Автор: Кузнецова Анна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ДС №2
Населённый пункт: город Клин Московская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
ОПЫТ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Подготовила: учитель-логопед:
Кузнецова А.С.
2020 г
Опыт работы в условиях дистанционного обучения
2 СЛАЙД
Дистанционное обучение в условиях пандемии — это новая и
непривычная ситуация. Грамотное применение информационных технологий
позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для
детей и их родителей. Моя работа по дистанционному обучению проводилась
на базе известных мессенджеров: e-mail, WhatsApp, cсоциальных сетей,
которые позволили быстро обмениваться с родителями и детьми
информацией.
Вместе с родителями обучающихся мы выбрали удобную для всех
форму дистанционного общения, создав общую группу в известном
мессенджере. Подключили к общению воспитателей группы. Таким образом,
вовлекли в коррекционный процесс всех участников.
Передо мной встала главная задача: Как мотивировать родителей на
продолжение занятий с ребенком и помощь им в усвоении учебного
материала в полном объеме в новых условиях?
Для этого в корректной форме до них была донесена информация о
невозможности продолжения коррекционных занятий в саду. Родителям
разъяснили, что период активного развития речи приходится на дошкольное
детство, а запас времени остается небольшой. Уже к школе все речевые
функции должны быть сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут
на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без помощи
специалиста некоторые речевые нарушения не проходят самостоятельно, а
дефект может только укорениться, важно не прерывать общение с логопедом.
В связи с этим стала очевидна необходимость в продолжении коррекционных
занятий согласно учебному плану и переход на удаленный режим.
3 СЛАЙД
В своей работе, я использовала рассылку заданий и краткое описание темы
занятия, отправляла задания на электронную почту обучающихся,
социальные сети, сайт детского сада, а так же в общую группу WhatsApp. В
начале каждой недели я давала рекомендации по выполнению домашнего
задания на всю текущую неделю в соответствии с коррекционной
программой.
Задания были направленны на коррекцию нарушений устной и письменной
речи для выполнения дома и носили рекомендательный характер. Родителей
проинформировали, что их выполнение поможет ребенку не растерять
приобретенные знания, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не
посещал детский сад, закрепить исправленные речевые навыки. Также
родителям были даны рекомендации равномерно распределять учебную
нагрузку на неделю, приступать к занятиям в хорошем настроении, следить
за правильным звукопроизношением, хвалить и поощрять ребенка за
старания.
4 СЛАЙД
Рекомендации включали в себя:
- подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной
гимнастики;
-дидактические игры и упражнения на развитие лексико-грамматической
стороны речи в рамках изучаемой темы;
-задания на отработку звукопроизношения в виде презентаций и игр;
- стихи и чистоговорки для заучивания;
- интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые
и удобные в использовании дома;
- печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических
навыков (в pdf формате);
- на выбор и по желанию ребенок выполняет рисунок, поделку или
аппликацию на заданную тему.
5 СЛАЙД
Но у дистанционного обучения есть свои плюсы и свои минусы.
Плюсы которые я отметила за период дистанционного обучения:
- Дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е.
по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
-Мобильность(эффективная реализация обратной связи между логопедом и
обучающимся)
-Разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов;
-Широкое использование компьютерных технологий в доставке учебных
материалов;
- При регулярном и доступном общении в таком формате у родителей
сложились более доверительные отношения со специалистом. Они охотнее
стали консультироваться с какими трудностями сталкиваются в обучении
своего ребенка.
Минусы дистанционного обучения:
-Отсутствие очного общения между логопедом и обучающимся;
-Недостаток практических занятий;
-Невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением,
особенно постановка звуков механическим способом;
- Трудно отследить динамику развития у детей;
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна
хорошая техническая оснащенность, но не все семьи имеют компьютер и
выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств
дистанционного обучения;
-При дистанционном обучении, как никогда необходимо соблюдать правила,
которые обезопасят здоровье обучающихся. Для этого была создана памятка
для родителей по организации дистанционного логопедического занятия
6 СЛАЙД
Памятка для родителей по организации дистанционного
логопедического занятия
Организация учебного процесса в домашней обстановке.
1.Контроль времени ребенка за компьютером.
2.Комфортная среда во время занятий (отсутствие работающего телевизора и
всего, что создаёт помехи и шум).
3.Проветривание помещения, где занимается ребёнок.
4.Правильное освещение. Свет должен падать на клавиатуру сверху.
5.Рабочий стол расположить рядом с окном. Дневной свет полезен для
ребёнка.
6.Достаточное пространство для занятий с компьютером.
7.Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при занятии на
компьютере.
7 СЛАЙД
В качестве обратной связи родители выкладывали в группу WhatsApp или
мне лично фото выполнения заданий,
8 СЛАЙД
Короткие видеофрагменты занятий со своими детьми, Очень
информативными являются видео с отработкой звукопроизношения, а также
со стихами и обучением чтению. Это дало мне возможность, анализируя
услышанную речь ребенка, дать советы родителям по исправлению
звукопроизношения и задания по отработке неавтоматизированных звуков.
После проведения занятий и консультаций в условиях дистанционного
обучения, родители отметили повышение интереса к обучению и улучшение
устной и письменной речи у своих детей.
В конце учебного года родителям обучающихся были даны рекомендации
для занятий с детьми в период летних каникул.
Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на
«удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где
специально организованные условия и благоприятная развивающая среда
детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции
языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения
ограничены внешними обстоятельствами, необходимо найти способы помочь
нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться.
9 СЛАЙД
Работа по дистанционному обучению – это творческий процесс, который
позволяет создавать свою собственную информационно-коммуникационную
базу на основе ИКТ, а также принимать участие в обучающих вебинарах.
10 СЛАЙД
Спасибо за внимание