Напоминание

Программа индивидуального сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования.


Автор: Копылова Алиса Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ"Школа-интернат №10"
Населённый пункт: г.Городец Нижегородской области
Наименование материала: программа сопровождения
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного образования.
Раздел: начальное образование





Назад




Программа индивидуального сопровождения ребенка с

комплексными нарушениями развития в условиях инклюзивного

образования.

Работу выполнила учитель-дефектолог

Алиса Михайловна Копылова

г.Городец Нижегородской области

2017г

План

Введение

Глава

1.

Анализ

литературы

по

проблемам

психолого-педагогического

сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития

1.1.

Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»

1.2.

Особые образовательные потребности детей с РАС

1.3.

Технология

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

РАС

учителя-дефектолога

Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с

комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования

2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения

2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в

образовании ребенка с комплексным нарушением развития

2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения

Заключение

Список литературы

2

Введение

Инклюзивное

образование

это

первая

инновация

в

российской

образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и

теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для

детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве

европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей

за

образовательные

права

собственных

детей,

прецедент

поведения

родителей как подлинных субъектов образовательного процесса. (

1)

Сегодня

инклюзивным

или

включающим

образованием

называют

совместное

обучение

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

нормативно

развивающимися

сверстниками.

Дети

с

о собыми

образовательными

потребностями

в

такой

практике

смогут

расти

и

развиваться

вместе

с

другими

ребятами,

посещать

обычные

учебные

заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все

остальные

дети.

Идея

состоит

в

том,

что

для

получения

качественного

образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми

потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но

не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких

ограничений

в

своём

развитии

или

в

здоровье.

Все

это

существенно

повышает

роль

инклюзивного,

совместного

обучения,

позволяющего

3

принципиально

расширить

возможности

социализации

детей

с

инвалидностью

Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего

образования,

условий

для

обучения

разных

детей

с

учётом

их

индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Согласно

статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится

к категории инвалидов. В их число входит и почти полмиллиона детей, по

отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании»

(п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в

развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений

развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических

подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих

пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает . Важным

федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является

государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на

2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17

марта 2011 г. №175

4

Глава

1.

Анализ

литературы

по

проблемам

психолого-педагогического

сопровождения образования детей с комплексными нарушениями развития

1.1.

Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»

Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения, в

частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г.

Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой,

Н.В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение

характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей,

в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при

организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения,

формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных

решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных

командной работой специалистов различных профилей. Идеи психолого-

педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям

зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс,

Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская,

Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики

сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.) (приводится по Л.Н.

Харавини на, 2011).

5

В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь

по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают его:

процессуальность,

пролонгированность,

недирективность,

погруженность в реальную ситуацию человека, особость

отношений между участниками, приоритет опоры на

внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»),

право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него

ответственность.

Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора

технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания,

показавшего в своих работах, что педагогическая поддержка (мы добавим и

психологическая) и сопровождение развития личности человека — есть не

просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а

комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в

решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (О.С. Газман,

2007).

В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными

возможностями адаптации в образовательном процессе как одно из

приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного

учреждения, может быть определена как «…система профессиональной

деятельности, направленной на создание социально-психологических

условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в

ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997).

6

1.2.

Особые образовательные потребности детей с РАС

Особые

образовательные

потребности

детей

с

аутизмом

включают

общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

в

периоде

индивидуализированной

«подготовки»

к

школьному

обучению;

• в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в

группе детей;

• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

в

специальной

работе

педагога

по

установлению

и

развитию

эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь

в осмыслении происходящего;

в

создании

условий

обучения,

обеспечивающих

сенсорный

и

эмоциональный комфорт ребенка;

• в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

в

д о з и р о ва н и и

у ч е б н о й

н а г ру з к и

с

у ч е том

т е м п а

и

работоспособности;

в

особенно

четкой

и

упорядоченной

временно-пространственной

структуре

образовательной

среды,

поддерживающей

учебную

деятельность ребенка;

в

специальной

отработке

форм

адекватного

учебного

поведения

ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и

усвоения информации при аутистических расстройствах;

• в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых

знаний и умений, не допускающем их механического использования для

аутостимуляции;

7

• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а

при необходимости с дефектологом и логопедом;

в

организации

занятий,

способствующих

формированию

представлений

об

окружающем,

отработке

средств

коммуникации

социально-бытовых навыков;

в

индивидуализации

программы

обучения,

в

том

числе

для

использования в социальном развитии ребенка существующих у него

избирательных

способностей(в

составлении

индивидуальной

образовательной программы по разным предметным областям;

• в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его

особенностей;

• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие

ребенка с педагогами и соучениками;

• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие

семьи и образовательного учреждения;

в

индивидуально

дозированном

и

постепенном

расширении

образовательного

пространства

ребенка

за

пределы

образовательного

учреждения.

(5)

Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

учителя дефектолога для реализации основных потребностей детей с РАС:

• организация поведения;

• развитие коммуникативной функции общения;

• сенсорное и сенсомоторное развитие;

• развитие познавательной деятельности;

• развитие пространственной ориентировки.

Формы работы:

• групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных

общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в

ходе диагностического обследования;

8

индивидуальные

занятия

наиболее

предпочтительная

форма

работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.

Необходимо отметить, что работа таких специалистов, как тифлопедагога

и сурдопедагога, в которых в обязательном порядке будут нуждаться дети

соответствующих

категорий,

рассматривается

как

привлечение

образовательным учреждением внешних специалистов. В своей работе

учитель-дефектолог

ориентируется

на

дифференцированный

подход

внутри

каждой

категории

детей

с

ОВЗ

с

целью

определения

индивидуальных

методов

и

способов

коррекционной

работы.

Также

необходимо

помнить,

что

успех

коррекционно-педагогического

воздействия

основывается

на

комплексном

взаимодействии

всех

участников

образовательного

процесса.

Таким

образом,

обязательной

задачей

учителя-дефектолога

является

привлечение

к

процессу

коррекционно-развивающего

обучения

родителей,

педагогов,

специалистов

сопровождения

и

администрации

образовательного

учреждения.

9

1.3.

Технология

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

комплексными нарушениями развития учителя – дефектолога

Опыт

сопровождения

образовательного

процесса

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

включенных

в

общеобразовательную

школу

показывает,

что

в

настоящее

время

большинство

учеников

испытывают

либо

огромные

трудности

при

обучении,

либо

не

в

состоянии

овладеть

даже

минимальными

требованиями образовательной программы.

Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя -

дефектолога в общеобразовательной школе является решение задач по

вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий

характер

и

требуют

постоянной

специализированной

помощи

и

предоставление

специальных

условий.

Таким

образом,

основная

цель

деятельности

учителя

-

дефектолога:

максимальная

образовательная

адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а

также

обеспечение

своевременной

помощи

учащимся,

которые

испытывают

выраженные

трудности

в

обучении

в

условиях

общеобразовательной школы.

Так

как

в

образовательную

среду

массовой

школы

могут

как

включаться, так и интегрироваться дети с различными видами нарушений,

следовательно, формы и содержание работы учителя - дефектолога будут

определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития

категории детей.

Глава 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с

комплексным нарушением развития в условиях инклюзивного образования

10

2.1. Содержание направлений коррекционно-педагогического сопровождения

Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

обучающегося с комплексными нарушениями

ФИО ребенка _____________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________

Домашний адрес, телефон __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Положительные качества ребенка, на которые можно опираться при

работе (заполняется со слов родителей)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Диагноз___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Физическое здоровье

(особенности раннего развития, наследственная

предрасположенность) _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Ведущая рука ___________________________________________________

3. Медицинское обследование

Дата

Слух

Зрение

ОДА

4. Сенсомоторное развитие

Дата

Мелкая

моторик

а

Арт.

моторик

а

Простра

нст.

ориент.

Восприя

тие

цвета

Восприя

тие

формы

Восприя

тие

времени

Восприя

тие

картино

к

11

5. Логопедическое обследование

Дата

Характеристика речи

Логопедическое обследование

Заключение

Строение

арт.

Звукопроиз

ношение

Фонематич.

слух

Зв.-бук.

Анализ и

Слоговая

структура

Гр.строй

Лексич.

запас

Связанная

речь

Чтение

Письмо

6. Психологическое обследование

Дата

Социоме

трия

Развитие высших психических

функций

Сформированность эмоционально-

волевой сферы

лидер

ведомый

изгой

Особенно

сти

внимани

я

Особенности

памяти

Особенности

мышления

Ур.шк.

тревожности

Шк.ада

птация

Учеб.

мотив

ация

сам

ооце

нка

устойчивое

неустойчивое

аудиал.

визуал.

кинестет.

наглядно-

действ.

нагляднобраз

н

высокий

средний

низкий

норма

низкая

дезадаптация

средняя

низкая

7. Учебная деятельность

Дат

а

Самостоятельная работа

Результаты учебной деятельности

Использует

помощь

учителя

Работает по

инструкции

Работает

под

контролем

Высоки

й

уровень

Выше

среднего

(4)

Средний

(3)

Низкий

уровень

12

(5)

8. Сведения о семье

Чл

ен

ы

се

мь

и

Фамилия,

имя, отчество

Дат

а

рож

ден

ия

Образова

ние

Специал

ьность

Место

работы,

учебы

Адрес

,

телеф

он,

ЖБУ

*

Состояни

е

здоровья,

вредные

привычк

и

Из

ме

не

ни

я

При

меч

ани

я

* (1, 2, 3- комнатная квартира с удобствами, без удобств, комната в общежитии)

Тип семьи: полная, неполная, материнская, альтернативная (юридически не оформлены

отношения). Многодетная _____________________________________________________

Материально-экономическое положение: малообеспеченная, обеспеченная

Учреждения, оказывающие помощь семье (указать вид помощи) ___________________

_____________________________________________________________________________

9. Характеристика психологического климата в семье

Дата наблюдения

Стиль воспитания

ребенка в семье

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Взаимоотношения

ребенка с матерью

(замещ.лицом)

Доверительные

Конфликтно-

агрессивные

Формальные

Взаимоотношения

ребенка с отцом

(замещ.лицом)

Доверительные

Конфликтно-

агрессивные

Формальные

Влияние семейного

уклада на развитие

ребенка

Позитивное

Противоречивое

Негативное из-за

*наследственных

заболеваний

*конфликтов

*вредных привычек

13

*бывшей судимости

*наркомании

*алкоголизма

10. Социальное сопровождение (заключение)

Дата

Цель

сопровож

дения

Формы и

методы

сопровождени

я (беседы,

консультации,

выходы в

семью, в др.

организации и

др.

Результаты

проведенной

работы

(консультировани

е педагогическое,

социальное),

эмоциональная

поддержка,

разрешение

проблемы и т.д.

Ф.И.О. и

должность

исполните

ля

Примечания

(рекомендации,

заключения)

Врач-психиатр_____________________________________

Дефектолог________________________________________

Логопед___________________________________________

Педагог-психолог__________________________________

Соц. педагог_______________________________________

Воспитатель_______________________________________

Куратор____________________________________________

Председатель службы сопровождения________________

14

2.2. Направления взаимодействия специалистов сопровождения и педагогов в

образовании ребенка с комплексным нарушением развития

Одним из приоритетных направлений современного этапа развития

системы специального (коррекционного) образования является помощь

детям, ранее не охваченных ею, в том числе детям с комплексными

нарушениями. Они представляют собой категорию детей, которые наряду с

общим для них состоянием имеют одно или несколько системных

нарушений. Для того чтобы осуществить эффективную коррекционную

помощь, необходимо иметь четкое представление о структуре нарушения, то

есть знать, какое нарушение является первичным, биологически

обусловленным, а какое — вторичным, социально обусловленным. Согласно

Л.С. Выготскому, первичное нарушение вызывает ряд вторичных отклонений,

которые в неблагоприятных социальных условиях, например при отсутствии

своевременной диагностики и коррекции, усугубляют первичный, так как не

выполняют компенсаторную функцию. При этом психолого-педагогическое

воздействие будет направлено в первую очередь на коррекцию и

предупреждение вторичных дефектов. А для преодоления первичных

нарушений необходимо медицинское воздействие. Однако даже

использование современных достижений медицины не всегда позволяет в

полном объеме компенсировать первично нарушенную функцию. Первичное

нарушение контингента детей нашей школы — интеллектуальная

недостаточность в той или иной степени и вторичные нарушения: ДЦП,

нарушения речи, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра.

Своеобразие психофизических особенностей ребенка обучающегося с

комплексными нарушениями требует специальных условий обучения, то

есть создание среды, способствующей полноценному развитию его личности.

Обучение таких детей предусматривает планирование содержания работы по

следующим направлениям:

• формирование представлений ребенка о себе и окружающем мире;

15

• развитие навыков коммуникации;

• формирование навыков самообслуживания и безопасной

жизнедеятельности;

• подготовка к овладению простейшими видами учебной и трудовой

деятельности;

• социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от

ближайшего окружения.

Мы стремимся сделать обучение этой группы школьников комфортным:

учитывая «зону ближайшего развития» каждого ребенка, организуем такой

режим, при котором ученику даются посильные интеллектуальные и

физические нагрузки, поощряется его стремление к общению с

окружающими.

В программно-методических материалах предусматривается

комплексная коррекционная помощь по четырем основным направлениям:

• социально-бытовая ориентировка и доступная профессионально-

трудовая подготовка;

• коррекционно-психологическая помощь;

• лечебно-профилактическая и восстановительная работа;

• сотрудничество с семьей.

Эти направления имеют важное значение для формирования

необходимых положительных навыков, которые будут способствовать

успешной социализации обучающихся. Все программно-методические

разработки применяются с учетом психофизических особенностей и

компенсаторных возможностей каждого ребенка со сложными

(комплексными) нарушениями развития. При этом для «тяжелого» ребенка

предусматривается обучение на уровне школьного образования по

компоненту «жизненной компетенции» с целью обеспечения максимально

возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни,

предусматривается постепенное, поэтапное развитие социального опыта.

16

Обязательным и единственно возможным для этой категории

школьников является индивидуальный образовательный маршрут обучения,

который реализуется в условиях комплексного сопровождения с первого года

обучения в школе. Категория детей с комплексными нарушениями крайне

разнообразна по своей структуре, степени и характеру проявлений, в связи с

этим сложно выработать единые подхода к обучению и сопровождению с

учетом всех факторов. Необходим комплексный подход, систематическая

длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах

усилиями разных специалистов.

При поступлении обучающегося с комплексными нарушениями

школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк)

определяет направление коррекционной работы для каждого ребенка. С

помощью карты ППМС-сопровождения различные специалисты, учитывая

индивидуальные и психофизические особенности развития обучающегося,

намечают перспективные направления работы с ним. Учителя составляют

индивидуальный образовательный маршрут, намечая при этом программно -

методические направления работы в соответствии с программой, где

отмечается наличие конкретных навыков («отсутствие навыка»,

«формирование навыка» или «навык сформирован»). Направления

педагогической коррекции выстраиваются с учетом последовательности

развития ручной и общей моторики, коммуникативной деятельности,

самообслуживания.

17

2.3. Оценка эффективности программ индивидуального сопровождения

По истечении первого полугодия школьный ПМПК изучает динамику

развития каждого школьника, определяет в качестве приоритетного

направление коррекционной помощи, социальной адаптации и развития

индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему

уровне, намечает план расширения коррекционного образовательного

пространства за пределы учреждения. Так, например, наши школьники с

комплексными нарушениями осваивают дополнительный профиль

«Озеленитель», уже не первый год являются активными участниками проекта

«Равные возможности» в музее «Город Мастеров».

В конце учебного года специалисты ППМС- сопровождения еще раз

изучают динамику развития каждого школьника с комплексными

нарушениями, школьный ПМПК дает соответствующие рекомендации на

следующий учебный год.

18

Заключение

Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?

Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней

изменений, предназначенных детей различных детей, можно назвать

основные критерии соответствия:

1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства,

закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы

2. системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его

организационных форм и ценностных установок

3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных

образовательных условий для нуждающихся детей

4. Налаженная системы ранней комплексной помощи

5. Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и

специалистов сопровождения, в т.ч. тьюторов

6. Методическая поддержка массового учителя со стороны

коррекционных педагогов

7. И последнее- ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно

будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза

Таким образом, хорошо продуманные, скоординированные действия

всех специалистов и семьи дадут положительные результаты: улучшается

поведение, появляется речь у детей с расстройствами аутистического спектра,

совершенствуются навыки самообслуживания, культуры поведения,

улучшается коммуникативная деятельность воспитанников; полнее

усваивается школьная программа.

19

Список литературы

1.

Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными

возможностями здоровья // Современные образовательные технологии

в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред

Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.

Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.)

2.

Ефремов

А.В.

Концепция

управления

процессами

социальной

адаптации

и

реинтеграции

инвалидов

в

общество.

Автореферат

на

соискание

ученой

степени

доктора

социологических

наук.

Новосибирск, 2001, С.1)

3.

Лошакова

И.И.,

Ярская-Смирнова

Е.Р.

Интеграция

в

условиях

дифференциации:

проблемы

инклюзивного

обучения

детей-

инвалидов

//

Социально-психологические

проблемы

образования

нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ,

2002.С. 15-21.).

4.

Образование

для

всех?

Региональный

мониторинговый

доклад.

UNICEF. Florence. № 5. 1998. С. 58)

5.

Обучение

детей

с

расстройствами

аутистического

спект,

ра.

Методические

рекомендации

для

педагогов

и

специалис&

тов

сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на // Под общ.

ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80с.)

6.

Создание

и

апробация

модели

п с и хол о го п ед а го г и ч е с ко го

сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под

общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.)

20



В раздел образования