Напоминание

Юные экологи


Автор: Мыльникова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Юные экологи
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ МБОУ СОШ №7

Название программы

Юные экологи

Направленность

Естественно-научная

Возраст обучающихся

11-12 лет

Ф.И.О. автора программы

Мыльникова Елена Николаевна

Год разработки

2020 год

Срок реализации программы

1 год

Количество часов на реализацию

программы

3 часа/114 часов

Где, когда и кем утверждена допол-

нительная общеобразовательная про-

грамма

Утверждена программа: приказ ди-

ректора № Ш7-13-312/0 от

31.08.2020

ФИО рецензента (при наличие)

-

Цель:

формирование экологического поня-

тия о целостности природных

комплексов родного края, их дина-

мике и путях рационального исполь-

зования, воспитание убежденности в

необходимости изучения, сохране-

ния и охраны природы.

Задачи:

1.

Углубление и расширение

имеющихся у школьников знаний об

экологии и природе.

2.

Формирование экологического

взгляда на мир, целостного пред-

ставления о взаимодействии живой

и неживой природы с человеком, т.

е. с самими школьниками, как ча-

стью природы.

3.

Воспитание экологической

культуры, которая поможет обучаю-

щимся сейчас и в будущем жить в

1

гармонии с окружающей средой,

убережет иx от разрушительных для

экосистем действий.

4.

Формирование у ребят навы-

ков и умений, необходимых для про-

ведения наблюдений и эксперимен-

тов в природе.

5.

Развитие умений по оформле-

нию наглядных пособий из собран-

ных на экскурсиях природных мате-

риалов для использования их на

учебных занятиях.

6.

Развитие коммуникативной

культуры обучающихся в процессе

инструкторской работы в разновоз-

растных группах детей, в процессе

реализации программы, ребята

подразделяются на более мелкие

группы, между ними распределяют-

ся обязанности (инструкторы, экс-

курсоводы, агитаторы, пиарщики и

т.д.). Например, ребята - инструкто-

ры, настоящие помощники педагога,

организаторы экскурсий на природу,

наблюдатели, лекторы. Основная их

задача - пропаганда экологических

знаний. Именно инструкторская ра-

бота формирует у ребят организа-

торские навыки, чувство ответствен-

ности за порученное дело и воспи-

тывает общественную экологиче-

скую активность.

Ожидаемые результаты освоения про-

граммы

В результате освоения дополнитель-

ной общеразвивающей программы

«Юные экологи» у школьников фор-

мируются общие учебные умения,

навыки и способы деятельности:

личностные, коммуникативные, по-

знавательные и регулятивные.

Формы занятий

Теоретические и практические заня-

тия, тестирования, экскурсии, проек-

2

ты, игры.

3

Аннотация к программе

В программе есть темы, которые в современном мире очень актуальны и важ-

ны. Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании,

токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят

наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убеди-

тельности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов

на человеческий организм.

Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

На практических занятиях ребята попробуют решить проблему вторичного ис-

пользования сырья «Дадим вторую жизнь вещам!» Для облегчения подачи и

появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлага-

ется в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: беседы, практи-

ческие занятия, профессионально ориентированные игры, практическая работа

по проведению пропаганды и агитации, ручной труд, викторины, выставки,

конкурсы, ролевые игры, устный журнал, конференции, защита проектов, кон-

курсы рисунков, плакатов, эколистовок и др.

Программа предназначена для разновозрастных и одновозрастных групп

детей в возрасте от 11 до 12 лет, реализуется в течение всего календарного года,

включая каникулярное время, продолжительность учебного года 38 недель, 3

часа в неделю, 114 часов в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Программа разработана в соответствии с актуальными нормативно-пра-

вовыми актами федерального и регионального уровней. В соответствии с

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дека-

бря 2012г. №273-Ф3 (с изменениями), приказом Министерства просвещения

Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка орга-

низации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпиде-

миологические

требования к устройству, содержанию и организации режима

работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития

дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 24 ап-

реля 2015 года № 729-р); Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844

«О примерных требованиях к программам дополнительного образования обуча-

ющихся», Уставом МБОУ СОШ № 7.

Реализация образовательной программы осуществляется за пределами

ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает под-

готовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по

образовательным программам.

4

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время перед обществом остро встала проблема загрязнения

окружающей среды. Рост промышленности, нерациональное использование

природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и чело-

вечества.

Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» чело-

века, становление экологической культуры личности и общества. В развиваю-

щей системе непрерывного экологического образования все более весомую

роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование

направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого от-

ношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь

людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Направленность программы – естественно - научная.

Уровень усвоения программы – базовый.

Отличительная особенность данной программы по экологии от уже суще-

ствующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень

важно для дополнительного образования детей. При проведении занятий ребята

слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, рисуют, работают с эко-

логическими рисунками, составляют и сочиняют самостоятельно стихи, расска-

зы, презентации, пишут сочинения- рассуждения, что способствует развитию

творческих способностей детей.

Программа содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется

на изучение и охрану природы своего края, своей страны. В процессе обучения

важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Адресат программы/количество обучающихся в группе - МБОУ СОШ

№7, в группе 15 обучающихся.

Срок освоения программы составляет 1 год обучения.

Объем программы/количество часов - программа реализуется в течение

всего календарного года, включая каникулярное время, продолжительность

учебного года 38 недель, 3 часа в неделю, 114 часов в год.

Режим занятий - занятия проводятся 3 раза в неделю.

Формы обучения - теоретические и практические занятия, тестирования,

экскурсии, проекты, игры.

Цель программы: формирование экологического понятия о целостности

природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального ис-

пользования, воспитание убежденности в необходимости изучения, сохранения

и охраны природы.

Задачи:

1.

Углубление и расширение имеющихся у школьников знаний об экологии и

природе.

2.

Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о

взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школь-

никами, как частью природы.

5

3.

Воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся

сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от

разрушительных для экосистем действий.

4.

Формирование у ребят навыков и умений, необходимых для проведения

наблюдений и экспериментов в природе.

5.

Развитие умений по оформлению наглядных пособий из собранных на

экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях.

6.

Развитие коммуникативной культуры обучающихся в процессе инструк-

торской работы в разновозрастных группах детей, в процессе реализации про-

граммы, ребята подразделяются на более мелкие группы, между ними распре-

деляются обязанности (инструкторы, экскурсоводы, агитаторы, пиарщики и

т.д.). Например, ребята - инструкторы, настоящие помощники педагога, органи-

заторы экскурсий на природу, наблюдатели, лекторы. Основная их задача - про-

паганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ре-

бят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и

воспитывает общественную экологическую активность.

Содержание программы

Учебный план

Тема

Всего

часов

Тео-

рия

Пра

кти-

ка

1.

Комплектование группы. Организационное за-

нятие. Инструктаж по ТБ.

3

1

2

Раздел 1. Бомбы замедленного действия (31 час)

31

16

15

1.

«Бомба замедленного действия» - вода. Ее ги-

бель – наша гибель.

8

3

5

2.

«Бомба замедленного действия» - мусор.

Единственный выход – вторичное использова-

ние.

6

2

4

3.

«Бомба замедленного действия» - воздух. Изме-

нения в глобальном масштабе.

3

3

4.

«Бомба замедленного действия» - шум. С ним

можно бороться.

4

2

2

5.

«Бомба замедленного действия» - - химикаты

«Яд-приданное цивилизации».

4

3

1

6.

Пугающий призрак АЭС.

3

2

1

6

7.

Экология и экономика.

3

1

2

Раздел 2. Экологические традиции и обряды в

фольклоре (14 часов)

14

2

12

1.

Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в

человеческом обществе. Отражение обрядов в

фольклоре.

1

1

2.

Отражение явлений природы в фольклор-

ных произведениях. Отражение в фольклоре вз-

глядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

1

1

3.

Экскурсия в краеведческий музей

2

2

4.

Сбор краеведческого материала «Бабушкины

сказки»

2

2

5.

Социологический опрос «Пословицы и поговор-

ки о природных явлениях и законах природы»

2

2

6.

Акция «Сохраним ёлочку»: проблемы елей в пе-

риод праздника «Нового года» (мастер-классы

по изготовлению альтернативных ёлочек)

4

4

7.

Изготовление кормушек.

2

2

Раздел 3. «Вредные привычки» (10 часов)

10

7

3

1.

Животные – наркотики – растения. Растения

убийцы.

2

2

2.

Передавай в наследство трезвость.

2

2

3.

«Владыка мира» – никотин.

2

2

4.

Лучше вдыхать аромат розы.

2

1

1

5.

Круглый стол «Как победить вредные привыч-

ки».

2

2

Раздел 4. «Растения – гениальные инженеры приро-

ды» (32 часа)

32

16

16

1.

Растения – потребители отходов.

1

1

2.

Растения – химики.

1

1

3.

Растения - материки.

1

1

7

4.

Растения-путешественники.

1

1

5.

Растения – мастера гидравлики.

1

1

6.

Растения – физики.

1

1

7.

Как растения передают информацию.

2

2

8.

Растения - наш доктор Айболит.

2

2

9.

Можно ли питаться сорняками.

2

2

10.

Совершенство приспособления у растений.

2

2

11.

На что еще способны растения

2

2

12.

Акция «Спасти и сохранить» (разработка эколо-

гической тропы).

8

8

13.

Творческий конкурс «Экология глазами детей»

2

2

14.

Акция «Берегите первоцветы!»: виды первоцве-

тов, проблемы первоцветов (выступление агит-

бригады, конкурс плакатов и рисунков, выпуск

листовок).

4

4

15.

Уход за комнатными растениями, размножение

комнатных растений.

2

2

Раздел 5. Охрана животного мира (9 часов)

9

3

6

1.

Охрана животного мира. Животный мир Земли.

Многообразие животного мира.

1

2.

Обзор животного мира родного края. Любой вид

животного - неповторимое явление природы.

Пигмеи и гиганты среди животных.

1

3.

Редкие и исчезающие животные. Занимательное

из жизни животных. Охрана животных.

1

4.

Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»:

проблемы бродячих животных и пути решения

проблемы:

-защита мини-проектов «Мой любимый пито-

мец»,

-разработка и распространение экологических

листовок.

6

8

Раздел 6. «Все о национальных парках» (15 часов)

15

11

4

1.

Все о национальных парках.

3

3

2.

Обустройство парков.

3

3

3.

Ландшафтная архитектура.

2

2

4.

По страницам занимательной литературы.

3

3

5.

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

2

2

6.

Итоговое занятие. Экологический марафон

«Моя Югра – моя планета».

2

2

Всего:

114

56

58

Содержание учебного (тематического) плана

Комплектование группы (2 часа)

Организационное занятие. Инструктаж по ТБ (1 час)

Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения.

Раздел 1. «Бомбы замедленного действия» (31 час)

1.1.

«Бомба замедленного действия!» - вода. Ее гибель - это наша ги-

бель.

Теория (3 часа).

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы че-

ловечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода-самый важный товар

одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Как очищают

грязную воду? Океаны крупнейшая

«сточная канава» Земли. Как нефть попадает в море?

Практика (5 часов).

«Ходит капелька по кругу» - познавательная игра.

Лабораторный опыт «Очистка воды».

Подготовка и защита проектов: «Вода, ты жизнь».

1.2. «Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вто-

ричное использование.

Теория (2 часа).

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Мо-

локо загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Сани-

тарная очистка городов и вторичное использование отходов.

Практика (4 часа).

Экологический рассказ «Ромашковая поляна».

Уроки Гнома эконома «Дадим вторую жизнь вещам» (Изготовление поделок из

бытового мусора).

1.3.

«Бомба замедленного действия» - воздух. Изменения в глобальном

9

масштабе.

Теория (3 часа).

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется

ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды.

Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый

воздух.

1.4.

«Бомба замедленного действия» - шум. С ним можно бороться.

Теория (2 часа).

Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум

действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Проте-

сты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

Практика (2 часа).

Лабораторный опыт «Измерение уровня шума в классах и коридорах школы»

1.5.

«Бомба замедленного действия» - химикаты. Яд – «приданое» ци-

вилизации

Теория (3 часа).

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, приро-

ды. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии.

Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды

и развитие инфекционных болезней.

Практика (1 час).

Лабораторный опыт «Кислота – едкое вещество».

1.6. Пугающий призрак АЭС

Теория (2 часа)

Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников

испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же

дальше?

Практика (1 час).

Просмотр фильма «Чернобыль».

1.7.

Экология и экономика

Теория (1 час).

Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетради-

ционная бережливость?

Практика (2 часа).

Конкурс презентаций «Моя экологическая семья».

Раздел 2. Экологические традиции и обряды в фольклоре (14 часов).

Теория (2 часа).

Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отра-

жение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных

произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и пове-

рий народа.

Практика (12 часов).

1.Экскурсия в краеведческий музей.

10

2. Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки».

3.Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и

законах природы».

4. Акция «Сохраним ёлочку»: проблемы елей в период праздника «Нового

года» (мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек.

5. Изготовление кормушек.

Раздел 3. «Вредные привычки» (10 часов).

Теория (7 часов).

3.1.Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы

Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв нарко-

тик? Красота и коварство цветков мака. Истоки наркомании. Иные «должно-

сти» наркотиков.

3.2.Передай в наследство трезвость

Пиво в жизни. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие пер-

спективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.

3.3.Владыка мира - никотин

Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик -

сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве ни-

котина.

3.4.Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона

Давайте посмотрим, как действуют токсические вещества на живой организм.

Практика (3 часа).

Лабораторный опыт: «Влияние паров ацетона на герань обыкновенную». Выво-

ды.

Круглый стол «Как победить вредные привычки».

Раздел 4. «Растения - гениальные инженеры природы» (32 часа) Теория (16 ча-

сов).

4.1.Растения - потребители отходов

Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.

4.2.Растения-химики

Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

4.3.Растения - материки.

С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, математически точно, гео-

метрически правильно.

4.4.Растения-путешественники.

Через реки, озѐра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и

планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и «зай-

цы». Растения-эмигранты.

4.5.Растение-мастера гидравлики

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстати-

ка. Растительный организм и морские глубины.

4.6.Растения-физики

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной

11

тени. Зимняя спячка растений.

4.7.Как растения передают информацию

Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

Paстения - биологические часы.

4.8.Растения - наш доктор Айболит

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений.

Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

4.9.Можно ли питаться сорняками

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приго-

товить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

Их приготовление и польза для здоровья.

Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказате-

ли погоды.

4.10.Совершенство приспособления у растений

Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие

кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

4.11.На что еще способны растения.

Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся

250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.

Практика (16 часов).

1.Акция «Спасти и сохранить» (разработка экологической тропы).

2.Творческий конкурс «Экология глазами детей».

3.Акция «Берегите первоцветы!»: виды первоцветов, проблемы первоцветов

(выступление агитбригады, конкурс плакатов и рисунков, выпуск листовок).

1.

Конкурс презентаций «Спаси природу – сохрани будущее».

2.

Уход за комнатными растениями, размножение комнатных растений.

Раздел 5. Охрана животного мира. (9 часов)

Теория (3 часа).

Охрана животного мира. Животный мир Земли. Многообразие животного мира.

Обзор животного мира родного края. Любой вид животного - неповторимое яв-

ление природы. Пигмеи и гиганты среди животных. Редкие и исчезающие жи-

вотные. Занимательное из жизни животных. Охрана животных.

Практика (6 часов).

1.Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»: проблемы бродячих животных

и пути решения проблемы:

-защита мини-проектов «Мой любимый питомец»,

-разработка и распространение экологических листовок.

Раздел 6. «Все о национальных парках» (15 часов).

Теория (11 часов).

6.1.Все о национальных парках

Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки

отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники.

12

Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы.

6.2.Обустройство парков

Доктор - лес. Сервис парка. Лесные постройки. Площадки для отдыха детей.

Зоны развлечений для взрослых. Лесная мебель. Житейские удобства.

6.3.Ландшафтная архитектура

Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красо-

ты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить

лес.

6.4.По страницам занимательной литературы.

Управление национальными парками. Быт - дело серьезное. Лесные приюты.

Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков. Уход за растениями. Работа по

проращиванию растений из семян. Уход за ними, подкормка.

Практика (4 часа).

1.Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

2.Экологический марафон «Моя Югра – моя планета»

Планируемые результаты:

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы

«Юные экологи» у школьников формируются общие учебные умения, навыки и

способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регу-

лятивные.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных зна-

ний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межлич-

ностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усво-

ение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодей-

ствия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о

способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения ин-

формации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школь-

ника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в це-

лом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;

стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоя-

тельного социального действия): опыт построения различного рода отношения

в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельно-

сти; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида

общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотруд-

ничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъ-

ектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

Большое внимание дополнительная общеразвивающая программа «Юные

экологи» уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию

помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвяще-

ны как теоретические, так и практические занятия.

13

Календарный учебный график

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

К-во

недель

К-во

часов

Период

К-во

недель

К-во

часов

К-во не-

дель

К-во

часов

01.09-

31.12.202

0

18

54

09.01-

31.05.2020

20

60

38

114

Сроки организации промежуточного контроля

Формы контроля

14.12.2020 – 29.12.2020

17.05.2021 – 31.05.2021

Собеседование, те-

стирование, лабо-

раторный опыт, за-

щита проектов,

конференция, за-

чет

Условия реализации программы

Методическое обеспечение:

- методическая и специальная литература;

- наборы упражнений;

- тренинги;

- наборы игр;

- таблицы по химии;

- пособия с разными типами задач и тестов;

- компьютерные программы;

- пособия и инструкции для проведения лабораторных и практических работ.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (для учителя);

- мобильный класс (ноутбуки -15 штук);

- электронный микроскоп (1 штука);

- электронные весы (15 штук);

- лабораторные штативы (15 штук);

- химические реактивы (микролаборатория – 15 штук);

- химическое оборудование и химическая посуда (микролаборатория – 15

штук).

Система контроля результативности программы

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются

следующие виды контроля/аттестации:

• входной контроль (сентябрь);

• промежуточный контроль (декабрь);

• итоговый контроль (май).

Входной контроль - это оценка исходного уровня знаний перед началом об-

14

разовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития

учащихся и их готовности к обучению по данной программе.

Форма аттестации: собеседование.

Промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия для от-

слеживания динамики освоения знаний, сформированности коммуникативных

навыков, подведение итогов за первое

полугодие.

Форма аттестации: тестирование, практическая работа, семинар, круглый

стол, конференция, зачет и прочее.

Итоговый контроль проводится по завершению всего объёма дополнитель-

ной общеобразовательной программы.

Форма аттестации: тестирование, практическая работа, исследовательский

проект, дифференцированный зачёт.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни

знаний, умений и навыков:

В (высокий) – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся

имеет высокие достижения;

С (средний) – усвоение программы в полном объеме, при наличии несуществен-

ных ошибок;

НС (ниже среднего) – усвоение программы в неполном объеме, допускает су-

щественные ошибки в теоретических и практических заданиях.

Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей

программы «Юные экологи» является:

-организация и проведение в школе «Недели естественных наук»;

-участие в городском конкурсе «Дерево Надежды»;

-участие в окружном экологическом марафоне «Моя Югра – моя планета»;

-участие в творческих конкурсах различного уровня эколого-биологической

направленности.

Формой итоговой аттестации является без оценочная система с записью в

дневнике по итогам учебного года «зачтено», «не зачтено» (портфолио обучаю-

щихся)

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном ро-

сте обучающихся в объединении дополнительного образования «Юные эколо-

ги», являются:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсужде-

нии, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности;

-умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоро-

вье человека;

-умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений,

писать рефераты;

-знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны

окружающей среды;

15

-умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции,

т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные.

Методическое обеспечение программы:

Программа реализуется при наличии:

Методическое обеспечение:

- методическая и специальная литература;

- наборы упражнений;

- тренинги;

- наборы игр;

- таблицы по химии;

- пособия с разными типами задач и тестов;

- компьютерные программы;

- пособия и инструкции для проведения лабораторных и практических работ.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (для учителя);

- мобильный класс (ноутбуки -15 штук);

- электронный микроскоп (1 штука);

- электронные весы (15 штук);

- лабораторные штативы (15 штук);

- химические реактивы (микролаборатория – 15 штук);

- химическое оборудование и химическая посуда (микролаборатория – 15

штук).

Информационные источники

1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.,2010.

2. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель,

2015.-203 с.

3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2007

4. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практи-

кум для вузов. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

– 112с.

5. Двораковский М.С. Экология растений. – М.,2011.

6. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические

проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2014, -

112 с.

7. Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа "Малень-

кий принц Земли". Президентская программа "Дети России". Федеральная целе-

вая программа "Организация летнего отдыха детей".

8. Карташов А.Г. Введение в экологию. - Томск: Водолей, 2015. - 382 с.

9. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. -

М.,2005. Материал по теме "Опыты и эксперименты с неживой природой".

10.

Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего го-

16

рода: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2014.-112с.

11.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры,

мероприятия. - Волгоград, 2015.

12.

Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. Методиче-

ское пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2014, 64 с.

13.

Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,20014

14.

Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 2015.

17



В раздел образования