Автор: Янович Александра Вячеславовна
Должность: педагог-организатор по работе с ДОО и ОУСУ
Учебное заведение: ГБУДО ДДТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: «История детского общественного движения в развитии первичного отделения РДШ»
Тема: Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников
Раздел: дополнительное образование
« «История детского общественного движения в развитии первичного отделения РДШ»
Автор:
Янович Александра Вячеславовна
ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32», педагог-
организатор.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Работа современных педагогов с историческим материалом о детском
движении.
2.1. Аналитический материал………………………………………………………..8
2.2. Цель работы с историческим материалом для развития ПО РДШ………….11
Глава 2. Годовой, интегрированный, образовательный проект «Даешь движение»
3.1. Проект как средство воспитания школьников и развития ПО РДШ………..12
Заключение..………………………………………………………………….………14
Список использованной литературы………………………………………………..14
Введение.
Чтобы понимать, на каком этапе развития находится детское движение сейчас,
необходимо оглянуться назад: может быть, до Древней Греции или деятельности М.В.
Ломоносова, посмотреть на первые детские трудовые лагеря или школы-коммуны.
Необходимо осознать единство процесса: В.Н. Сорока-Росинский – А.С. Макаренко –
И.П. Иванов – С.А. Шмаков; ученические комитеты – школьное самоуправление –
пионерская и комсомольская организации – детские общественные объединения –
Российское движение школьников.
Одна из важных задач в период создания Первичного отделения Российского
движения школьников – познакомить учащихся с опытом, историей и традициями
детского движения со времен его становления в нашей стране. История детского
движения может стать мотивацией включения в жизнь организации потенциальных
1
членов РДШ сегодня, а знание важнейших периодов истории может быть творчески
преобразовано для применения в
сегодняшней жизнедеятельности.
История при
материальной трансформации начинает «говорить», «оживать».
Актуальность.
Актуальность выбранного аспекта как основы создания первичного отделения РДШ
подтверждается
нормативно-правовыми
документами.
Так,
в
Стратегии
развития
воспитания до 2025 года одной из важнейших задач перед образовательными
учреждениями всех видов стоит: «формирование у детей высокого уровня духовно-
нравственного
развития,
чувства
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России». А в Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
1
в задачах
указано: «стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию
России». Интерес к истории, вплоть до «учения на ошибках прошлого» - то, что,
действительно, помогает создать в учебной организации воспитательную систему,
содержательно наполненную лучшими педагогическими практиками прошлых лет.
Можно вновь обратиться к Стратегии развития воспитания, где в приоритете: «повышение
качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию
обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в
России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним
на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны». Знание истории не только может уберечь от ошибок и трудностей в организации
Первичного отделения РДШ, но и способствовать выполнению одной из задач Стратегии
развития Российского движения школьников на период до 2022 года: «создать условия
для личностного роста и формирования гражданского самосознания членов РДШ». В
пространстве «истории» пересекаются патриотика и гражданственность, начало которых
всегда в осознанном взгляде на исторический процесс и в возможности моделирования
событий грядущего. Участники детского общественного движения сейчас, поставленные в
пространственно-временную систему координат, обеспечивают преемственность истории
от прошлого к будущему
2
.
Практическая значимость выбранной темы.
В ходе сбора аналитических данных о состоянии работы педагогов – руководителей
детских
общественных
объединений
и
органов
ученического
самоуправления
с
материалами об истории детского движения в России были получены ответы на вопрос:
1
2
2
«Зачем работать с историей детского движения?». По видению цели такой работы
педагогов можно разделить на несколько групп.
Первая группа видит цель привлечения исторических сведений для учета
положительного
и
отрицательного
опыта
прошлого
и
возможности
через
него
моделировать будущее. Ответы этой группы формулируются следующим образом.
- Чтобы создавать новую историю, необходимо знать все аспекты прошлого, учась на
ошибках предков, благодаря чему можно преумножить свой успех в этой сфере.
- Кто не учится на ошибках истории, вынужден их повторять.
- Прогноз на будущее для Российского движения школьников.
- Хорошо забытое старое становится отличным подспорьем для будущего.
- Организация детского актива-это сложно, интересно узнать, как с этой задачей
справлялись в прошлом, как всё работало.
- Изучение любой истории помогает развитию в будущем. Можно понять ошибки или
научиться чему-то полезному.
- Без истории нет будущего.
- Помощь учащимся в изучении перспектив будущего развития детского актива.
- Использование удачных примеров организаций из прошлого и обучение на их ошибках.
- Опора на прошлое в создании будущего. Знание истории, анализ развития.
Вторая группа педагогов видит цель изучения истории детского движения в
патриотическом воспитании молодого поколения, в пробуждении у учащимся интереса к
истории жизни молодого поколения страны для привлечении большего количества
участников в деятельность современного движения и для расширения сферы их
деятельности в Первичном отделении РДШ:
- Чтобы знать, как зародилось детское движение.
- Это касается жизни наших сверстников в прошлом. Всегда интересно, как было раньше.
- История, должна передаваться из поколения в поколение. Про это стали забывать и
всячески вносить свои изменения.
- Это вызывает интерес.
- Дополнительная мотивация для работы в ДОО.
- Для общего развития, для расширения кругозора.
- Для привлечения новых участников.
- Саморазвитие, уточнение различных моментов.
- Донесение информации детям, с целью осознания, чем они занимаются и в каких
объединениях состоят.
3
- Патриотическое воспитание.
- Чтобы погрузиться и найти занятие для себя.
Третья группа ответов педагогов сосредоточена на собственной установке в работе с
детским общественным объединением:
- Для определения и поиска своей педагогической концепции.
Новизна темы.
В образовательном процессе уроки истории занимают важное место. С пятого по
одиннадцатый класс все школьники проходят путь изучения важнейших фактов и
причинно-следственной связи событий истории России и мира. Ознакомление же с
историей детского общественного движения происходит далеко не всегда и ему уделяется
незначительная часть времени. Современные школьники с детства представляют себе
пионеров, октябрят и комсомольцев, но в основном в тех случаях, когда об этом
рассказывают дома, в семье. Есть педагоги, дорожащие собственным личным опытом,
есть детские оздоровительные лагеря и центры, где чтут традиции прошлого и наработки
трансформируют к сегодняшним реалиям. Но систематическое изучение истории детского
общественного движения отсутствует в школе.
Современные
школьники,
демонстрируя
собственную
образованность,
любят
ссылаться на связь Российского движения школьников и пионерской организации,
сущностно не всегда понимая, в чем эта самая связь состоит. Форма РДШ, значки,
членские билеты, кодекс этики - но это лишь внешнее сходство. Оно было и у скаутов с
пионерами. Про скаутов, кстати, не знают ничего, разве что имеют смутное представление
об этой организации благодаря фильму Уэса Андерсона «Королевство полной луны» (где
и скауты-то показаны далеко не в лучшем свете, как формализованная, почти кукольная
организация, давшая навыки походной жизни, но только лишь затем, чтобы было проще
сбежать из скаутского лагеря).
Цель общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское
движение школьников» сейчас определена Уставом:
создать единое ценностное
воспитательное
пространство
для
школьников
России
как
составную
часть
воспитательной системы страны. И это также важно учитывать в процессе освоения
истории.
Необходимость изучения данной темы заложена в стабильном повторении истории.
Исследователь детского движения Мальцева Э.А. в своей статье «Детское движение в
России. Уроки истории» приводит три истока зарождения
детских общественных
объединений:
4
Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение
(российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское
движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых
различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации,
сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной
направленности). Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале
XX века (после событий 1917 года)
3
.
Новизна нашей задачи укрепить через историю то важное, что пришло после
реорганизации Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, а именно – опыт
появления разных, интересных, самостоятельных детских структур – ДОО и ОУСУ. Наша
задача привлечь историю детского движения к созданию Первичного отделения
Российского движения школьников. Значит надо учесть положительный опыт прошлого:
привитие подрастающему поколению стремления к коллективной работе, милосердию,
гуманизму, проявлению инициативы, творчеству. Учесть также и отрицательный опыта:
авторитаризм, отношения зависимости и подчинения неких абстрактным «низов»
абстрактным «верхам», погоня за количественными показателями в работе, нивелировка
личности по требованию «быть как все», формализация деятельности, идеологическое
единомыслие и ханжеская мораль.
Цель аттестационной работы: Разработка истории детского общественного движения
как основы развития Первичного отделения РДШ через приобщение подрастающего
поколения к истории своего города и своей страны и обретение учащимися чувства
сопричастности процессам прошлого, настоящего и будущего.
Практическая значимость аттестационной работы.
В качестве практического материала по привлечении истории детского движения к
созданию и развитию ПО РДШ предлагается годовой интегрированный образовательный
проект «Даешь движение».
Для творческого представления истории проект предлагает сразу три блока: съемку
документального фильма о школе для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М.
Достоевского,
постановку
спектакля
«Пионеры.
Блокада»
в
рамках
театральной
лаборатории
«Диаметр»,
проведение
Фестиваля
видеопроектов
об
истории
ОУ
Центрального района.
2020 год объявлен «Годом памяти и славы». В проекте прославляется подвиг юных
скаутов
в
годы
Первой
Мировой
войны,
дежуривших
в
госпиталях,
дающих
3
5
благотворительные концерты на фронте, подвиг ребят в годы Гражданской войны —
подвиг жизни в тяжелейших условиях голода, войны и политического переустройства
страны, подвиг юного поколения в годы Великой Отечественной войны: партизанские
отряды, работа в тылу, на заводах, само выживание 1941-1945 гг. - подвиг каждого
человека той эпохи. Знакомство с историей детского движения в России отвечает задачам
формирования
человека
–
личности,
индивидуальности,
гражданственности
и
патриотизма, что важно в любое время, тем более в год 75-летней годовщины победы в
Великой Отечественной войне.
Отдельные части проекта были апробированы в ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32» в 2019
году с участниками детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских
и молодежных общественных объединений Центрального района» - представителя РДШ в
Центральном районе Санкт-Петербурга. В феврале 2019 года состоялся первый кейс-
турнир по истории детского движения в Санкт-Петербурге для Совета старшеклассников
Центрального района «Республика ШУС». В июне 2019 года прошла экскурсия «От
ШКИДы до РДШ» по повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» в рамках
Фестиваля книгоцентричных экскурсий от Библиотеки им. В. Маяковского. На весенних и
осенних каникулах были проведены две театральные лаборатории «Диаметр» для
учащихся старших классов.
В
рамках
деятельности
«Круглого
Стола
ДМОО
Центрального
района»
функционирует
проектная
группа
«Центр-Меди@»
(информационно-медийное
направление Российского движения школьников), благодаря деятельности которой
возможно проведение Фестиваля школьных видеопроектов и массовое привлечение к
участию различных ученических медиа-бригад Санкт-Петербурга.
Реализация проекта «Даёшь движение» - важная веха для поддержки социальной
инициативы подрастающего поколения, духовно-нравственного воспитания современных
школьников, формирования их гражданской позиции и исследования событий в
дополнительном образовании и детском движении XX века.
Чтобы выяснить, потенциал использования исторического материала в создании
Первичного
отделения
РДШ
в
образовательной
организации
необходимо
проанализировать состояние, стремление и готовность всех субъектов процесса, а именно:
педагогов, учащихся/участников детского движения, Российского движения школьников.
Сама организация неслучайно названа субъектом процесса: во многом от стратегической
программы развития РДШ зависит возможность внедрения истории как материала и
содержания в будущую деятельность Первичного отделения. Привлечение истории всегда
6
риск, в том смысле, что она открывает кругозор и делает явственнее причинно-
следственные связи между разными процессами. Работу над ошибками прошлого в
настоящем необходимо проводить честно (вообще, конечно, работая с ДОО и ОУСУ,
лучше все делать максимально честно), не возводить исторические процессы в
сакральность и неприкосновенность. Исторические факты не должны быть прикрытием
слабых мест организации деятельности сейчас, они должны учить педагогов и участников
анализу, рефлексии, грамотной постановке цели деятельности и формулировке задач и
адекватному
восприятию
предлагаемой
Российским
движением
школьников
деятельности.
Глава 1. Работа современных педагогов с историческим материалом о детском
движении.
1.1. Использование педагогами исторического материала на занятиях для поиска
содержания деятельности детского движения. (Аналитический материал).
В ходе подготовки аттестационной работы были собраны аналитические данные по
вопросам
использования
педагогами
исторического
материала
на
занятиях
для
мотивирования детей и готовности самих ребят погружаться в исторический материал для
поиска содержательности собственной настоящей деятельности.
Проводимый опрос был сформулирован следующим образом: от первичного
интереса и понимания потенциала использования истории детского движения через
личный опыт/восприятие/принятие детского движения как факта к возможным вариантам
реализации материала на занятиях. Результаты опроса следующие.
Вопрос №1:
Вопрос №2:
7
Вопрос №3:
Вопрос №4: Какие три ассоциации вызывают слова "пионерская организация"? Облако
слов (чем чаще в ответах присутствует слово, тем больше таких ответов у участников
опроса
8
Вопрос №5:
Что первое приходит на ум, когда говорят "Российское движение
школьников"?
2.2. Цель работы с историческим материалом для развития ПО РДШ
9
Полученные аналитические данные дают понимание, что использовать историю в
своих занятиях педагоги и кураторы готовы, участники на историю откликаются.
Подавляющее большинство видит в этом содержательный потенциал для создания
Первичного отделения Российского движения школьников. Но каким именно образом
можно внедрять этот аспект, система еще не ответила. А вот зачем его внедрять, уже
можно и нужно сформулировать. Из этого вытекает возможность определить цель данной
работы: формирование у участников Первичного отделения РДШ в образовательной
организации чувства сопричастности событиям прошлого и будущего через знакомство с
историей детского общественного движения и творческое применение полученных
знаний.
Глава 2. Годовой, интегрированный, образовательный проект «Даешь движение»
2.1. Проект «Даёшь движение» как средство воспитания школьников и развития ПО
РДШ.
Актуальность проекта:
Изучение истории детского движения в России формирует
основы гражданской позиции, социальной культуры, способствует развитию чувства
патриотизма и адаптации детей к социуму. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости
процессов прошлого, поможет выявлять структурные компоненты системы развития
детского движения и прогнозировать будущность ДОО и ОУСУ. Указом Президента
Российской Федерации №327 от 08.07.2019 г. 2019 год объявлен Годом памяти и славы:
проект «Даёшь движение» исследует великий подвиг юного поколения в годы Первой
Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны.
Цель проекта: Приобщение подрастающего поколения к истории своего города и своей
страны через знакомство с историей детского движения в России и обретение чувства
соучастия процессам прошлого, настоящего и будущего.
Задачи проекта:
1. Познакомить участников проекта с различными практиками детского движения в
России.
2. Создать условия для формирования гражданственности, чувства патриотизма и любви к
Родине.
3. Создать положительный социальный опыт, который станет мотивацией к участию в
деятельности ДОО и ОУСУ.
4. Способствовать развитию надпрофессиональных компетенций участников.
Возраст участников: 7 — 11 класс.
10
Организатор проекта: ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32». Педагог-организатор А. В. Янович.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 — май 2021. Проект реализуется в четыре
этапа.
Общая информация: Социальный проект состоит из четырех блоков:
- Блок - «PRO-движение»: работа с существующими детскими общественными
объединениями и органами ученического самоуправления Санкт-Петербурга.
- Блок - Кинематографическая лаборатория «Родом из ШКИДы».
- Блок - Театральная лаборатория «Диаметр».
- Блок - Фестиваль школьных видеопроектов: образовательные учреждения Санкт-
Петербурга через призму истории России XX века.
Проект, посвящен истории детского движения в Петрограде - Ленинграде – Санкт-
Петербурге. Участники получают возможность познакомиться с процессами, которые
начались в первой трети XX
века, обусловили развитие детских общественных
объединений и органов ученического самоуправления и управляют детским движением до
сих пор, с героическим прошлым скаутов, беспризорников, собранных в школах-
коммунах, пионеров в военные и послевоенные годы.
В ходе проекта разрабатываются следующие этапы истории детского движения:
Ознакомительный
этап
Подготовительный этап
Основной этап
Итогово-обобщающий
этап
«PRO-
движе
ние»
Длительная
досуговая
программа для
существующих
ДОО и ОУСУ –
«Игры скаутов-
разведчиков»
Фестиваль-конкурс
«Идущий осилит любую
дорогу…» для участников
ДЮОД «Круглый Стол
ДМОО Центрального
района», команд школьных
активов ДОО, ОУСУ и
первичных отделений РДШ
района.
Мировое кафе «Среда
обитания» по обмену
опытом различных ДОО
и ОУСУ, разработке
новых проектов в рамках
сетевого взаимодействия.
Организация и
проведение Форума
учащихся Санкт-
Петербурга «PRO-
движение».
Первый день Форума:
- Конференция,
посвященная
ученическому
Кинем
Серия Кейс-
Запуск работы над
Сбор индивидуальных
11
атогра
фическ
ая
лабора
тория
«Родо
м из
ШКИД
ы»
турниров по
истории детского
движения в Санкт-
Петербурге для
учащихся ОУ
Санкт-Петербурга.
документальным фильмом о
школе социально-трудового
воспитания имени
Достоевского «Родом из
ШКИДы».
Сбор архивных материалов
для создания сценария
фильма.
заявок на участие в
съемках
документального
фильма. Формирование
съемочной команды.
Съемки фильма «Родом
из ШКИДы».
Монтаж.
самоуправлению.
- Работа секций
Конференции.
- Показ документального
фильма «Родом из
ШКИДы».
Второй день Форума:
- Показ документального
спектакля-променада
«Пионеры. Блокада».
- Презентация
интерактивной карты по
истории
образовательных
учреждений в Санкт-
Петербурге.
- Презентация сборника,
в который включается:
Методические
рекомендации по
осуществлению
деятельности ОУСУ,
тексты пленарных
докладов Конференции
(спикеры – учащиеся
старших классов ОУ и
приглашенные
специалисты), Сценарий
фильма «Родом из
ШКИДы» и спектакля
«Пионеры. Блокада».
Театра
льная
лабора
тория
«Диам
етр»
Экскурсия - квест
с элементами
театрализации «От
ШКИДы до
РДШ».
Третья театральная
лаборатория «Диаметр».
Тема: «Петроград-
Ленинград-Петербург:
семейные истории».
Создание трех эскизов
спектакля.
Театральные тренинги,
выполнение участниками
лабораторных заданий.
Постановка
документального
спектакля-променада
«Пионеры. Блокада».
Фестив
аль
школь
ных
видеоп
роекто
в
Ток-шоу для
учащихся старших
классов
«Школьные годы
чудесные» (Тема
ток-шоу:
проблемы
жизнеспособности
ДОО и ОУСУ).
Распространение положения
для ОУ о проведении
Фестиваля школьных
видеопроектов.
Проведение серии мастер-
классов для школ-
участников Фестиваля по
съемке и видеомонтажу.
Съемка короткометражных
фильмов о школах
Центрального района Санкт-
Петербурга.
Хронометраж 10 минут.
Первая тема: «Школа
Петрограда».
Вторая тема: «Школа
Ленинграда».
Третья тема: «Школа Санкт-
Петербурга».
Проведение Фестиваля
школьных
видеопроектов. С
показом лучших работ
участников.
Создание интерактивной
карты в сети Интернет с
загрузкой в нее
короткометражных
фильмов ОУ на трех
вкладках: Петроград,
Ленинград, Санкт-
Петербург.
12
Заключение.
В аттестационной работе была рассмотрена история детского общественного
движения в качестве основы для создания Первичного отделения РДШ. Систематически
исторический материал сейчас не используется в работе педагогов с ДОО и ОУСУ, хотя
представляет собой «сокровище» идей, опыта и наработок. Историей можно заниматься
как в широком аспекте: придумывая занятия посвященные скаутам и походной
жизни,играм и традициям пионеров, проводя дебаты и митинги как герои повести
«Республика ШКИД»; так и в узком: узучая детское движение через личный опыт семьи
или историю своей школы и города.
Изучение истории детского общественного движение поможет самим ребятам
моделировать будущее своего объединения, сообщества и Первичного отделения
Российского движения школьников.
Список литературы:
1.
Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика:
Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.
2.
Волохов Л.В., Рожков М.И. Детские организации: возможности выбора. М., 1966.
3.
Мальцева Э.А. Пионер предан Родине, партии, коммунизму // Ровесник весны. Из
истории удмуртской пионерии. Сборник воспоминаний. Ижевск: Удмуртия, 1972.
С. 51-52.
4.
Мальцева Э.А., Обухова Е.В. Искать, всегда искать. Ижевск: Удмуртия, 1975. 116 с
5.
Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. М.: Пед. обво России,
2004. 128 с.
6.
Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М.: МГУК, 1997. С. 17- 40.
7.
Трухачева Т.В. Периодизация детского движения России // Социокинетика: Книга
о социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях /
Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2000. Ч. I. 240 с.
8.
Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Признаки нового // Социокинетика: Книга о
социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост.
и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2000. Ч. I. 240 с
13