстро мчался, что мне было даже холодно.

Я простудился и заболел. Пришлось мне срочно вернуться на Землю».

-Ребята, вы согласны с тем, что написал нам Незнайка?

(Ответы детей.)

-Какие вы заметили неточности?

(Ответы детей.)

-Следующее письмо было от Винтика и Шпунтика, они никак не могли

разобраться со схемой и просили вас помочь им.

-У каждого из вас на столе лежит листок с цифрами, ваша задача соединить

последовательно эти числа и тогда мы с вами сможем увидеть, что получится

на схеме у наших героев.

(По точкам с цифрами соединить, чтобы получилась ракета.)

-И последнее письмо я прочитала от Знайки, он хочет знать, что вы знаете о

Солнечной системе. Сейчас я прочитаю его вопросы, а вы постарайтесь на

них ответить…, я же отправлю письмо с вашими ответами на его адрес.

— Какая планета самая большая?

(Юпитер)

— Какая планета самая горяча?

(Венера)

— Какая звезда даёт нам тепло?

(Солнце)

— Какая планета «катится», как шар по блюдцу?

(Уран)

— Какая планета по счёту от Солнца наша планета – Земля?

(Третья)

- На какой планете возможна жизнь?

(На Земле.)

-Молодцы, думаю, ваши ответы понравятся Знайке, он будет рад, что вы

знаете планеты, их адреса и особенности… А какая планета вам понравилась

больше всего?

(Ответы детей.)

-А мне ,ребята, больше всех нравится наша планета Земля, ведь только на ней

мы можем видеть красивые рассветы и закаты, наблюдать какая прекрасная у

нас природа, радоваться солнышку, дружить и смеяться!

( Ребенок читает стихотворные строки)

Где зеленые тучи и тополя

Застилают неба голубой простор

С ясным Солнцем повстречался я

С ясным Солнцем начал разговор:

-Солнышко, ты в блеске и тепле!

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на Земле?

И какой понравился народ?

-Каждый, - шепчет Солнышко, хорош

Не могу обидеть никого

А где ты родился и растешь

Там, дружок, прекраснее всего!

-Так ,где же, ребята, прекраснее всего

(Ответы детей).

-Прекраснее всего там, где мы родились и живем, наша планета Земля. Люди

живут только на планете Земля. Когда-нибудь космонавты полетят и к другим

планетам. Наука не стоит на месте.

А пока лишь запускают автоматические станции, которые доставляют на

землю новые интересные сведения. Вы много знаете о Солнце, планетах. А

еще больше узнаете, когда будете учиться в школе. Пройдет ночь, Солнце

снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем

друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!».

- Дети, у вас на столах лежат чистые листы бумаги, я хочу предложить вам,

немного пофантазировать и нарисовать свою сказочную - волшебную

планету, вырезать её и наклеить на наш плакат.

(выполнение работ).

- Вот какие сказочные и волшебные планеты у вас получились, ребята…



В раздел образования