Напоминание

Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников


Автор: Янович Александра Вячеславовна
Должность: педагог-организатор по работе с ДОО и ОУСУ
Учебное заведение: ГБУДО ДДТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: «История детского общественного движения в развитии первичного отделения РДШ»
Тема: Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




« «История детского общественного движения в развитии первичного отделения РДШ»

Автор:

Янович Александра Вячеславовна

ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32», педагог-

организатор.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Работа современных педагогов с историческим материалом о детском

движении.

2.1. Аналитический материал………………………………………………………..8

2.2. Цель работы с историческим материалом для развития ПО РДШ………….11

Глава 2. Годовой, интегрированный, образовательный проект «Даешь движение»

3.1. Проект как средство воспитания школьников и развития ПО РДШ………..12

Заключение..………………………………………………………………….………14

Список использованной литературы………………………………………………..14

Введение.

Чтобы понимать, на каком этапе развития находится детское движение сейчас,

необходимо оглянуться назад: может быть, до Древней Греции или деятельности М.В.

Ломоносова, посмотреть на первые детские трудовые лагеря или школы-коммуны.

Необходимо осознать единство процесса: В.Н. Сорока-Росинский – А.С. Макаренко –

И.П. Иванов – С.А. Шмаков; ученические комитеты – школьное самоуправление –

пионерская и комсомольская организации – детские общественные объединения –

Российское движение школьников.

Одна из важных задач в период создания Первичного отделения Российского

движения школьников – познакомить учащихся с опытом, историей и традициями

детского движения со времен его становления в нашей стране. История детского

движения может стать мотивацией включения в жизнь организации потенциальных

1

членов РДШ сегодня, а знание важнейших периодов истории может быть творчески

преобразовано для применения в

сегодняшней жизнедеятельности.

История при

материальной трансформации начинает «говорить», «оживать».

Актуальность.

Актуальность выбранного аспекта как основы создания первичного отделения РДШ

подтверждается

нормативно-правовыми

документами.

Так,

в

Стратегии

развития

воспитания до 2025 года одной из важнейших задач перед образовательными

учреждениями всех видов стоит: «формирование у детей высокого уровня духовно-

нравственного

развития,

чувства

причастности

к

историко-культурной

общности

российского народа и судьбе России». А в Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

1

в задачах

указано: «стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию

России». Интерес к истории, вплоть до «учения на ошибках прошлого» - то, что,

действительно, помогает создать в учебной организации воспитательную систему,

содержательно наполненную лучшими педагогическими практиками прошлых лет.

Можно вновь обратиться к Стратегии развития воспитания, где в приоритете: «повышение

качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию

обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в

России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним

на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей

страны». Знание истории не только может уберечь от ошибок и трудностей в организации

Первичного отделения РДШ, но и способствовать выполнению одной из задач Стратегии

развития Российского движения школьников на период до 2022 года: «создать условия

для личностного роста и формирования гражданского самосознания членов РДШ». В

пространстве «истории» пересекаются патриотика и гражданственность, начало которых

всегда в осознанном взгляде на исторический процесс и в возможности моделирования

событий грядущего. Участники детского общественного движения сейчас, поставленные в

пространственно-временную систему координат, обеспечивают преемственность истории

от прошлого к будущему

2

.

Практическая значимость выбранной темы.

В ходе сбора аналитических данных о состоянии работы педагогов – руководителей

детских

общественных

объединений

и

органов

ученического

самоуправления

с

материалами об истории детского движения в России были получены ответы на вопрос:

1

2

2

«Зачем работать с историей детского движения?». По видению цели такой работы

педагогов можно разделить на несколько групп.

Первая группа видит цель привлечения исторических сведений для учета

положительного

и

отрицательного

опыта

прошлого

и

возможности

через

него

моделировать будущее. Ответы этой группы формулируются следующим образом.

- Чтобы создавать новую историю, необходимо знать все аспекты прошлого, учась на

ошибках предков, благодаря чему можно преумножить свой успех в этой сфере.

- Кто не учится на ошибках истории, вынужден их повторять.

- Прогноз на будущее для Российского движения школьников.

- Хорошо забытое старое становится отличным подспорьем для будущего.

- Организация детского актива-это сложно, интересно узнать, как с этой задачей

справлялись в прошлом, как всё работало.

- Изучение любой истории помогает развитию в будущем. Можно понять ошибки или

научиться чему-то полезному.

- Без истории нет будущего.

- Помощь учащимся в изучении перспектив будущего развития детского актива.

- Использование удачных примеров организаций из прошлого и обучение на их ошибках.

- Опора на прошлое в создании будущего. Знание истории, анализ развития.

Вторая группа педагогов видит цель изучения истории детского движения в

патриотическом воспитании молодого поколения, в пробуждении у учащимся интереса к

истории жизни молодого поколения страны для привлечении большего количества

участников в деятельность современного движения и для расширения сферы их

деятельности в Первичном отделении РДШ:

- Чтобы знать, как зародилось детское движение.

- Это касается жизни наших сверстников в прошлом. Всегда интересно, как было раньше.

- История, должна передаваться из поколения в поколение. Про это стали забывать и

всячески вносить свои изменения.

- Это вызывает интерес.

- Дополнительная мотивация для работы в ДОО.

- Для общего развития, для расширения кругозора.

- Для привлечения новых участников.

- Саморазвитие, уточнение различных моментов.

- Донесение информации детям, с целью осознания, чем они занимаются и в каких

объединениях состоят.

3

- Патриотическое воспитание.

- Чтобы погрузиться и найти занятие для себя.

Третья группа ответов педагогов сосредоточена на собственной установке в работе с

детским общественным объединением:

- Для определения и поиска своей педагогической концепции.

Новизна темы.

В образовательном процессе уроки истории занимают важное место. С пятого по

одиннадцатый класс все школьники проходят путь изучения важнейших фактов и

причинно-следственной связи событий истории России и мира. Ознакомление же с

историей детского общественного движения происходит далеко не всегда и ему уделяется

незначительная часть времени. Современные школьники с детства представляют себе

пионеров, октябрят и комсомольцев, но в основном в тех случаях, когда об этом

рассказывают дома, в семье. Есть педагоги, дорожащие собственным личным опытом,

есть детские оздоровительные лагеря и центры, где чтут традиции прошлого и наработки

трансформируют к сегодняшним реалиям. Но систематическое изучение истории детского

общественного движения отсутствует в школе.

Современные

школьники,

демонстрируя

собственную

образованность,

любят

ссылаться на связь Российского движения школьников и пионерской организации,

сущностно не всегда понимая, в чем эта самая связь состоит. Форма РДШ, значки,

членские билеты, кодекс этики - но это лишь внешнее сходство. Оно было и у скаутов с

пионерами. Про скаутов, кстати, не знают ничего, разве что имеют смутное представление

об этой организации благодаря фильму Уэса Андерсона «Королевство полной луны» (где

и скауты-то показаны далеко не в лучшем свете, как формализованная, почти кукольная

организация, давшая навыки походной жизни, но только лишь затем, чтобы было проще

сбежать из скаутского лагеря).

Цель общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское

движение школьников» сейчас определена Уставом:

создать единое ценностное

воспитательное

пространство

для

школьников

России

как

составную

часть

воспитательной системы страны. И это также важно учитывать в процессе освоения

истории.

Необходимость изучения данной темы заложена в стабильном повторении истории.

Исследователь детского движения Мальцева Э.А. в своей статье «Детское движение в

России. Уроки истории» приводит три истока зарождения

детских общественных

объединений:

4

Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение

(российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское

движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых

различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации,

сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной

направленности). Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале

XX века (после событий 1917 года)

3

.

Новизна нашей задачи укрепить через историю то важное, что пришло после

реорганизации Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, а именно – опыт

появления разных, интересных, самостоятельных детских структур – ДОО и ОУСУ. Наша

задача привлечь историю детского движения к созданию Первичного отделения

Российского движения школьников. Значит надо учесть положительный опыт прошлого:

привитие подрастающему поколению стремления к коллективной работе, милосердию,

гуманизму, проявлению инициативы, творчеству. Учесть также и отрицательный опыта:

авторитаризм, отношения зависимости и подчинения неких абстрактным «низов»

абстрактным «верхам», погоня за количественными показателями в работе, нивелировка

личности по требованию «быть как все», формализация деятельности, идеологическое

единомыслие и ханжеская мораль.

Цель аттестационной работы: Разработка истории детского общественного движения

как основы развития Первичного отделения РДШ через приобщение подрастающего

поколения к истории своего города и своей страны и обретение учащимися чувства

сопричастности процессам прошлого, настоящего и будущего.

Практическая значимость аттестационной работы.

В качестве практического материала по привлечении истории детского движения к

созданию и развитию ПО РДШ предлагается годовой интегрированный образовательный

проект «Даешь движение».

Для творческого представления истории проект предлагает сразу три блока: съемку

документального фильма о школе для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М.

Достоевского,

постановку

спектакля

«Пионеры.

Блокада»

в

рамках

театральной

лаборатории

«Диаметр»,

проведение

Фестиваля

видеопроектов

об

истории

ОУ

Центрального района.

2020 год объявлен «Годом памяти и славы». В проекте прославляется подвиг юных

скаутов

в

годы

Первой

Мировой

войны,

дежуривших

в

госпиталях,

дающих

3

5

благотворительные концерты на фронте, подвиг ребят в годы Гражданской войны —

подвиг жизни в тяжелейших условиях голода, войны и политического переустройства

страны, подвиг юного поколения в годы Великой Отечественной войны: партизанские

отряды, работа в тылу, на заводах, само выживание 1941-1945 гг. - подвиг каждого

человека той эпохи. Знакомство с историей детского движения в России отвечает задачам

формирования

человека

личности,

индивидуальности,

гражданственности

и

патриотизма, что важно в любое время, тем более в год 75-летней годовщины победы в

Великой Отечественной войне.

Отдельные части проекта были апробированы в ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32» в 2019

году с участниками детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских

и молодежных общественных объединений Центрального района» - представителя РДШ в

Центральном районе Санкт-Петербурга. В феврале 2019 года состоялся первый кейс-

турнир по истории детского движения в Санкт-Петербурге для Совета старшеклассников

Центрального района «Республика ШУС». В июне 2019 года прошла экскурсия «От

ШКИДы до РДШ» по повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» в рамках

Фестиваля книгоцентричных экскурсий от Библиотеки им. В. Маяковского. На весенних и

осенних каникулах были проведены две театральные лаборатории «Диаметр» для

учащихся старших классов.

В

рамках

деятельности

«Круглого

Стола

ДМОО

Центрального

района»

функционирует

проектная

группа

«Центр-Меди@»

(информационно-медийное

направление Российского движения школьников), благодаря деятельности которой

возможно проведение Фестиваля школьных видеопроектов и массовое привлечение к

участию различных ученических медиа-бригад Санкт-Петербурга.

Реализация проекта «Даёшь движение» - важная веха для поддержки социальной

инициативы подрастающего поколения, духовно-нравственного воспитания современных

школьников, формирования их гражданской позиции и исследования событий в

дополнительном образовании и детском движении XX века.

Чтобы выяснить, потенциал использования исторического материала в создании

Первичного

отделения

РДШ

в

образовательной

организации

необходимо

проанализировать состояние, стремление и готовность всех субъектов процесса, а именно:

педагогов, учащихся/участников детского движения, Российского движения школьников.

Сама организация неслучайно названа субъектом процесса: во многом от стратегической

программы развития РДШ зависит возможность внедрения истории как материала и

содержания в будущую деятельность Первичного отделения. Привлечение истории всегда

6

риск, в том смысле, что она открывает кругозор и делает явственнее причинно-

следственные связи между разными процессами. Работу над ошибками прошлого в

настоящем необходимо проводить честно (вообще, конечно, работая с ДОО и ОУСУ,

лучше все делать максимально честно), не возводить исторические процессы в

сакральность и неприкосновенность. Исторические факты не должны быть прикрытием

слабых мест организации деятельности сейчас, они должны учить педагогов и участников

анализу, рефлексии, грамотной постановке цели деятельности и формулировке задач и

адекватному

восприятию

предлагаемой

Российским

движением

школьников

деятельности.

Глава 1. Работа современных педагогов с историческим материалом о детском

движении.

1.1. Использование педагогами исторического материала на занятиях для поиска

содержания деятельности детского движения. (Аналитический материал).

В ходе подготовки аттестационной работы были собраны аналитические данные по

вопросам

использования

педагогами

исторического

материала

на

занятиях

для

мотивирования детей и готовности самих ребят погружаться в исторический материал для

поиска содержательности собственной настоящей деятельности.

Проводимый опрос был сформулирован следующим образом: от первичного

интереса и понимания потенциала использования истории детского движения через

личный опыт/восприятие/принятие детского движения как факта к возможным вариантам

реализации материала на занятиях. Результаты опроса следующие.

Вопрос №1:

Вопрос №2:

7

Вопрос №3:

Вопрос №4: Какие три ассоциации вызывают слова "пионерская организация"? Облако

слов (чем чаще в ответах присутствует слово, тем больше таких ответов у участников

опроса

8

Вопрос №5:

Что первое приходит на ум, когда говорят "Российское движение

школьников"?

2.2. Цель работы с историческим материалом для развития ПО РДШ

9

Полученные аналитические данные дают понимание, что использовать историю в

своих занятиях педагоги и кураторы готовы, участники на историю откликаются.

Подавляющее большинство видит в этом содержательный потенциал для создания

Первичного отделения Российского движения школьников. Но каким именно образом

можно внедрять этот аспект, система еще не ответила. А вот зачем его внедрять, уже

можно и нужно сформулировать. Из этого вытекает возможность определить цель данной

работы: формирование у участников Первичного отделения РДШ в образовательной

организации чувства сопричастности событиям прошлого и будущего через знакомство с

историей детского общественного движения и творческое применение полученных

знаний.

Глава 2. Годовой, интегрированный, образовательный проект «Даешь движение»

2.1. Проект «Даёшь движение» как средство воспитания школьников и развития ПО

РДШ.

Актуальность проекта:

Изучение истории детского движения в России формирует

основы гражданской позиции, социальной культуры, способствует развитию чувства

патриотизма и адаптации детей к социуму. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости

процессов прошлого, поможет выявлять структурные компоненты системы развития

детского движения и прогнозировать будущность ДОО и ОУСУ. Указом Президента

Российской Федерации №327 от 08.07.2019 г. 2019 год объявлен Годом памяти и славы:

проект «Даёшь движение» исследует великий подвиг юного поколения в годы Первой

Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны.

Цель проекта: Приобщение подрастающего поколения к истории своего города и своей

страны через знакомство с историей детского движения в России и обретение чувства

соучастия процессам прошлого, настоящего и будущего.

Задачи проекта:

1. Познакомить участников проекта с различными практиками детского движения в

России.

2. Создать условия для формирования гражданственности, чувства патриотизма и любви к

Родине.

3. Создать положительный социальный опыт, который станет мотивацией к участию в

деятельности ДОО и ОУСУ.

4. Способствовать развитию надпрофессиональных компетенций участников.

Возраст участников: 7 — 11 класс.

10

Организатор проекта: ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32». Педагог-организатор А. В. Янович.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 — май 2021. Проект реализуется в четыре

этапа.

Общая информация: Социальный проект состоит из четырех блоков:

- Блок - «PRO-движение»: работа с существующими детскими общественными

объединениями и органами ученического самоуправления Санкт-Петербурга.

- Блок - Кинематографическая лаборатория «Родом из ШКИДы».

- Блок - Театральная лаборатория «Диаметр».

- Блок - Фестиваль школьных видеопроектов: образовательные учреждения Санкт-

Петербурга через призму истории России XX века.

Проект, посвящен истории детского движения в Петрограде - Ленинграде – Санкт-

Петербурге. Участники получают возможность познакомиться с процессами, которые

начались в первой трети XX

века, обусловили развитие детских общественных

объединений и органов ученического самоуправления и управляют детским движением до

сих пор, с героическим прошлым скаутов, беспризорников, собранных в школах-

коммунах, пионеров в военные и послевоенные годы.

В ходе проекта разрабатываются следующие этапы истории детского движения:

Ознакомительный

этап

Подготовительный этап

Основной этап

Итогово-обобщающий

этап

«PRO-

движе

ние»

Длительная

досуговая

программа для

существующих

ДОО и ОУСУ –

«Игры скаутов-

разведчиков»

Фестиваль-конкурс

«Идущий осилит любую

дорогу…» для участников

ДЮОД «Круглый Стол

ДМОО Центрального

района», команд школьных

активов ДОО, ОУСУ и

первичных отделений РДШ

района.

Мировое кафе «Среда

обитания» по обмену

опытом различных ДОО

и ОУСУ, разработке

новых проектов в рамках

сетевого взаимодействия.

Организация и

проведение Форума

учащихся Санкт-

Петербурга «PRO-

движение».

Первый день Форума:

- Конференция,

посвященная

ученическому

Кинем

Серия Кейс-

Запуск работы над

Сбор индивидуальных

11

атогра

фическ

ая

лабора

тория

«Родо

м из

ШКИД

ы»

турниров по

истории детского

движения в Санкт-

Петербурге для

учащихся ОУ

Санкт-Петербурга.

документальным фильмом о

школе социально-трудового

воспитания имени

Достоевского «Родом из

ШКИДы».

Сбор архивных материалов

для создания сценария

фильма.

заявок на участие в

съемках

документального

фильма. Формирование

съемочной команды.

Съемки фильма «Родом

из ШКИДы».

Монтаж.

самоуправлению.

- Работа секций

Конференции.

- Показ документального

фильма «Родом из

ШКИДы».

Второй день Форума:

- Показ документального

спектакля-променада

«Пионеры. Блокада».

- Презентация

интерактивной карты по

истории

образовательных

учреждений в Санкт-

Петербурге.

- Презентация сборника,

в который включается:

Методические

рекомендации по

осуществлению

деятельности ОУСУ,

тексты пленарных

докладов Конференции

(спикеры – учащиеся

старших классов ОУ и

приглашенные

специалисты), Сценарий

фильма «Родом из

ШКИДы» и спектакля

«Пионеры. Блокада».

Театра

льная

лабора

тория

«Диам

етр»

Экскурсия - квест

с элементами

театрализации «От

ШКИДы до

РДШ».

Третья театральная

лаборатория «Диаметр».

Тема: «Петроград-

Ленинград-Петербург:

семейные истории».

Создание трех эскизов

спектакля.

Театральные тренинги,

выполнение участниками

лабораторных заданий.

Постановка

документального

спектакля-променада

«Пионеры. Блокада».

Фестив

аль

школь

ных

видеоп

роекто

в

Ток-шоу для

учащихся старших

классов

«Школьные годы

чудесные» (Тема

ток-шоу:

проблемы

жизнеспособности

ДОО и ОУСУ).

Распространение положения

для ОУ о проведении

Фестиваля школьных

видеопроектов.

Проведение серии мастер-

классов для школ-

участников Фестиваля по

съемке и видеомонтажу.

Съемка короткометражных

фильмов о школах

Центрального района Санкт-

Петербурга.

Хронометраж 10 минут.

Первая тема: «Школа

Петрограда».

Вторая тема: «Школа

Ленинграда».

Третья тема: «Школа Санкт-

Петербурга».

Проведение Фестиваля

школьных

видеопроектов. С

показом лучших работ

участников.

Создание интерактивной

карты в сети Интернет с

загрузкой в нее

короткометражных

фильмов ОУ на трех

вкладках: Петроград,

Ленинград, Санкт-

Петербург.

12

Заключение.

В аттестационной работе была рассмотрена история детского общественного

движения в качестве основы для создания Первичного отделения РДШ. Систематически

исторический материал сейчас не используется в работе педагогов с ДОО и ОУСУ, хотя

представляет собой «сокровище» идей, опыта и наработок. Историей можно заниматься

как в широком аспекте: придумывая занятия посвященные скаутам и походной

жизни,играм и традициям пионеров, проводя дебаты и митинги как герои повести

«Республика ШКИД»; так и в узком: узучая детское движение через личный опыт семьи

или историю своей школы и города.

Изучение истории детского общественного движение поможет самим ребятам

моделировать будущее своего объединения, сообщества и Первичного отделения

Российского движения школьников.

Список литературы:

1.

Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика:

Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.

2.

Волохов Л.В., Рожков М.И. Детские организации: возможности выбора. М., 1966.

3.

Мальцева Э.А. Пионер предан Родине, партии, коммунизму // Ровесник весны. Из

истории удмуртской пионерии. Сборник воспоминаний. Ижевск: Удмуртия, 1972.

С. 51-52.

4.

Мальцева Э.А., Обухова Е.В. Искать, всегда искать. Ижевск: Удмуртия, 1975. 116 с

5.

Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. М.: Пед. обво России,

2004. 128 с.

6.

Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М.: МГУК, 1997. С. 17- 40.

7.

Трухачева Т.В. Периодизация детского движения России // Социокинетика: Книга

о социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях /

Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2000. Ч. I. 240 с.

8.

Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Признаки нового // Социокинетика: Книга о

социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост.

и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2000. Ч. I. 240 с

13



В раздел образования