Автор: Загидулина Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: конспект урока сольфеджио
Тема: "Изучение затакта на уроках сольфеджио в 1 классе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Музыкальная школа №19»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по сольфеджио
для учащихся 1 Ф-НО класса
Тема урока: «Затакт ♪, ♫ в размере 2/4».
Составитель: Загидулина Т.В.,
преподаватель сольфеджио
АНЖЕРО-СУДЖЕНСК 2021
Обучающая цель: развитие навыков определения на слух в затакте
ритмических групп: одна восьмая, две восьмых, три восьмых в пройденных
размерах.
Задачи:
1.
Выработать навыки воспроизведения ритма через двигательные,
вокально-интонационные и слуховые упражнения.
2.
Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в
паре, в группе.
3.
Закрепить теоретические знания учащихся.
4.
Развитие образного и творческого мышления.
Тип занятия: усвоение и закрепление знаний, умений.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Междисциплинарные связи: урок фортепиано,
хора, музыкальная
литература и оркестрового класса.
Оснащение занятия: дидактический раздаточный материал, Рабочая
тетрадь по сольфеджио с нотным приложением.
Литература:
1.
Андреева, М.П, Первые шаги в музыке / М. Андреева, Е. Конорова. –
Москва: Музыка, 2013. – С. 151 - Текст : непосредственный.
2.
Загидулина,
Т.В.
/Рабочая
тетрадь
по
сольфеджио
/
Учебно-
практическое пособие для аудиторных и самостоятельных занятий по
курсу «Сольфеджио» (для учащихся 1 класса музыкальной школы
специальностей «фортепиано», «народные инструменты», - Анжеро-
Судженск:
МБО
ДО
«МШ
№
19»,
2017.
С.
92-
Текст
:
непосредственный.
3.
Зебряк, Т.А. Играем на уроках сольфеджио / Т.А. Зебряк. – Москва:
Музыка, 1990. – С. 85- Текст : непосредственный.
4.
Мохель, Л., Самоучитель игры на фортепиано / Л. Мохель, О. Зимина. –
Москва: Музыка, 1968. – 67-68 с. - Текст : непосредственный.
2
5.
Попов,
В.,
Школа
хорового
пения
/
Выпуск
1
для
школьников
младшего
возраста
пение без сопровождения и в сопровождении фортепиано / В. Попов, Л.
Тихеева. – Москва: Музыка, 1986. – С. 161 - Текст : непосредственный.
6.
Чайковский, П.И.,
Детский альбом / П.И. Чайковский. – Москва:
Современная музыка, 2007. – С. 39 - Текст : непосредственный.
Структура занятия
1.
Организационный момент
2.
Вступительное слово преподавателя. Постановка цели урока
3.
Распевание, вокально-интонационные упражнения
4.
Объяснение темы
5.
Физическая минутка
6.
Задания по теме
7.
Ритмический диктант
8.
Домашнее задание
9.
Подведение итогов урока, выставление оценок
Ход занятия
1.
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, отметка
отсутствующих. Освещение плана занятия
2.
Вступительное слово преподавателя.
Постановка цели урока
Преподаватель: Дорогие ребята, сегодня наш урок будет необычным. К
нам пришли гости, и мы с удовольствием покажем, чем занимаемся на
уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?
Учащиеся: отвечают.
Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать,
потому что нас с вами уже ждут новые знания и разные задания. Будем
развивать навыки определения на слух в затакте ритмических групп. Но
3
сначала мы подготовимся к выполнению заданий и, конечно, первым делом,
распоемся. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.
3.
Распевка
Попевка - «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в
направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков
крещендо
и
диминуэндо.
Преподаватель
исполняет
упражнение
на
фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети
поют сначала все вместе, затем по одному.
Попевка – «Уж как я ль, мою коровушку люблю». По полутонам вверх.
Поем напевно, ласково.
Попевка - «Вот прима, секунда, вот терция, кварта, квинта, секста,
септима, октава» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной
артикуляцией слов.
4.
Объяснение темы
«Затакт ♪, ♫ в размере 2/4»
Задание №1. Прослушайте фрагменты музыкальных произведений.
Прохлопайте пульс, выделяя сильную долю ударом ладонями по столу.
(Приложение
П. Чайковский «Старинная французская песенка»; сл. Р.
Кудашевой, муз. Л. Бекман «В лесу родилась елочка»; Р.Н.П. «Калинка»).
Вы обратили внимание, что каждая фраза начиналась не с сильной
доли, а со слабой.
Такое начало мелодии называется затактом.
Затакт – неполный такт, который начинается со слабой доли. Затакт и
последний такт в сумме образуют полный такт.
Посмотрите, как ритмически может выглядеть затакт. (На доске рисую
затакт: одна восьмая, две восьмых, три восьмых).
4
Работа с нотным текстом: слова Р. Кудашевой, музыка Л. Бекман,
«В
лесу
родилась
елочка».
Разучить
и
спеть
с
аккомпанементом
преподавателя.
Задание № 2. Разучите и спойте с аккомпанементом преподавателя
песню
Раз, два, три, четыре, пять
Не спеша Н. Потоловский
Задание № 3. Разучите и спойте с аккомпанементом преподавателя
песню «Телёнок» сл. и муз. Н. Френкель. Запишите ритмическую основу
стихов песни «Телёнок» (обратите внимание на затактовое начало каждой
строки). Поставьте в начале первой строки размер 2/4 и расставьте такты:
Почему, почему говорит телёнок «Му»?
Потому, что хочет к маме,
Очень скучно одному.
5
Задание № 4. Пойте песню «Телёнок» с аккомпанементом преподавателя
и одновременно тактируйте на 2/4. Дирижируем со слабой доли.
5.
Физическая минутка
А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.
По коленкам постучали, головою покачали.
По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.
Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.
6.
Задания по теме
Задание № 5: Сочините песенку в размере 2/4. Затакт должен состоять
из двух восьмых нот:
Был скво - рец о - чень мил.
Он скворчат сам кор-мил.
Он их сам ле - тать у - чил.
Задание № 6: Расставьте тактовые черты в предложенной мелодии и
спойте еѐ с дирижированием. (Детям даётся задание на листочках, где
написана мелодия в размере 2/4, Р.Н.П. «Котя, Котенька, Коток»,
обработка П. Вейса)
7.
Ритмический диктант
Простучите ритм. Определите тональность, количество фраз. Пение с
листа.
Ах ты, гордый Симеон
Белорусская народная песня
Оживлённо
6
8.
Домашнее задание
Простучите ритм. Определите тональность, количество фраз. Пение
с листа. Отметьте интервалы терции, сексты и кварты.
Во кузнице
Весело, скоро Русская народная песня
Сочинить ритм в размере 2/4 с затактом ♫.
Сочинить ритм в размере 2/4 с затактом ♪.
7
9.
Подведение итогов урока, выставление оценок
8