Автор: Сенчакова Галина Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 12 г.Ельца" Липецкой области
Населённый пункт: город Елец, Липецкая область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сравнение длин отрезков." 1 класс
Раздел: начальное образование
Открытый урок в 1 «А» классе Учитель Сенчакова Галина Олеговна
Тема: Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.
1.
Цель: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
2.
Задачи:
1.
Обучающие:
* научится сравнивать отрезки по длине;
* уметь моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи;
* знать структуру задачи.
2. Развивающие:
* развивать умение пользоваться линейкой;
* измерять длины отрезков и сравнивать их;
* умение присчитывать т отсчитывать по1, по2.;
3.Воспитательные:
* воспитывать правильное отношение к окружающему миру, природе, бережное отношение к лесу, умение анализировать полученную на
уроке информацию и применять знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок закрепления изученного материала, практический.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в паре и в группах.
Методы и приёмы работы: фронтальная беседа, работа с демонстрационно – иллюстративным материалом, составление схем к задачам,
практическое применение линейки при сравнении отрезков, компьютерное прослушивание и проверка полученных знаний.
Необходимое техническое оборудование: 1) проектор, компьютер учителя; электронное приложение к учебнику, фонограмма «В гостях у
сказки».
№ Этапы урока, задачи
и деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1
Организационный
момент.
Приветствие
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Поприветствуем друг друга и присутствующих гостей.
Дети
поворачиваются
друг к другу и
улыбаются
Коммуникативные
2
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное царство в гости
к Мудрому царю. Царство это не простое, а математическое.
Чтобы попасть туда, нужно исполнить указ царя.
Ведь, где считают дружно, решают умело. Там сказке можно
появиться смело.
Но у мудрого царя есть ещё условия. Он привык за работу
платить из царской казны. Если был ответ прекрасный, - ты
жетон получишь красный. Если твой ответ похуже – жёлтый
цвет тобой заслужен, если плох был твой ответ – не получишь
ты монет.
Отправимся в царство группами. Выберите название вашей
команды и экспертов, которые будут мне помогать на уроке.
Выполнять работу будем на путевых листах. Разомнемся.
Чистописание.
2 6 10 7 4 8
- Какое число лишнее и почему? Запишите ряд чисел без него
в прядке уменьшения.
Слушают.
Соглашаются.
Коммуникативные
Включаю фонограмму «В гостях у сказки».
За горами, за лесами , за широкими морями, не на небе – на
земле жил был царь в своей стране. Царь наш очень мудрым
был, математику любил: задачи, и примеры он решал,
складывал, вычитал и сравнивал. Ну а если что не знал, то
книги умные читал. Только быстро годы мчатся, старость
стала приближаться. Уж пора бы на покой, только с думою
такой от судьбы он ждёт вестей: нету у царя детей. Царь не
долго собирался – в класс к ребятам он примчался, думу
думает при сём: новым станет кто царём? Самый умный кто и
смелый, самый быстрый и умелый. Тот взойдёт на царский
трон, коронован будет он. Подсказал тут звездочёт: - Проверь,
как знают устный счёт.
- (Микрофон) Посчитайте от 1 до 10, от 2 до 9, от 8 до 3, от 7
до1.
- Назовите четные числа, нечетные числа.
- Какое число стоит между 5 и 7 , 8 и 10 , 3 и 5.
- Какое число следует за числом 6, 8 , 4; предшествует числу
5, 9, 7.
- Пока мы всеми будем решать задачки, трое выдут к доске.
1. Веселые задачи.
Шесть грибов нашел придворный,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
(Ответ: 6 + 1 = 7.)
Пять щенят в футбол играли,
Слушают.
Устные ответы.
Запись числового
выражения в листы.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет?
(Ответ: 5 – 1 = 4.)
Только царь в кусты зашел –
Подосиновик нашел,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько он грибов нашел?
У кого ответ готов? (Ответ:1+ 2 + 1 + 1 = 5.)
1.
Заполните домики.
Вокруг замка растут не совсем обычные ёлочки:
ведь это математический лес. Добавьте к каждой
еловой ветке пару.
Ёлочки по составу числа 10.
Раздаю монетки.
3. Сравните.
5 ○ 4
3 ○ 6
> 5
3 ○ 5
2 ○ 4
5 >
Раздаю монетки.
Раздаю карточки. Работа в группах. Выбирают
представителя. Соедините точки от 1 до 4. Какая фигура
получится? Как соединяли? Раздаю монетки
3
Изучение
проблемной ситуации.
Учить видеть
проблему и находить
выходы из нее.
Жил у царя котенок, он был шалун, увидел он у нее мотки с
нитками, подхватил он клубок и давай его гонять. Перепутал
все нитки. Ох и разозлился царь на котенка! А делать нечего,
все равно придется нитки разбирать. Что-то распутал, а что
пришлось и отрезать. Посмотрите, какие части получились.
Скажите пожалуйста, все ли нитки мы можем на глаз сравнить
друг с другом? (Нет, а почему?) Они не -ровные .
Самые ровные я подобрала вам и предлагаю их сравнить
между собой.
-Я вижу некоторые из вас затруднились. Что же необходимо
сделать?
Познавательные (осуществление
поиска необходимой информации
для выполнения учебных заданий)
Коммуникативные
(высказывания детей)
4
Целеполагание.
Какова же будет тема урока?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока:
-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Я хочу узнать…
Я хочу научиться…
Научиться измерять
длину отрезка и
других предметов.
Научиться измерять
с помощью
линейки.
Учиться измерять
разные по длине
предметы.
Учиться чертить
отрезки разные по
длине.
Оценить свою
работу.
Познавательные
(информационные) поиск и
извлечение информации)
Регулятивные (принятие цели и
постановка задач урока)
Коммуникативные (высказывания
детей)
Регулятивные (планирование
действий)
5
Открытие новых
знаний
Научиться выполнять
сложение
однозначных чисел с
числом 10.
Развивать умения
обобщать
наблюдения, делать
выводы.
Практическая работа.
(У вас на партах по два отрезка: синий- 5 см и белый 8 см.)
-Какой отрезок длиннее? - белый
-Почему так решили? – (это видно на глаз.)
-Каким способом можно еще сравнить длины отрезков? –
(наложением).
- Как правильно наложить отрезки? – (совместить начало
отрезков)
-Какой отрезок длиннее и на сколько? – (белый, на
незакрытую часть.)
-Как проверить, не ошиблись ли мы? - (измерить длины
отрезков). (8см > 5см)
-Как думаете, чему равна длина этой части отрезка? Как
найти?
8 см – 5 см = 3 см
- Давайте проверим и измерим ее длину! (3 см)
Вывод: отрезки можно сравнить несколькими способами…..
Физминутка.
Экологическая задача.
Царь кручинится немножко: из пеньков в лесу дорожка.
Кто – то этот лес рубил и деревья погубил.
- Что за геометрическая фигура получилась? Сколько звеньев
вней?
Трудно стало жить зверятам. Вы поможете, ребята?
Мини- Беседа: «Почему нельзя губить деревья»? Как можно
помочь зверятам?
Задача : «Девочки нашего класса посадили 3 ёлочки, а
мальчики на 2 ёлочки больше. Сколько ёлочек посадили
мальчики нашего класса»?
Раздаю монетки
Ответы детей.
Посадить деревья.
Составляют схему
геометрическими
фигурами, считают,
отвечают.
Познавательные
(информационные)
Познавательные
(логические наблюдения,
сравнения, умозаключения)
Личностные
положительное отношение к
учению, к познавательной
деятельности, желание
приобретать новые знания,
умения, совершенствовать
имеющиеся, осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению, осваивать новые
виды деятельности, участвовать в
творческом, созидательном
процессе
Коммуникативные
(монологические высказывания
детей)
Познавательные
(моделирование)
Физминутка
Шагая по царству устали немножко. Сейчас отдохнём и
продолжим дорожку. Из – за парты тихо встали и по царству
зашагали. Мы шагаем, мы шагаем, голову не опускаем,
дышим ровно, глубоко. Раз – подняться, потянуться, два –
согнуться, разогнуться, три – присесть, четыре – встать. Пять
– руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Выполняют
действия. Считают
вместе.
6
Открытие новых
знаний
Научиться выполнять
сложение
однозначных чисел с
числом 10.
Развивать умения
обобщать
наблюдения, делать
выводы.
Практическая работа
Царь в математике мастак. Математический знал знак. Знаки
больше, меньше. Что же это может быть? Нужно что – нибудь
сравнить. Сравнивать царь любил и с линейкою дружил. А вы
дружите?
Откройте стр.108 (2 и 3) исследуйте, определите какие номера
подходят нам для сравнения с использованием линейки.
Как правильно организовать свою деятельность по этим
номерам?
Для чего нам нужно уметь сравнивать?
Как лучше определять на глаз или с помощью линейки? Где
можно применять эти умения в жизни и для чего?
Раздаю монетки.
Называют знаки.
Ответы детей.
Исследуют.
Отвечают №2 и №3.
Устно.
Отвечают.
Ответы детей.
С помощью
линейки.
Ответы детей.
Познавательные
(информационные)
Познавательные
(логические наблюдения,
сравнения, умозаключения)
Личностные
положительное отношение к
учению, к познавательной
деятельности, желание
приобретать новые знания,
умения, совершенствовать
имеющиеся, осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению, осваивать новые
виды деятельности, участвовать в
творческом, созидательном
процессе
Коммуникативные
(монологические высказывания
детей)
Познавательные
(моделирование)
7
Формирование
первичных умений на
основе самоконтроля
Вместе мы решаем дружно, но и справиться будет нужно
одному и без друзей. Справитесь, с проблемой сей? Кто решит
пример быстрей тот и будет всех умней? (Карточки с
примерами каждому ученику, по уровню сложности.)
(дифференцированно)
Проверка на доске.
Коммуникативные (высказывания
детей)
Коммуникативные (общение)
Молодцы, вот это дело! Вы решаете умело! Вы старались, не
спешили. И корону заслужили. Лучшим оказался…
(считаем монетки, подводим итог) Корону «Магистр
математики» , остальным ордена.
Решают, отвечают,
получают монетки.
Познавательные
Регулятивные (контроль)
8
Рефлексия
Учиться оценивать
свою работу на уроке.
Повторенье – мать ученья! – сказал мудрый царь на прощанье.
Почему он так сказал?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Закончите предложения:
-Я понял, как…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
Оцените свою работу на уроке.
«Моя ладонь – лицо души».
Ладони открытые означают «Я доволен собой».
Кулачок – «Не совсем доволен».
- Посчитайте, сколько заработали монет. Чья команда
потрудилась лучше? Похлопайте себе.
- Молодцы, ребята , вы сегодня постарались.
Берите эти знания с собою в дорогу и не забывайте их.
Спасибо за урок.
Еще не раз
вернемся к этой
теме.
Ответы детей.
Регулятивные
(удержание цели)
Личностные
(способность к самооценке на
основе критерия успешности
учебной деятельности)