Автор: Копылова Алиса Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ"Школа-интернат №10"
Населённый пункт: г.Городец Нижегородской области
Наименование материала: программа сопровождения
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования.
Раздел: начальное образование
Программа индивидуального сопровождения ребенка с
комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного
образования.
Работу выполнила учитель-дефектолог
Алиса Михайловна Копылова
г.Городец Нижегородской области
2017г
План
Введение
Глава
1.
Анализ
литературы
по
проблемам
психолого-педагогического
сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития
1.1.
Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
1.2.
Особые образовательные потребности детей с РАС
1.3.
Технология
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
РАС
учителя-дефектолога
Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с
комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования
2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения
2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в
образовании ребенка с комплексным нарушением развития
2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения
Заключение
Список литературы
2
Введение
Инклюзивное
образование
–
это
первая
инновация
в
российской
образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и
теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для
детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве
европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей
за
образовательные
права
собственных
детей,
прецедент
поведения
родителей как подлинных субъектов образовательного процесса. (
1)
Сегодня
инклюзивным
или
включающим
образованием
называют
совместное
обучение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
нормативно
развивающимися
сверстниками.
Дети
с
о собыми
образовательными
потребностями
в
такой
практике
смогут
расти
и
развиваться
вместе
с
другими
ребятами,
посещать
обычные
учебные
заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все
остальные
дети.
Идея
состоит
в
том,
что
для
получения
качественного
образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми
потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но
не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких
ограничений
в
своём
развитии
или
в
здоровье.
Все
это
существенно
повышает
роль
инклюзивного,
совместного
обучения,
позволяющего
3
принципиально
расширить
возможности
социализации
детей
с
инвалидностью
Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего
образования,
условий
для
обучения
разных
детей
с
учётом
их
индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Согласно
статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится
к категории инвалидов. В их число входит и почти полмиллиона детей, по
отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании»
(п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в
развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих
пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает . Важным
федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является
государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на
2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17
марта 2011 г. №175
4
Глава
1.
Анализ
литературы
по
проблемам
психолого-педагогического
сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития
1.1.
Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения, в
частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г.
Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой,
Н.В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение
характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей,
в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при
организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения,
формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных
решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных
командной работой специалистов различных профилей. Идеи психолого-
педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям
зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс,
Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская,
Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики
сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.) (приводится по Л.Н.
Харавини на, 2011).
5
В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь
по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают его:
процессуальность,
пролонгированность,
недирективность,
погруженность в реальную ситуацию человека, особость
отношений между участниками, приоритет опоры на
внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»),
право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него
ответственность.
Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора
технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания,
показавшего в своих работах, что педагогическая поддержка (мы добавим и
психологическая) и сопровождение развития личности человека — есть не
просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а
комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (О.С. Газман,
2007).
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными
возможностями адаптации в образовательном процессе как одно из
приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного
учреждения, может быть определена как «…система профессиональной
деятельности, направленной на создание социально-психологических
условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в
ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997).
6
1.2.
Особые образовательные потребности детей с РАС
Особые
образовательные
потребности
детей
с
аутизмом
включают
общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:
•
в
периоде
индивидуализированной
«подготовки»
к
школьному
обучению;
• в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в
группе детей;
• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
•
в
специальной
работе
педагога
по
установлению
и
развитию
эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь
в осмыслении происходящего;
•
в
создании
условий
обучения,
обеспечивающих
сенсорный
и
эмоциональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;
•
в
д о з и р о ва н и и
у ч е б н о й
н а г ру з к и
с
у ч е том
т е м п а
и
работоспособности;
•
в
особенно
четкой
и
упорядоченной
временно-пространственной
структуре
образовательной
среды,
поддерживающей
учебную
деятельность ребенка;
•
в
специальной
отработке
форм
адекватного
учебного
поведения
ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и
усвоения информации при аутистических расстройствах;
• в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых
знаний и умений, не допускающем их механического использования для
аутостимуляции;
7
• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а
при необходимости с дефектологом и логопедом;
•
в
организации
занятий,
способствующих
формированию
представлений
об
окружающем,
отработке
средств
коммуникации
социально-бытовых навыков;
•
в
индивидуализации
программы
обучения,
в
том
числе
для
использования в социальном развитии ребенка существующих у него
избирательных
способностей(в
составлении
индивидуальной
образовательной программы по разным предметным областям;
• в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его
особенностей;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие
семьи и образовательного учреждения;
•
в
индивидуально
дозированном
и
постепенном
расширении
образовательного
пространства
ребенка
за
пределы
образовательного
учреждения.
(5)
Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
учителя дефектолога для реализации основных потребностей детей с РАС:
• организация поведения;
• развитие коммуникативной функции общения;
• сенсорное и сенсомоторное развитие;
• развитие познавательной деятельности;
• развитие пространственной ориентировки.
Формы работы:
• групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных
общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в
ходе диагностического обследования;
8
•
индивидуальные
занятия
—
наиболее
предпочтительная
форма
работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
Необходимо отметить, что работа таких специалистов, как тифлопедагога
и сурдопедагога, в которых в обязательном порядке будут нуждаться дети
соответствующих
категорий,
рассматривается
как
привлечение
образовательным учреждением внешних специалистов. В своей работе
учитель-дефектолог
ориентируется
на
дифференцированный
подход
внутри
каждой
категории
детей
с
ОВЗ
с
целью
определения
индивидуальных
методов
и
способов
коррекционной
работы.
Также
необходимо
помнить,
что
успех
коррекционно-педагогического
воздействия
основывается
на
комплексном
взаимодействии
всех
участников
образовательного
процесса.
Таким
образом,
обязательной
задачей
учителя-дефектолога
является
привлечение
к
процессу
коррекционно-развивающего
обучения
родителей,
педагогов,
специалистов
сопровождения
и
администрации
образовательного
учреждения.
9
1.3.
Технология
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
комплексными нарушениями развития учителя – дефектолога
Опыт
сопровождения
образовательного
процесса
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ),
включенных
в
общеобразовательную
школу
показывает,
что
в
настоящее
время
большинство
учеников
испытывают
либо
огромные
трудности
при
обучении,
либо
не
в
состоянии
овладеть
даже
минимальными
требованиями образовательной программы.
Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя -
дефектолога в общеобразовательной школе является решение задач по
вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий
характер
и
требуют
постоянной
специализированной
помощи
и
предоставление
специальных
условий.
Таким
образом,
основная
цель
деятельности
учителя
-
дефектолога:
максимальная
образовательная
адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а
также
обеспечение
своевременной
помощи
учащимся,
которые
испытывают
выраженные
трудности
в
обучении
в
условиях
общеобразовательной школы.
Так
как
в
образовательную
среду
массовой
школы
могут
как
включаться, так и интегрироваться дети с различными видами нарушений,
следовательно, формы и содержание работы учителя - дефектолога будут
определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития
категории детей.
Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с
комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования
10
2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения
Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
обучающегося с комплексными нарушениями
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Положительные качества ребенка, на которые можно опираться при
работе (заполняется со слов родителей)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Диагноз___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Физическое здоровье
(особенности раннего развития, наследственная
предрасположенность) _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Ведущая рука ___________________________________________________
3. Медицинское обследование
Дата
Слух
Зрение
ОДА
4. Сенсомоторное развитие
Дата
Мелкая
моторик
а
Арт.
моторик
а
Простра
нст.
ориент.
Восприя
тие
цвета
Восприя
тие
формы
Восприя
тие
времени
Восприя
тие
картино
к
11
5. Логопедическое обследование
Дата
Характеристика речи
Логопедическое обследование
Заключение
Строение
арт.
Звукопроиз
ношение
Фонематич.
слух
Зв.-бук.
Анализ и
Слоговая
структура
Гр.строй
Лексич.
запас
Связанная
речь
Чтение
Письмо
6. Психологическое обследование
Дата
Социоме
трия
Развитие высших психических
функций
Сформированность эмоционально-
волевой сферы
лидер
ведомый
изгой
Особенно
сти
внимани
я
Особенности
памяти
Особенности
мышления
Ур.шк.
тревожности
Шк.ада
птация
Учеб.
мотив
ация
сам
ооце
нка
устойчивое
неустойчивое
аудиал.
визуал.
кинестет.
наглядно-
действ.
нагляднобраз
н
высокий
средний
низкий
норма
низкая
дезадаптация
средняя
низкая
7. Учебная деятельность
Дат
а
Самостоятельная работа
Результаты учебной деятельности
Использует
помощь
учителя
Работает по
инструкции
Работает
под
контролем
Высоки
й
уровень
Выше
среднего
(4)
Средний
(3)
Низкий
уровень
12
(5)
8. Сведения о семье
Чл
ен
ы
се
мь
и
Фамилия,
имя, отчество
Дат
а
рож
ден
ия
Образова
ние
Специал
ьность
Место
работы,
учебы
Адрес
,
телеф
он,
ЖБУ
*
Состояни
е
здоровья,
вредные
привычк
и
Из
ме
не
ни
я
При
меч
ани
я
* (1, 2, 3- комнатная квартира с удобствами, без удобств, комната в общежитии)
Тип семьи: полная, неполная, материнская, альтернативная (юридически не оформлены
отношения). Многодетная _____________________________________________________
Материально-экономическое положение: малообеспеченная, обеспеченная
Учреждения, оказывающие помощь семье (указать вид помощи) ___________________
_____________________________________________________________________________
9. Характеристика психологического климата в семье
Дата наблюдения
Стиль воспитания
ребенка в семье
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Взаимоотношения
ребенка с матерью
(замещ.лицом)
Доверительные
Конфликтно-
агрессивные
Формальные
Взаимоотношения
ребенка с отцом
(замещ.лицом)
Доверительные
Конфликтно-
агрессивные
Формальные
Влияние семейного
уклада на развитие
ребенка
Позитивное
Противоречивое
Негативное из-за
*наследственных
заболеваний
*конфликтов
*вредных привычек
13
*бывшей судимости
*наркомании
*алкоголизма
10. Социальное сопровождение (заключение)
Дата
Цель
сопровож
дения
Формы и
методы
сопровождени
я (беседы,
консультации,
выходы в
семью, в др.
организации и
др.
Результаты
проведенной
работы
(консультировани
е педагогическое,
социальное),
эмоциональная
поддержка,
разрешение
проблемы и т.д.
Ф.И.О. и
должность
исполните
ля
Примечания
(рекомендации,
заключения)
Врач-психиатр_____________________________________
Дефектолог________________________________________
Логопед___________________________________________
Педагог-психолог__________________________________
Соц. педагог_______________________________________
Воспитатель_______________________________________
Куратор____________________________________________
Председатель службы сопровождения________________
14
2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в
образовании ребенка с комплексным нарушением развития
Одним из приоритетных направлений современного этапа развития
системы специального (коррекционного) образования является помощь
детям, ранее не охваченных ею, в том числе детям с комплексными
нарушениями. Они представляют собой категорию детей, которые наряду с
общим для них состоянием имеют одно или несколько системных
нарушений. Для того чтобы осуществить эффективную коррекционную
помощь, необходимо иметь четкое представление о структуре нарушения, то
есть знать, какое нарушение является первичным, биологически
обусловленным, а какое — вторичным, социально обусловленным. Согласно
Л.С. Выготскому, первичное нарушение вызывает ряд вторичных отклонений,
которые в неблагоприятных социальных условиях, например при отсутствии
своевременной диагностики и коррекции, усугубляют первичный, так как не
выполняют компенсаторную функцию. При этом психолого-педагогическое
воздействие будет направлено в первую очередь на коррекцию и
предупреждение вторичных дефектов. А для преодоления первичных
нарушений необходимо медицинское воздействие. Однако даже
использование современных достижений медицины не всегда позволяет в
полном объеме компенсировать первично нарушенную функцию. Первичное
нарушение контингента детей нашей школы — интеллектуальная
недостаточность в той или иной степени и вторичные нарушения: ДЦП,
нарушения речи, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра.
Своеобразие психофизических особенностей ребенка обучающегося с
комплексными нарушениями требует специальных условий обучения, то
есть создание среды, способствующей полноценному развитию его личности.
Обучение таких детей предусматривает планирование содержания работы по
следующим направлениям:
• формирование представлений ребенка о себе и окружающем мире;
15
• развитие навыков коммуникации;
• формирование навыков самообслуживания и безопасной
жизнедеятельности;
• подготовка к овладению простейшими видами учебной и трудовой
деятельности;
• социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от
ближайшего окружения.
Мы стремимся сделать обучение этой группы школьников комфортным:
учитывая «зону ближайшего развития» каждого ребенка, организуем такой
режим, при котором ученику даются посильные интеллектуальные и
физические нагрузки, поощряется его стремление к общению с
окружающими.
В программно-методических материалах предусматривается
комплексная коррекционная помощь по четырем основным направлениям:
• социально-бытовая ориентировка и доступная профессионально-
трудовая подготовка;
• коррекционно-психологическая помощь;
• лечебно-профилактическая и восстановительная работа;
• сотрудничество с семьей.
Эти направления имеют важное значение для формирования
необходимых положительных навыков, которые будут способствовать
успешной социализации обучающихся. Все программно-методические
разработки применяются с учетом психофизических особенностей и
компенсаторных возможностей каждого ребенка со сложными
(комплексными) нарушениями развития. При этом для «тяжелого» ребенка
предусматривается обучение на уровне школьного образования по
компоненту «жизненной компетенции» с целью обеспечения максимально
возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни,
предусматривается постепенное, поэтапное развитие социального опыта.
16
Обязательным и единственно возможным для этой категории
школьников является индивидуальный образовательный маршрут обучения,
который реализуется в условиях комплексного сопровождения с первого года
обучения в школе. Категория детей с комплексными нарушениями крайне
разнообразна по своей структуре, степени и характеру проявлений, в связи с
этим сложно выработать единые подхода к обучению и сопровождению с
учетом всех факторов. Необходим комплексный подход, систематическая
длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах
усилиями разных специалистов.
При поступлении обучающегося с комплексными нарушениями
школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк)
определяет направление коррекционной работы для каждого ребенка. С
помощью карты ППМС-сопровождения различные специалисты, учитывая
индивидуальные и психофизические особенности развития обучающегося,
намечают перспективные направления работы с ним. Учителя составляют
индивидуальный образовательный маршрут, намечая при этом программно -
методические направления работы в соответствии с программой, где
отмечается наличие конкретных навыков («отсутствие навыка»,
«формирование навыка» или «навык сформирован»). Направления
педагогической коррекции выстраиваются с учетом последовательности
развития ручной и общей моторики, коммуникативной деятельности,
самообслуживания.
17
2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения
По истечении первого полугодия школьный ПМПК изучает динамику
развития каждого школьника, определяет в качестве приоритетного
направление коррекционной помощи, социальной адаптации и развития
индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему
уровне, намечает план расширения коррекционного образовательного
пространства за пределы учреждения. Так, например, наши школьники с
комплексными нарушениями осваивают дополнительный профиль
«Озеленитель», уже не первый год являются активными участниками проекта
«Равные возможности» в музее «Город Мастеров».
В конце учебного года специалисты ППМС- сопровождения еще раз
изучают динамику развития каждого школьника с комплексными
нарушениями, школьный ПМПК дает соответствующие рекомендации на
следующий учебный год.
18
Заключение
Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?
Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней
изменений, предназначенных детей различных детей, можно назвать
основные критерии соответствия:
1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства,
закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
2. системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его
организационных форм и ценностных установок
3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных
образовательных условий для нуждающихся детей
4. Налаженная системы ранней комплексной помощи
5. Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и
специалистов сопровождения, в т.ч. тьюторов
6. Методическая поддержка массового учителя со стороны
коррекционных педагогов
7. И последнее- ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно
будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза
Таким образом, хорошо продуманные, скоординированные действия
всех специалистов и семьи дадут положительные результаты: улучшается
поведение, появляется речь у детей с расстройствами аутистического спектра,
совершенствуются навыки самообслуживания, культуры поведения,
улучшается коммуникативная деятельность воспитанников; полнее
усваивается школьная программа.
19
Список литературы
1.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии
в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред
Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.
Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.)
2.
Ефремов
А.В.
Концепция
управления
процессами
социальной
адаптации
и
реинтеграции
инвалидов
в
общество.
Автореферат
на
соискание
ученой
степени
доктора
социологических
наук.
Новосибирск, 2001, С.1)
3.
Лошакова
И.И.,
Ярская-Смирнова
Е.Р.
Интеграция
в
условиях
дифференциации:
проблемы
инклюзивного
обучения
детей-
инвалидов
//
Социально-психологические
проблемы
образования
нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ,
2002.С. 15-21.).
4.
Образование
для
всех?
Региональный
мониторинговый
доклад.
UNICEF. Florence. № 5. 1998. С. 58)
5.
Обучение
детей
с
расстройствами
аутистического
спект,
ра.
Методические
рекомендации
для
педагогов
и
специалис&
тов
сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на // Под общ.
ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80с.)
6.
Создание
и
апробация
модели
п с и хол о го п ед а го г и ч е с ко го
сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под
общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.)
20