Автор: Людмила Викторовна Жилкина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Практико-ориентированный проект
Тема: Эксперимент по вариативным моделям поликультурного воспитания в условиях городского мегаполиса.
Раздел: дошкольное образование
Практико-ориентированный проект.
Эксперимент по вариативным моделям поликультурного
воспитания в условиях городского мегаполиса.
Что такое педагогический проект? В основе такого проекта лежит
исследовательская работа, результаты которой объединены общей целью.
Целью нашего проекта является ознакомление детей дошкольного возраста с
современным литературным наследием сибирских писателей, повышение их
познавательного интереса к истории родного края.
За годы работы в дошкольном учреждении нами создана методическая
копилка
воспитательно-познавательной
работы
с
детьми,
позволившая
объединить
имеющиеся
наработки
в
один
проект
под
названием
«Литературный Иркутск»
Какие же литературные произведения Сибирских писателей легли в
основу нашего проекта?
Прежде всего, конечно это стихи таких авторов, как М. Сергеев, Ю.
Баранов, М.Е Трофимов, М. Артемьева, Т. Бравленкова, А. Горбунов, В.
Максимова, В. Скиф, Г. Баймякшина.
Следующий этап – это сказки народов Сибири и писателей Приангарья.
Известно, что дети-дошкольники активно познают мир и ежедневно живут,
ожидая чуда. Именно сказка даёт им такую возможность. Проект показал, что
лучше всего детьми воспринимаются такие сказки, как «Приключения
Байкапельки» Натальи Барс, «Паровозик Панфутий», «Королева Синичка
Первая», «Сказки мышонка Сухарика» Светланы Волковой, сказки Веры
Матвеевой «Художник», «Волшебная дудочка», «Кто в лесу нужнее?», «Сказка
о нетающей снежинке», «Сказка о Пете, который был шкафом» М. Сергеева,
сказка «Лора и мышонок» Е. Кардамоновой и многие другие.
Рекомендуя к прочтению именно эти сказки, мы исходим из того, каков
воспитательный потенциал данного произведения, насколько легко ребятам
провести аналогию и сделать выводы. Так, к примеру, Наталья Барс в своей
сказке «Приключения Байкапельки» приглашает ребят стать очевидцем
приключений Омулька и Байкапельки, узнать получше изюминку нашего края
озеро Байкал и подружиться с его обитателями. Данные сказки позволяют
ребятам не только проникнуться любовью к родному краю, к его природе, но и
ощутить красоту слога, живописность образов в произведениях писателей
Сибири. После прочтения сказки вслух, следует пересказ и коллективное
обсуждение с привлечением максимального количества участников. Многие
сказки допускают театрализацию. Дошкольники очень любят данную форму
1
работы, которая помогает ребятам раскрыть свой творческий потенциал. Всё
это помогает всесторонне понять идею сказки, вникнуть в её подтекст.
Глубже понять произведения помогает и встреча с самим автором. Такие
встречи
стали
для
наших
ребят
уже
привычными.
Наши
коллеги
в
Гуманитарном
центре
–
библиотеки
имени
семьи
Полевых
регулярно
устраивают такие творческие встречи с детскими писателями, такими, как Ю.
Баранов, В. Скиф, В. Максимовой и др. После такого искреннего и
доверительного диалога с писателем, у многих ребят просыпается вкус к рифме
и художественному слову. К сожалению, для многих из них это состояние не
является перманентным, поэтому мы рекомендуем родителям приобщать ребят
к художественному слову и в домашней обстановке.
Исходя
из
всех
этих
предпосылок,
мы
разработали
проект
для
дошкольников под названием «литературный Иркутск», который состоит из
нескольких циклов:
Россия – моя Родина.
Любимый Иркутск – середина земли.
Традиции, история и душа народа сибирского.
Сибирь – мой край неповторимый.
Писатели Приангарья.
Участниками проекта стали дети 5-6 лет, их родители и воспитатели.
Цель проекта: Формирование национального самосознания дошкольников,
отражающего политкультурные традиции народов Прибайкалья, воспитание
патриотизма, повышение образовательного и творческого потенциала у
дошкольников, а также повышение мотивации к изучению истории родного
края посредством знакомства с художественной литературой писателей
Приангарья и народов Сибири.
Гипотеза проекта: Предполагаемое повышение мотивации детей и родителей в
изучении литературного наследия родного региона.
Задачи проекта:
1.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину;
2.
Мотивация интереса к истории и культуре своего региона.
3.
Развитие творческого потенциала дошкольников;
4.
Формирование знаний о культуре и традициях народов Прибайкалья, их
образе жизни, фольклоре.
5.
Побуждение
к
сотрудничеству
и
совместной
деятельности
детей,
родителей и воспитателей;
2
6.
Повышение
профессионального
мастерства
педагогов
по
вопросу
развития дошкольников;
7.
Развитие коммуникативных способностей детей.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап – Диагностический.
Проведение
педагогического
мониторинга,
где
предлагается
оценить
возможные представления детей о родном городе и уровень готовности
педагогического коллектива к реализации поставленных задач. Разработка
технологий
диагностики.
Суммирование
мониторинговых
результатов
в
матрицы, описание полученных результатов – составление перспективы работы
с
учётом
интегрированного
подхода,
позволяющего
объединять
познавательную,
эмоциональную
и
практическую
сферы
личности
дошкольника.
2 этап – Процессуальный.
Подбор художественной литературы в соответствии с циклами проекта. Подбор
наглядного материала, организация литературных уголков, создание видеотеки,
подбор атрибутов, костюмов, игрушек – к литературным произведениям,
создание
читательских
дневников
и
другое
материально-техническое
оснащение,
обеспечивающее
реализацию
поставленных
задач
с
учётом
различных
видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
музыкально-художественной,
чтения,
познавательно-исследовательской.
Расширение имеющихся ресурсов и приобретение методической литературы по
проблеме,
предварительное
составление комплексно-тематического плана
работы с детьми. Повышение профессиональной компетентности коллектива
через различные формы (семинары, тренинги, практикумы, пед. советы и др.)
Разработка программы методических мероприятий.
3 этап – Когнитивный.
Внедрение целостного проекта «Литературный Иркутск», направленный на
формирование
национального
самосознания
дошкольников
посредством
знакомства с художественной литературой Приангарья и народов Сибири.
Создание перспективного плана работы с детьми и родителями в соответствии
с тематическими циклами.
4 этап – Аналитический.
Проведение
педагогического
мониторинга,
где
предлагается
оценить
результаты, достижения детей в формировании национального самосознания.
Суммирование и сравнительный анализ мониторинговых результатов в
матрицах,
описание
полученных
результатов.
В
случае
успешного
и
3
результативного
завершения
проекта
–
публикация
и
дальнейшее
распространение проекта.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации - длительный.
Содержание проекта:
1.
Изучение и определение понятий «Патриотизм», «Родина», «Отечество»;
чтение произведений Приангарских писателей, в которых поясняется
значение данных понятий. Таким стихотворением, к примеру, является
«Отчизна» Анатолия Горбунова.
На данном этапе мы знакомим детей с творчеством М.Д. Сергеева,
как представителя плеяды Иркутских писателей. Его произведения легко
и непринуждённо посвящают юных читателей в жизнь сибирской тайги и
в мир уникального озера Байкал. («Туман туманыч», «Глоток океана»)
После прослушивания произведений М. Сергеева ребята с удовольствием
рисуют
байкальские
пейзажи,
раскрашивают
заготовки,
делятся
впечатлениями от услышанного.
2.
Знакомств дошкольников с историей города Иркутска. Она начинается с
момента возведения Иркутского острога, который вскоре стал крепостью,
а через 11 лет на его месте была построена Спасская церковь. Обо всё об
этом, о том, что символизирует собой герб Иркутска, о мощнейшем
пожаре 1879 года, о появлении первого театра, первой библиотеки и
первого
университета
важно
рассказать
дошкольникам доступным
образным языком, привлекая их ассоциативное образное мышление.
Союзником воспитателя на этом этапе может стать Ю. Баранов, который
с большой любовью рассказывает о родном городе в своей книге «На
площади Тихвинской праздники наши» (сказки «Тайна Тихвинской
площади», «Кукушка с улицы Большой» и другие) . Почему Иркутск, так
любимый
иркутянами
сегодня,
стал
в
18
веке
местом
ссылки
государственных преступников? Этот вопрос может быть отправной
точкой для того, чтобы проследить вместе с детьми, как развивался наш
город, превращаясь в крупнейший современный центр Восточной
Сибири, где проживает много различных национальностей. Здесь вполне
уместно
познакомить
ребят
со
сказками
различных
народов,
проживающих в Сибири. Это и бурятские, и эвенкийские, и тафаларские,
и якутские сказки («Медведь и бурундук». «Хвастливая собачонка». «Как
перевелись барсы в Сибири», «Правда и кривда», «Кто дал эвенкам
солнце» и другие)
4
3.
Знакомство
дошкольников
с
традициями
сибирского
народа,
с
традиционными художественными промыслами. На этом этапе ребята с
удовольствием знакомятся с образцами вышивки, чеканки по металлу, с
резьбой по кости, по дереву, с аппликацией. Полученные знания ребята
применяют на тематических занятиях, раскрашивая женский народный
костюм. Ребята проводят дифференцированное сравнение европейской и
сибирской одежды, сопоставляя климатические условия различных
регионов. Хорошим подспорьем в изучении быта и традиций народов
Прибайкалья могут стать следующие сказки и рассказы В. Стародумова:
«Алёнушкина кукла», «Бабушкины камешки», «Аяяйка». «Дед Тяпа и
веники банные» и другие.
4.
Кульминационной частью проекта «Литературный Иркутск» является
обширное знакомство с произведениями приангарских авторов. Это,
прежде, М. Д. Сергеев, поэты М. Трофимов, Т. Бравленкова, М.
Артемьева, А. Горбунов, В. Максимова, а также С. Волкова, С. Устинов и
В. Стародумов, сказки которых мы используем в постановках, так как они
пропитаны любовью к сибирской природе, к людям, живущим у берегов
Байкала.
Замечательной
экологической
направленностью
обладают
сказки Софьи Бунтовской. Все они о взаимоотношениях человека и его
соседей по планете – зверей и птиц. (это такие сказки, как «Бутылка и
муравей», «Жил-был суслик», «О том, как охотник дядя Коля был
рябчиком»)
5.
Завершающим является цикл мероприятий под названием «Сибирь – мой
край неповторимый», где задачей воспитателя является научить детей
видеть, понимать и ценить красоту окружающей сибирской природы,
понимать географическое месторасположение Сибири, знать специфику
сибирской тайги и озера Байкал. В данном цикле мы рекомендуем
стихотворение
Молчанова
–
Сибирского
«Наше
озеро
Байкал»,
стихотворение Т.А. Вермишевой
«Жарки», стихи А. Горбунова
«Одуванчики», «Лисички», «Река Куда», «Шуга», «В тайге», стихи М.
Сергеева «Исток Ангары», «Туман Туманыч», стихи Баранова «В тайге
под Иркутском», «Волки», «Глоток океана», стихотворение Георгия
Вяткина «Немало чудных рек в Сибири», сказки Л. Зиминой «Байкал и
его дочка», рассказы С.К. Устинова «Животный мир Прибайкалья»,
«Медведь близко», «Рысь», «Заячье зеркало», рассказ М. Трофимова
«Лесная азбука», сказка «История мраморного белька» С. Волковой. Для
театрализованных
постановок
мы
рекомендуем
воспользоваться
следующими
литературными
источниками:
эвенкийская
сказка
5
«Кукушка», «Тысяча слёз счастья» В. Стародумова, «Художник»,
«Легенда
о
Байкале»,
«Мальчики-Зайчики»
Веры
Матвеевой,
«Приключения Байкапельки» Натальи Барс.
6.
Завершает наш проект литературная викторина с участием детей и их
родителей, подведение итогов и награждение.
Данный проект уже показал неплохие результаты: ребята предыдущих
выпусков и их родители получили мотивацию к изучению литературного
наследия родного края, приобрели знания об истории города Иркутска,
познакомились с большим числом детских писателей Приангарья. Хочется
отметить,
что
данный
проект
является
гедонистическим,
то
есть
ориентированным на удовольствие. Такой вывод мы сделали, наблюдая за тем,
с каким наслаждением дети, их родители и воспитатели участвовали в данном
проекте. Надеемся на то, что проект будет успешно реализовываться и других
дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
1.
Светловская, Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Детская книга и детское чтение/Н.Н.
Светловская, Т.С. Пиче-Оол.-М.: Издательский центр «Академия»,-1999.-
248 с.
2.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи/З.А. Гриценко.-М.: Линка-
Пресс,-2003.-176 с.
3.
Глебова С., Кашкаров А., Филиппова Е. Воспитание читателя.-М.: ВЦХТ
_»Я вхожу в мир искусств»), 2011,-128 с.
4.
Воспитать читателя/ред.-сост. Л.В. Нестерович-Минск:Красико-Принт,
2009.-176 с.
5.
Столяров Ю.Н. Сказка – дверь в большой мир: Советы взрослым о
воспитании у детей культуры чтения сказок/ Ю.Н. Столяров.- М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2012.-224 с.
6.
Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения: Пособие для родителей по
организации чтения дошкольникам/З.А. Гриценко.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2004.-79 с.
6