Автор: Рахматуллина Алсу Расиховна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Муслюмовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплексы упражнений для постановки звуков
Раздел: начальное образование
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС
(Для свистящих звуков с, з, ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие
движения языка (в которых участвуют кончик языка, боковые края языка,
спинка языка), движения губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи
(достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке
необходимых
движений
языка
и
воздушной
струи
способствуют
следующие упражнении.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Цель у п р а ж н е н и я .
Вырабатывать длительную, целенаправленную
воздушную струю.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Вытянуть губы вперед трубочкой и
длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его
между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы не надувались щеки,
для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на
одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель у п р а ж н е н и я . Способствовать расслаблению мышц языка.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Чтобы
язык
был
широким
и
спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под
счет от одного до пяти (десяти).
М е т о д и ч е с к и е
у к а з а н и я .
1.
Нижняя
губа
не
должна
подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть
широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык
губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы
ребенок
не
задерживал
выдыхаемый
воздух.
Это
можно
легко
проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном
выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение
способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель у п р а ж н е н и я .
Вырабатывать умение удерживать язык в
спокойном, расслабленном положении.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические у к а з а н и я .
1. Губы не растягивать в сильную
улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась
нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать
нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если
это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель
у п р а ж н е н и я .
Вырабатывать
плавную,
длительную,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Улыбнуться,
положить
широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук
ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические у к а з а н и я . 1. Нижняя губа не должна натягиваться на
нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить,
чтобы
дети
произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не
рассеянная.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС
(ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие
движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи,
достаточно
сильной
и
направленной
посередине
языка.
Выработке
необходимых
движений
языка
и
воздушной
струи
способствуют
следующие упражнения.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Чтобы
язык
был
широким
и
спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под
счет от одного до пяти (десяти).
М е т о д и ч е с к и е
у к а з а н и я .
1.
Нижняя
губа
не
должна
подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть
широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык
губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы
ребенок
не
задерживал
выдыхаемый
воздух.
Это
можно
легко
проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном
выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение
способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель
у п р а ж н е н и я .
Вырабатывать умение удерживать
язык в
спокойном, расслабленном положении.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические у к а з а н и я .
1. Губы не растягивать в сильную
улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась
нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать
нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если
это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длим непрерывную
воздушную струю, идущую посередине языка,
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Улыбнуться,
положить
широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук
ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические у к а з а н и я . 1. Нижняя губа не должна натягиваться на
нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить,
чтобы
дети
произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не
рассеянная.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цел ь у п р а ж н е н и я. Вырабатывать движение широкой передней
части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки»,
которое принимает язык при произнесении звука ш.
Выполнение у п р а ж н е н и я .
Слегка приоткрыть рог и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая и движение языком
сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы работал только язык,
а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна
быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его
касаются
углов
р т а .
3. Если упражнение не получается, нужно
вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык
будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернуть на
верхнюю губу.
Упражнение «Фокус»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение
придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю
посередине языка.
Выполнение у п р а ж н е н и я . Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть
ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти
посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была
неподвижной. 2. Боковые края языка ДОЛЖНЫ быть прижаты к
верхней губе. Если это не получается, можно слегка их придержать. 3.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Упражнение «Присоси конфетку»
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и orp.inn тать подъем
языка вверх.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я . Положить широкий кончик языка на
нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и
попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними
зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык,
нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать на 1,5—2 см,
не больше. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения,
можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными
зубами. 4. Выполнять упражнение надо медленно, и только постепенно
можно убыстрять темп.
Упражнение «Грибок»
Цель
упражнения.
Укреплять
мышцы
языка,
растяги вать
подъязычную связку (уздечку).
Выполнение
упражнения.
Улыбнуться,
приоткрыть
рот,
присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо
стараться открывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
положении.
Методические у к а з а н и я . 1. Когда открывается рот, следить, чтобы
губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая язык в
верхнем положении под счет от 3 до 10.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС
(Для звука л)
Для
произнесения
звука
л
необходима
достаточно
сложная
и
дифференцированная
работа
различных
частей
языка.
Выработке
необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Чтобы
язык
был
широким
и
спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под
счет от одного до пяти (десяти).
М е т о д и ч е с к и е
у к а з а н и я .
1.
Нижняя
губа
не
должна
подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть
широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык
губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы
ребенок
не
задерживал
выдыхаемый
воздух.
Это
можно
легко
проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном
выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение
способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель
у п р а ж н е н и я .
Вырабатывать умение удерживать
язык в
спокойном, расслабленном положении.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические у к а з а н и я .
1. Губы не растягивать в сильную
улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась
нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать
нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если
это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык».
Упражнение «Вкусное варенье»
Цел ь у п р а ж н е н и я. Вырабатывать движение широкой передней
части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки»,
которое принимает язык при произнесении звука ш.
Выполнение у п р а ж н е н и я .
Слегка приоткрыть рог и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая и движение языком
сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы работал только язык,
а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна
быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его
касаются
углов
р т а .
3. Если упражнение не получается, нужно
вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык
будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернуть на
верхнюю губу.
Упражнение «Пароход гудит»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я . Приоткрыть рот и длительно
произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указ а н и я .
Следить, чтобы языка был опущен и
находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Упражнение «Индюки»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и
подвижность его передней части.
Выполнение у п р а ж н е н и я . Приоткрыть рот, положить язык на
верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка
по верхней губе вперед — назад, стараясь не отрывать язык от губы, как
бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом
убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как
индюк болбочет).
Методические у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы язык был широким и не
сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед — назад, а не из
стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не
выдвигаться вперед.
Упражнение «Качели»
Ц е л ь упражнения. Вырабатывать умение быстро менять
положение языка, необходимое при соединении звука л согласными, а,
ы, о, у.
В ы п о л н е н и е упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в
таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык
за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от одного
до пяти. Так поочередно менять положение языка четыре — шесть раз.
М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я . Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Пощелкать кончиком языка»
Цель
у п р а ж н е н и я .
Укреплять мышцы языка и вырабатывать
подъем языка вверх.
В ы п о л н е н и е упражнения. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком
языка, как лошадка цокает копытами.
Методические
у к а з а н и я .
1.
Упражнение
сначала
выполняется
в
медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться;
работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно
выполнить упражнение «Присоси конфетку». 4. Следить, чтобы кончик
языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не
чмокал.
Упражнение «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель упражнения. Вырабатывать движение языка вверх и помочь
определить место его при произнесении звука л.
В ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и я .
Ребенок должен производить те же
движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические у к а з а н и я . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы
были неподвижны; упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка
не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за
верхними зубами, а не высовывается изо рта.