Напоминание

Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДШИ, ДМШ


Автор: Сахаветдинова Мария Амерзяновна
Должность: Преподаватель по фортепиано, Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО Дмитровская детская школа искусств, пос. Озерецкое
Населённый пункт: Московская обл., Дмитровский р-он, пос. Озерецкое
Наименование материала: методическая статья
Тема: Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДШИ, ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ.

Очень часто на методических чтениях и открытых уроках по

сольфеджио, возникает вопрос о музыкальном диктанте как одной из

наиболее сложных и, вместе с тем, важных форм работы на уроках

сольфеджио. При этом музыкальный диктант незаменимый способ

развития, как мелодического, так и гармонического слуха. А если

говорить о различных видах диктанта, то это и развитие метроритма,

тембрового слуха, стилистических особенностей.

Ведь в чем цель музыкального диктанта? Прежде всего, в

воспитании навыков перевода воспринимаемых муз.образов в слуховые

представления, а затем в нотную запись. Именно поэтому методика

записи муз.диктанта едва ли не самая сложная и важная в курсе

сольфеджио.

Есть множество факторов, которые тормозят развитие навыков

написания диктанта. На уроках, особенно на начальном этапе, как я

наблюдаю, - это неразвитая муз.память, опора на интервал. Безусловно,

диктанту должна предшествовать огромная подготовительная работа.

Это устные диктанты, переписывание нотного текста, подбор по слуху,

ритмические упражнения и диктанты, графическое изображение мелодии

и

многие

другие

формы

работы.

Затем

можно

подключить

и

самодиктанты дома, с подбором знакомых мелодий. Ведь по сути, этой

формой работы мы занимаемся только в классе, и, что там говорить,

очень ограниченное количество времени.

Для успешного и планомерного закрепления навыка написания

диктанта важно правильно организовать сам процесс его написания,

вызвать у обучающихся интерес к этой форме работы, что бывает не

всегда просто. Совсем необязательно перед первым проигрыванием

давать

настройку.

Это

зачастую

мешает

непосредственному

впечатлению от звучащей музыки. Я, как правило, даю выбранную для

диктанта мелодию в оригинальном исполнении. Это сразу вызывает

интерес. Затем можно настроиться в тональности и проанализировать

диктант с точки зрения размера, структуры, количества тактов (сделать

тактовую сетку), ритмических и мелодических особенностей.

Сам процесс записи диктанта лучше проводить в полной тишине,

хотя в младших классах я допускаю тихое пропевание, ведь на этом

уровне обучения внутренний слух еще недостаточно развит. И конечно,

очень важна роль преподавателя, который дает, как общие замечания,

так и индивидуально подходит к каждому ученику.

Проверять диктант можно, как всей группой, так и, разбирая с

каждым учеником отдельно. После проверки полезно проиграть и пропеть

его

с

учениками,

или

некоторыми

учащимися,

неплохо

и

протранспонировать его.

Бесспорно, чем разнообразнее формы проведения диктанта, тем

интереснее и тем более полезен он будет для обучающихся. Это могут

быть аналитический, ритмические диктанты, " по памяти", тембровые,

фактурные, " с ошибками", и другие. Главное, - систематические занятия

этой важной формой работы.



В раздел образования