Автор: Тихонова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Сценарий непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Эмоции и настроение Сказочника»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «ЗАБАВА» города Калуги
Сценарий
непрерывной образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
(образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»)
на тему
«Эмоции и настроение Сказочника»
Подготовлен воспитателем
МБДОУ №94 г. Калуги
Тихоновой Натальей
Николаевной,
I квалификационная категория.
Калуга
2020
Дидактическое обоснование образовательной деятельности.
Тема
«Эмоции и настроение Сказочника».
Образовательные
области
Социально - коммуникативное развитие
Форма
педагогического
мероприятия
Непрерывная образовательная деятельность
Возраст детей
5 - 7 лет
Цель
Интеграция в образовательную практику дошкольного учреждения методических инструментов и приемов социально –
эмоционального развития дошкольников 5 – 7 лет.
Задачи
1.
Закрепить у детей представления об эмоциональных состояниях людей; умение распознавать, анализировать,
называть и управлять собственными эмоциями.
2.
Учить ставить цель по технологии SMARTER.
3.
Развивать умения выполнять задания вместе с другими детьми, соблюдать правила соглашения, высказывать своё
мнение, проявлять инициативу.
4.
Формировать навык ориентировки по квадрату настроения.
5.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми во время выполнения заданий; эмоциональную
отзывчивость.
6.
Упражнять детей в использовании паравербальных средств общения.
Средства
1.
Мультимедийный экран, ноутбук, проектор; компьютерная презентация к НОД.
2.
Столы (3 шт).
3.
Материалы для выполнения заданий:
* коробочка с карточками «базовые эмоции» (страх, радость, грусть, злость, удивление);
*почтовый ящик;
*модель «квадрат настроения»;
*набор карточек «Противоположные эмоции героев сказки «Приключения Чиполлино»;
*набор карточек «Эмоциональные состояния героев сказки «Приключения Незнайки и его друзей»;
*набор карточек «Эмоции героев сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»;
*аудиозаписи:
- «Болезнь Куклы» П.И.Чайковский,
- «Клоуны» Д. Кабалевский,
- «Полька» М.Глинки.
*набор карточек «Постановка цели по технологии SMARTER;
*ватман;
*цветные карандаши, ручки, фломастеры;
*карточки «облака мыслей»;
Место и форма
организации
Групповая комната (где возможно создать специальную РППС, без отвлекающих внимание детей элементов)
Фронтальная
Предварительная
работа
1.
Чтение сказок: А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Д.Родари «Приключения Чиполлино»;
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
2.
Словесные игры, отгадывание загадок на тему «Мои эмоции и настроение».
3.
Дидактические игры на тему «Эмоции».
4.
Беседы на тему «Как узнать настроение мамы», «Почему Медвежонок грустит», «Сто и один повод для радости»,
«Я помогу тебе, мой друг».
5.
Подвижные игры «Найди друга», «Встанем в пары».
6.
Музыкальная игра «Дружок».
Предполагаемый
результат
Дети умеют распознавать, анализировать, называть эмоциональные состояния окружающих, а так же свои собственные и
управлять ими. Учатся начальным навыкам постановки цели по технологии SMARTER. Умеют работать в коллективе,
договариваться. Но в случае необходимости отстаивают свою точку зрения, используют аргументацию. В общении все
дети активно используют как вербальные, так и паравербальные средства коммуникации.
Примерный ход мероприятия.
Структурные
части
Содержание
игровых заданий
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Форма
организации
детей
Результат
Организационно
–
мотивационная
Утренний круг
Проблемная
ситуация
Дети с
воспитателем
входят в игровую
комнату, где их
ждет второй
педагог.
Один из педагогов
организует
утренний круг на
тему «Мои эмоции
и мое настроение».
Раздается звонок в
дверь. Один из
педагогов идет
открывать дверь и
исчезает. (Раздается
таинственный звук).
Второй воспитатель
изображает
удивление.
В этот момент
Дети
здороваются с
педагогом.
Ребята
рассказывают о
своем
настроении,
описывают
собственные
эмоции и
причины их.
Дети обращают
внимание на
звонок. Делают
предположения о
том, кто
пожаловал в
гости.
Дети удивляются.
Фронтальная
Фронтальная
Дети
анализируют
собственное
эмоциональное
состояние,
называют свои
эмоции.
Дети
заинтересованы
происходящим,
проявляют яркие
эмоции
(переживают,
удивляются,
расстраиваются
и радуются).
включается
мультимедиа и на
экране появляется
изображение
Сказочника. Вокруг
него разбросаны
листы с
иллюстрациями из
книг про Незнайку,
Чиполино,
Буратино.
Он без
эмоционально
здоровается с
детьми, спрашивает
узнали ли они его.
Сказочник говорит,
что разучился
узнавать и называть
эмоции, у него
никогда нет
никакого
настроения. А без
эмоций он больше
не может сочинять
или рассказывать
сказки, он даже
забыл, как зовут
Ребята
здороваются со
Сказочником,
спрашивают, что
у него случилось.
Фронтальная
Дети учатся
проявлять
заботу, интерес
к переживаниям,
эмоциональным
состояниям
окружающих.
многих героев. Ему
не нравится это и
поэтому он решил
обратиться к детям
за помощью. А для
того, чтобы они не
отказали ему, он
решил похитить
одного из их
воспитателей и
заточить её в
темницу до тех пор,
пока он снова не
научиться
проявлять свои
эмоции. (На экране
появляется рядом
со Сказочником
видеоизображение
воспитателя в
каком-то мрачном
помещении, она
растеряна,
расстроена).
Сказочник
спрашивает у детей
помогут ли они ему.
Дети
соглашаются
помочь
Сказочнику.
Фронтальная
Дети ярко
проявляют
собственные
эмоции,
переживания.
Постановка цели
по технологии
SMARTER.
На экране
появляется
изображение книги.
Она здоровается с
детьми и говорит,
что знает о
случившемся и
знает как помочь
Сказочнику – надо
выполнить ее
задания и за каждое
правильно
выполненное дети
будут получать
эмоцию, которые
потом подарят
Сказочнику.
Воспитатель
предлагает детям
решить, что же они
будут делать.
Дети принимают
предложение
волшебной
книги.
Дети с педагогом
ставят цель (на
доске
выкладывают
карточки с
условными
обозначениями),
Фронтальная
Дети учатся
ставить цель,
проговаривать
способы и пути
ее достижения,
конечный
результат своей
деятельности.
дети вместе с
воспитателем
проговаривают
цель: «Мы хотим
чтобы наш
воспитатель
вернулась как
можно быстрее
обратно к нам.
Для этого мы все
вместе сейчас
поможем
Сказочнику
научится
распознавать,
называть и
управлять своими
эмоциями. Для
этого мы будем
быстро
выполнять все
задания. Нам
будет помогать
волшебная книга.
Мы уверенны,
что через
несколько минут
мы справимся и
Практическая
Создание
СОГЛАШЕНИЯ.
Практические
задания.
1.
Распределение
изображений
героев сказок
Воспитатель
предлагает детям
прежде, чем
приступить к
деятельности,
создать соглашение.
В этот момент
сзади экрана падает
маленькая
коробочка и
карточка с
изображением
эмоции «радость».
Раздается голос
книги, которая
говорит, что это –
первая эмоция.
На экране
появляется
волшебная книга.
Рядом с ней
изображение
«квадрата
наша воспитатель
снова будет с
нами!»
В соглашении
дети рисунками
изображают
правила работы в
коллективе – что
надо делать, что
запрещено делать
и цель работы.
Вешают
соглашение на
стену.
Дети делают
различные
предположения.
Путем
обсуждения
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Дети учатся
договариваться,
соблюдать те
правила,
которые сами и
создали,
закрепляется
умение работать
в коллективе,
проявляют
доброжела –
тельность.
Дети учатся
договариваться,
слышать друг
друга.
Закрепляют
с яркими
проявлениями
различных
эмоций по
квадрату
настроения.
настроения» и
карточек с
изображениями
героев сказок про
Буратино,
Чиполлино,
Незнайку.
Затем на экране
появляется
вопросительный
знак.
Педагог спрашивает
у детей что, по их
мнению, эти
картинки
обозначают.
В том момент,
когда дети делают
вывод, над одним
из столов
загорается
лампочка и дети
выполняют на нем
задание –
распределяют
изображения героев
сказки по квадрату
настроения.
приходят к
выводу, как
выполнить это
задание.
Дети вместе
выполняют
задание у стола.
Обсуждают.
В момент
появления значка
«Класс»
радуются
результату.
Фронтальная
Индивидуальная
умение узнавать,
анализировать,
называть
собственные
эмоции и
эмоциональные
состояния
окружающих.
У детей
закрепляется
навык
ориентировки по
квадрату
настроения,
умение
правильно
распределять
изображения
эмоций по нему.
2.
Музыкальное
задание.
В том случае, если
задание выполнено
правильно, на
экране появляется
значок «Класс» с
музыкальным
сопровождением.
За экраном
выпадает
изображение
эмоции «страх».
На экране рядом с
книгой появляется
изображение ноты и
профессора Груши.
Воспитатель
спрашивает у детей
их мнения по
содержанию
следующего
задания.
Профессор Груша
рассказывает о
задании: ребятам
необходимо
Дети кладут его в
коробочку.
Дети вспоминают
героя сказки и
род его
деятельности.
Делают
предположение,
что впереди их
ждет
музыкальное
задание.
Дети выполняют
задания.
Фронтальная.
Закрепляется
навык
ориентироваться
в характерах
различных
музыкальных
произведений.
3.
Подбери
эмоции.
отгадать и показать
движениями
характер
нескольких
музыкальных
произведений.
В том случае, если
задание выполнено
правильно, на
экране появляется
значок «Класс» с
музыкальным
сопровождением.
За экраном
выпадает
изображение
эмоции «грусть».
На экране
появляется
изображение книги,
рядом с ним два
изображения
сеньора Помидора
злого и доброго,
между ними стоит
Обсуждают.
Дети кладут
изображение в
коробочку.
Дети делают
предположения о
задании.
Воспитатель
помогает им
сделать
правильный
вывод.
Фронтальная
Индивидуальная
Закрепление
знаний детьми
противопо -
ложных
эмоциональных
состояний.
Проявляют
знак вопроса.
Над одним из
столов загорается
свет.
Детям необходимо
распределить
карточки, на
которых
изображены герои
сказки про
Чиполлино с
различными
эмоциями. Их надо
распределить по
парам. Например,
герой плачет –
смеется и т.п.
Когда все карточки
разложили
правильно парами,
на экране
появляется
значок «Класс» с
музыкальным
сопровождением.
За экраном
выпадает
изображение
Дети выполняют
задание.
Дети кладут
карточку в
коробку.
радостные
эмоции от
правильно
выполненного
задания.
4.
Покажи
эмоции.
эмоции «злость».
На экране
изображение книги,
затем видео из
мультфильма
«Приключения
Незнайки», на
котором герой
удивляется. Рядом
появляется знак
вопроса.
Загорается свет над
одним из столов.
Детям необходимо
мимикой и жестами
изобразить
различные
эмоциональные
состояния.
По результатам
выполнения
задания детям
достается карточка
с изображением
эмоции
«удивление».
Дети предлагают
свои варианты
ответов,
аргументируют
их.
Дети выполняют
задания.
Ребята убирают
карточку в
коробку.
Фронтальная
Индивидуальная
Дети
упражняются в
использовании
пара -
вербальных
средств
общения.
Заключительна
я
Итог деятельности.
Прощание с
героями.
На экране
появляется
изображение книги
и много смайликов
«Класс!». Книга
говорит, что ребята
выполнили все
задания правильно
и пришло время
вручить Сказочнику
коробочку с
собранными
эмоциями.
Предлагает детям
положить
коробочку в
волшебный
почтовый ящик.
Когда дети кладут
коробочку в ящик,
на экране
появляется
изображение книги,
улыбающегося
Сказочника с
коробочкой в руках.
Книга прощается с
Дети радуются.
Ребята кладут
коробочку в
почтовый ящик.
Дети прощаются
Фронтальная
Индивидуальная
Дети ярко
проявляют свои
эмоции,
дружеское
расположение.
Рефлексия.
детьми и
Сказочником и
говорит, что ей
пора обратно в
сказочный мир.
Исчезает.
Сказочник
благодарит ребят и
говорит, что уже
отпустил их
воспитателя
обратно в детский
сад. Рядом с ним
появляется
изображение
пустого мрачного
помещения.
Он прощается.
Гаснет экран и свет.
Около двери
появляется
пропавшая
воспитатель и
рассказывает, что
она вдруг попала в
какую – то мрачную
комнату, а потом
с книгой и
благодарят за
помощь.
Дети радуются
появлению
педагога.
Фронтально
Индивидуально
Дети проявляют
дружелюбие,
заботу об
окружающих. С
удовольствием
рассказывают о
вернулась обратно.
Педагог спрашивает
у детей, что
произошло.
Воспитатели
предлагают всем
желающим детям
поделиться с
родителями своими
переживаниями,
мыслями, тем, что
больше всего
оставило
впечатлений со
своими родителями
с помощью
изображения своих
мыслей на
«облачках».
Дети
рассказывают о
своих
приключениях,
заданиях.
Радуются тому,
что та цель,
которую они себе
поставили,
достигнута.
Желающие дети
изображают свои
мысли на
карточках в виде
облаков,
прикрепляют их в
раздевальной
комнате на
«Дерево мыслей
и дел».
Индивидуально
своей
деятельности,
достижениях.