Автор: Трифонова Татьяна Михайловна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Рославльского района
Наименование материала: статья
Тема: Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях развития
Раздел: дошкольное образование
Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях
развития.
Заведующий МБДОУ «Остерский
детский сад «Солнышко»
Т.М.Трифонова
Произошедшие за последнее время политические и экономические измене-
ния в нашем обществе затронули и систему образования. Перед руководителем
образовательного учреждения стоит задача обновления и совершенствования
ДОУ. Используя только традиционные подходы в образовании, невозможно
удовлетворить запросы родителей, социального окружения, государство в целом,
являющихся основными заказчиками в сфере образования.
В связи с тем, что образовательное учреждение ориентируется на курс
развития,
это
потребует
от
всех
сотрудников
новой
организации
профессионального сообщества, а от руководителей — новой системы
управления образовательным процессом.
Под
организацией
управления
понимается
целостная
структура
управляющей и управляемых подсистем (кадры, материально-техническая база,
социально-педагогические условия, образовательный процесс, связь с семьей и
социальными институтами детства и др.), находящихся во взаимодействии и
взаимосвязи в соответствии с их местом в процессе управления.
Существенно повысить резерв эффективности управления возможно
при организации определенных организационно-педагогических условий:
—создание подлинно демократической возможности участия коллектива ДОУ
в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
—повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности
всех участников управления образовательного учреждения.
Механизм управления современным дошкольным образовательным
учреждением
изменяет
характер
выполнения
управленческих
функций,
порождает
принципиально
новые
формы
взаимодействия
участников
педагогического процесса.
Структура этих отношений такова:
- детский сад — внешняя среда;
- администрация — общественность;
- руководитель -— подчиненный;
- воспитатель — воспитатель;
- воспитатель — родители;
- воспитатель ~- ребенок;
- ребенок — ребенок.
Проблема формирования организационной структуры управления
требует, прежде всего, осмысления развития образовательного учреждения как
комплексной социально-педагогической системы. Решение данных задач в
обеспечении оптимального соотношения таких организационных принципов
управления,
как
централизация
и
децентрализация,
осуществление
управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении,
права, обязанности, ответственность и др.
Ориентация на системное видение управления позволяет осуществить
выбор наиболее рациональных функций управления дошкольным учреждением
на этапе реализации программы развития.
Объект управления, представленный совокупностью связей всех
участников
педагогического
процесса,
предполагает
учет
отношений,
складывающихся внутри образовательного учреждения и с окружающей
средой.
Проектирование
управления
дошкольным
учреждением
должно
строиться
на
распределении
основных
прав
и
полномочий
между
участниками педагогического процесса. Несоблюдение этого условия приводит к
несбалансированности
исполнения
управленческих
решений
и
неуправляемости в той или иной подсистеме.
Перестройку
целостной
системы
управления
дошкольным
образованием
необходимо
осуществлять
в
направлении
структурно-
функциональных
изменений.
Каждое
подразделение
управляющей
и
управляемой
подсистем,
его
аппарат
должны
быть
наделены
правами,
обязанностями
и
ответственностью
(моральной,
материальной
и
дисциплинарной) за эффективное выполнение функций. В составе системы
управления должен быть орган с правом общественно-государственной
экспертизы
на
основе
государственно-общественных
нормативов
и
возможностью представления и принятия стратегических управленческих
решений. Это положение будет способствовать развитию демократического
управления в условиях реализации программы развития.
В практике организационно-управленческой инициативы возможно
создание различных органов управления и регулирования подсистемами,
функционирующих в ДОУ. Так, вполне обоснованы создание в дошкольном
учреждении
органов
управления
медико-педагогической,
научно-
методической, социально-психологической работой, определение их функций.
действия участников педагогического процесса.
Структура этих отношений такова: детский сад — внешняя среда;
администрация
—
общественность;
руководитель
-—
подчиненный;
воспитатель — воспитатель; воспитатель — родители; воспитатель ~- ребенок;
ребенок — ребенок.
Для оказания помощи дошкольным учреждениям в разработке программ
развития целесообразно создание в них разнопрофильных служб. Они не
только успешно выполняют управленческие функции, но и осуществляют
координационные
связи
в
целостной
управленческой
системе
образовательного
учреждения
по
реализации
стратегических
целей
и
технологических
задач,
предусмотренных
перспективой
развития.
Возможные
варианты
демократической
управленческой
структуры
следующие:
Совет специалистов:
—состоит
из
представителей
различных
служб:
старшего
воспитателя,
психолога, социального педагога, логопедов, педагогов
дополнительного
образования, медицинских работников и воспитателей высшей и первой
квалификационных категорий;
—один раз в квартал проводит заседания;
—рецензирует и утверждает авторские программы и технологии, рекомендует
их к использованию в ДОУ;
—принимает участие в обсуждении вопросов планирования образовательной
деятельности ДОУ;
—рассматривает
вопросы
организации
дополнительных
образовательных
услуг для воспитанников и их родителей;
—организует выявление, обобщение, внедрение и распространение передового
педагогического опыта;
—совместно
с
заведующим
координирует
деятельность
многофункциональных служб дошкольного учреждения.
Медико-педагогическая служба:
—отслеживает
процессы
физического,
психического,
интеллектуального
развития ребенка на всех этапах обучения и воспитания;
—организует
профилактическую
и
коррекционную
работу
с
дошкольниками;
—осуществляет
медико-психологический
контроль
за
проведением
разнообразных
дидактических
экспериментов
с
целью
предотвратить
интеллектуальную перегрузку воспитанников;
—проводит полную диспансеризацию детей;
—выделяет группы риска;
—отвечает
за
вопросы
социально-педагогической
адаптации
детей,
нуждающихся в коррекции;
-координирует деятельность специалистов, работающих с детьми, имеющими
отклонения в развитии;
—следит за подбором и расстановкой кадров в специализированных группах;
—отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный
темп обучения для детей;
—оказывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в
воспитании детей.
Научно-методическая служба:
—организует семинары по курируемым проблемам;
—отвечает за составление перспективного плана развития ДОУ;
—осуществляет
создание
материально-технического
и
методического
обеспечения образовательного процесса в ДОУ;
—несет ответственность за качество программ, реализуемых в ДОУ;
—руководит подготовкой педагогических кадров по проблемам дошкольного
воспитания;
—отвечает за организацию кружковой и студийной работы;
—координирует работу коллектива педагогов по созданию предметно-
развивающей среды;
—создает
условия
для
повышения
уровня
педагогического
мастерства
специалистов;
—способствует
изучению,
внедрению
и
распространению
передового
педагогического опыта.
Социально-психологическая служба:
—устанавливает связи с различными социальными институтами детства;
—изучает положение детей в условиях семьи;
—координирует
деятельность
ДОУ,
семьи,
различных
социальных
институтов детства по проблемам воспитания детей;
—осуществляет консультативную помощь родителям в вопросах воспитания;
—содействует созданию детско-взрослых объединений;
—разрабатывает
проекты
социально-педагогической
поддержки
семей,
испытывающих проблемы в воспитании детей;
—привлекает специалистов к работе с неблагополучными семьями.
Вполне закономерно возникает потребность в актуализации приоритетных
функций
управленческой
деятельности
руководителя
в
период
перехода
дошкольного учреждения в новый режим развития. К ним могут быть
отнесены следующие направления:
—заключение договоров о сотрудничестве с различными государственными,
кооперативными, частными и общественными организациями, необходимыми
для развития ДОУ;
—руководство хозяйственной и коммерческой деятельностью,
связанной с
привлечением дополнительных средств;
—осуществление контроля и руководства за работой педагогических кадров и
вспомогательного персонала, обеспечение условий для их профессионального
роста;
—координация деятельности всех участников образовательного процесса;
—определение совместно с Советом специалистов перспектив развития,
этапов работы, контроль за результатами деятельности ДОУ;
—поддержка работы Совета специалистов по разработке и внедрению новых
программ и методического обеспечения;
—создание условий для экспериментальной и исследовательской работы
членов педагогического коллектива;
—привлечение, по мере необходимости, сторонних специалистов с возможной
организацией их деятельности на хозрасчетных началах;
—осуществление связи с научными и учебными учреждениями, передовыми
педагогическими коллективами, успешно решающими проблемы дошкольного
образования.
Таким образом, результат взаимодействия руководителя и
педагогического
коллектива
выражается
в
развитии
у
сотрудников
способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к
управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности
за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя в
развивающемся учреждении — быть стимулирующим началом в творческом
процессе решения задач программы развития ДОУ.