Автор: Зубова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10 г.Галича
Населённый пункт: Костромская область, город Галич
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Космос
Раздел: дошкольное образование
Конспект игрового познавательного занятия в
подготовительной группе
Конспект игрового - познавательного занятия на тему: «Космос»
Автор: Зубова Ольга Алексеевна, воспитатель МДОУ детский сад №10 г.
Галич.
Назначение работы: конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет,
воспитателей ДОУ , педагогов дополнительного образования, родителей
заинтересованных в познавательном развитии детей.
В игровой форме дети получают и закрепляют знания о Солнце, планетах,
космосе, ООД направлена на развитие познавательного интереса
дошкольников к неживой природе.
Программные задачи : Систематизировать знания детей о Солнце,
планетах, первом космонавте – Юрии Гагарине.
Способствовать формированию элементарных представлений о строении
Солнечной системы : Развитие познавательного интереса к природе,
обогащение и расширение знаний детей.
Развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое
мышление на конкретном материале, умение делать выводы.
Развивать речевую активность; эмоциональную отзывчивость; сенсорные
способности;
образное мышление, творческие способности.
Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей
взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.
Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к
дальнейшему изучению астрономии в школе.
Методические приёмы: художественное слово, беседа, создание игровой
ситуации, инсценировка, дидактическая игра, сюрпризный момент,
динамические паузы, проведение опыта.
Оборудование и материалы: иллюстрации, глобус, магнитофон, карта
солнечной системы, шапочки для инсценировки. Плакат с изображением
модели Солнечной системы.
Ход деятельности.
(Дети стоят с воспитателем на ковре.)
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, поприветствуем их..
-Скажите, дети, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
(День космонавтики.)
-Правильно, а почему этот праздник так называется?
(Потому что это праздник космонавтов.)
-Этот праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке,
строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической
техники.
Кто такие космонавты?
(Ответы детей)
-До того, как в космос поднялся первый человек, туда отправляли
искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции.
-Посмотрите, какие они.
( Рассматривание иллюстраций.)
-После туда летали животные, сначала мыши и крысы, потом собаки Белка и
Стрелка.
( Рассматривание иллюстраций.)
- И только потом на космических орбитах появились люди. Первым
человеком, который отправился в космос, был наш соотечественник Юрий
Алексеевич Гагарин. Посмотрите - вот его портрет.
( Рассматривание иллюстраций.)
- В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта человека в космос. С
древности люди, наблюдая за небом и звёздами, хотели узнать, что же такое
звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы –
телескопы, чтобы наблюдать за звёздами. Из этих наблюдений люди узнали,
что существуют и другие планеты. О некоторых из них мы сегодня
поговорим.
-Давайте встанем в круг
(Дети строятся в круг.)
-Возьмите друг друга за руки
У каждого из вас есть имя
Скажи, как тебя зовут?
(Обращаюсь к ребёнку.)
-А тебя ?....
-И у каждого из вас есть адрес,- это место где вы живёте…
-Назови нам свой адрес…
(Обращаюсь к ребёнку.)
-И ты назови свой адрес…
-Дети, а как называется наша планета?
(Земля.)
-У нашей планеты тоже есть имя, она называется Земля.
И адрес у нашей планеты тоже имеется, может, кто- то знает его?
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.
Попытаемся заглянуть в тайны Солнечной системы.
(Рассматривают карту солнечной системы, какие есть планеты, сколько их.)
-Её родной город - Галактика. А какая улица, попробуйте догадаться сами.
- Какая по счету наша планета?
(Ответы детей.)
-Так на какой улице живет наша планета Земля?
(Ответы детей.)
-Давайте дадим название улице – «Третья кольцевая».
А почему мы дали такое название улице, как вы думаете?
(Ответы детей.)
-Кто сможет мне дать полный адрес Земли ?
(По окончании рассматривания дети называют полный адрес Земли.)
- Сколько планет в солнечной системе?
(Ответы детей.)
-Какие вы знаете планеты?
( Уточняю ответы детей.)
-Планеты - это огромные шары, они не висят на месте, а мчатся по своим
дорогам - орбитам вокруг Солнца. Давайте представим, что мы и есть
планеты, которые вращаются вокруг солнца…и расскажем о них стихи, а
заодно и выстроимся в том порядке, в котором они идут.
( Дети с масками планет рассказывают стихи о планетах и занимают своё
место…)!».
-А для того, чтобы выстроить планеты в ряд, нам ,для начала ,нужно Солнце.
Солнце - это огромный, раскаленный газовый шар, с очень высокой
температурой. Солнце - очень большое и тяжелое, тяжелее всех вместе
взятых планет, притягивает планеты, не дает им улететь в космическое
пространство.
Солнце:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
Меркурий:
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета
И проворна- год на ней
Восемьдесят восемь дней.
-Планета Меркурий является самой маленькой планетой в нашей Солнечной
системе – он лишь немного больше, чем Луна у Земли.
Венера:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
-Венера. Чуть меньше Земли, ее даже называли космической сестрой нашей
планеты. Находится ближе других планет к нам и значительно ближе к
Солнцу, благодаря чему получает в два раза больше солнечной энергии,
нежели Земля.
Земля:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
- Если бы, Солнце было таким же размером, как входная дверь, то Земля была
бы размером с монетку.
Марс:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
- Марс известен, как Красная планета. Красный цвет поверхности Марса
обусловлен минералами железа, которые окисляют почву.
Юпитер:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
-У Юпитера есть кольца. Они не такие большие и красивые как у Сатурна,
потому что тоньше и слабее. Большое красное пятно — это гигантский
шторм, который бушует уже больше трехсот лет!
Сатурн
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
- Он состоит в большой своей части из водорода и гелия, которые являются
самыми легкими элементами во Вселенной и таким образом делают Сатурн
самой легкой планетой, которую мы знаем.
Уран:
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
-Уран: голубая и самая холодная планета
Нептун:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.
- Нептун славен большими бурями и вихрями, быстрыми ветрами, дующими
на ограниченных полосах, параллельным экватору. На Нептуне самые
быстрые в Солнечной системе ветры
Плутон:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
-Плутон — это карликовая планета. В Солнечной системе существует очень
много объектов с аналогичными размерами и массой, которые движутся по
примерно такой же орбите. И до тех пор, пока Плутон не столкнется с ними и
не приберет их массу к своим рукам, он будет оставаться карликовой
планетой
-Вот как красиво и правильно выстроились наши планеты….
(Ребёнок читает стихотворение.)
Аркадий Хайт.
По порядку все планеты.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
-Кто знает, какая планета самая большая?
(Ответы детей.)
- Покажите на карте солнечной системы..
(Ответы детей.)
- А какая улица у этой планеты?
(Ответы детей.)
-Чем похожи планеты?
(Ответы детей.)
-Чем отличаются?
(Ответы детей.)
-Какая планета живет на первой кольцевой улице?
(Меркурий)
- Как вы думаете, есть ли там жизнь? Почему?
(Ответы детей.)
- Во все времена людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах,
похожи ли жители планет на землян? Чтобы узнать это - надо долететь до
планет. А на какой планете возможна жизнь? Почему?
(Ответы детей.)
(После высказываний детей, воспитатель обобщает ответы, делает вывод, что
став взрослыми, кто-то из детей станет астрономом и возможно откроет
новые знания о планетах, Солнечной системе, Земле.)
-Мы немножко отдохнем, дальше рассуждать начнем
"Солнышко"
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки (маршируют).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
-Проходите на свои места.
-Дети, сегодня утром в почтовом ящике я нашла несколько писем.. Первое
письмо было от Незнайки, он пишет, что хочет поделиться с вами своими
знаниями о солнце.. - послушайте.
(Воспитатель тихо говорит детям.)
-Ребята, вы будете внимательно слушать и каждый раз, когда услышите, то с
чем вы не согласны, загните один палец, потом другой, третий...
Когда я закончу читать письмо, мы посчитаем, сколько ошибок нам удалось
найти.
Письмо
«-Однажды мне удалось побывать на Солнце и узнать, что там происходит.
Я сел в небольшой самолетик и полетел на Солнце.
Через час я увидел, что Солнце совсем рядом.
Я -отличный летчик, и поэтому не пролетел мимо маленького Солнца, а
спокойно сел на солнечный аэродром.
Меня встретили солнечники.
Затем мне дали легковой автомобиль - и я отправился в путешествие по
Солнцу.
Дорога была покрыта железом. Я быстро мчался, что мне было даже холодно.
Я простудился и заболел. Пришлось мне срочно вернуться на Землю».
-Ребята, вы согласны с тем, что написал нам Незнайка?
(Ответы детей.)
-Какие вы заметили неточности?
(Ответы детей.)
-Следующее письмо было от Винтика и Шпунтика, они никак не могли
разобраться со схемой и просили вас помочь им.
-У каждого из вас на столе лежит листок с цифрами, ваша задача соединить
последовательно эти числа и тогда мы с вами сможем увидеть, что получится
на схеме у наших героев.
(По точкам с цифрами соединить, чтобы получилась ракета.)
-И последнее письмо я прочитала от Знайки, он хочет знать, что вы знаете о
Солнечной системе. Сейчас я прочитаю его вопросы, а вы постарайтесь на
них ответить…, я же отправлю письмо с вашими ответами на его адрес.
— Какая планета самая большая?
(Юпитер)
— Какая планета самая горяча?
(Венера)
— Какая звезда даёт нам тепло?
(Солнце)
— Какая планета «катится», как шар по блюдцу?
(Уран)
— Какая планета по счёту от Солнца наша планета – Земля?
(Третья)
- На какой планете возможна жизнь?
(На Земле.)
-Молодцы, думаю, ваши ответы понравятся Знайке, он будет рад, что вы
знаете планеты, их адреса и особенности… А какая планета вам понравилась
больше всего?
(Ответы детей.)
-А мне ,ребята, больше всех нравится наша планета Земля, ведь только на ней
мы можем видеть красивые рассветы и закаты, наблюдать какая прекрасная у
нас природа, радоваться солнышку, дружить и смеяться!
( Ребенок читает стихотворные строки)
Где зеленые тучи и тополя
Застилают неба голубой простор
С ясным Солнцем повстречался я
С ясным Солнцем начал разговор:
-Солнышко, ты в блеске и тепле!
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на Земле?
И какой понравился народ?
-Каждый, - шепчет Солнышко, хорош
Не могу обидеть никого
А где ты родился и растешь
Там, дружок, прекраснее всего!
-Так ,где же, ребята, прекраснее всего
(Ответы детей).
-Прекраснее всего там, где мы родились и живем, наша планета Земля. Люди
живут только на планете Земля. Когда-нибудь космонавты полетят и к другим
планетам. Наука не стоит на месте.
А пока лишь запускают автоматические станции, которые доставляют на
землю новые интересные сведения. Вы много знаете о Солнце, планетах. А
еще больше узнаете, когда будете учиться в школе. Пройдет ночь, Солнце
снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем
друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!».
- Дети, у вас на столах лежат чистые листы бумаги, я хочу предложить вам,
немного пофантазировать и нарисовать свою сказочную - волшебную
планету, вырезать её и наклеить на наш плакат.
(выполнение работ).
- Вот какие сказочные и волшебные планеты у вас получились, ребята…