Напоминание

"Организация процесса разучивания произведения в хоровом коллективе детской музыкальной школы"


Авторы: Кондакова Елена Владимировна, Плетухина Екатерина Геннадьевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 8", Института искусств СГУ им.Н.Г.Чернышевского
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Организация процесса разучивания произведения в хоровом коллективе детской музыкальной школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е. Кондакова, Е. Плетухина,

МБУДО «Детская школа искусств № 8»

Институт искусств СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Саратов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Процесс работы над хоровым произведением можно условно разделить на

три

этапа:

эскизный

(начальный),

технологический

(подготовительный)

и

художественный

(заключительный).

На

двух

начальных

фазах

коллектив

технически

овладевает

материалом,

а

заключительный

этап

связан

с

художественным совершенствованием исполняемого произведения.

На первом этапе происходит общее ознакомление хорового коллектива с

произведением, его разбор, знакомство с произведением «по партиям». Третий

этап – создание цельного художественного образа произведения. Грубо говоря,

непосредственно «разучивание», о котором пойдет речь в нашем небольшом

исследовании – это содержание второго (технологического) периода работы с

хоровым произведением.

На втором этапе работы закладываются основные принципы вокально-

ансамблевого

освоения

материала.

Здесь

предполагается

выполнение

в

изученном материале авторских ремарок (например, указаний темпа, агогики,

ритма, способов звуковедения, различных штрихов, динамики), соблюдение

норм литературного произношения и т.п.

Разучивать произведения a cappella желательно без инструмента, так как это

способствует более внимательному и осознанно отношению детей к собственной

интонации и помогает решению задачи установления чистого хорового строя.

Можно подыграть в интервально сложных местах (модуляциях, неудобных

гармонических оборотах).

При наличии divisi каждая хоровая партия на начальном этапе обычно

сольфеджируется отдельно. На втором, при совместном сольфеджировании,

возникает фонетическое разногласие, которое не позволяет хористам слушать

друг друга.

Чтобы

преодолеть

это,

а

также

в

качестве

переходного

момента

от

сольфеджирования

к

пению

со

словами

следует

использовать

пение

на

разнообразные вокальные слоги («ла», «лё», «ло», «ма», «мо», «зи», «ли», «ку»,

«ди»

и

др.),

которые

подставляются

вместо

названий

нот

или

слогов

литературного текста.

Рекомендуется использовать такие вокальные слоги,

которые имеют свойство собирания звука. Слоги, избираемые хормейстером для

вокальной работы, по

своей окраске и

тембровой наполненности должны

соответствовать характеру произведения, фонетике литературного текста, в том

числе гласным звукам, наиболее часто встречающимся в данном произведении.

Пение на слоге – необходимая сторона разучивания произведения еще и

потому, что в момент устоявшегося в хоре звучания на одной какой-либо

вокальной гласной происходит «впевание» вокальной позиции и формирование

будущей тембровой окраски звука, которую затем можно перенести в пение со

словами. Пение на вокальном слоге дает возможность проверить ровность

звучания на протяжении всей мелодической линии хоровой партии, поработать

над единообразием вокальных гласных, сглаживанием регистров.

Закончив эту сторону изучения хоровой партитуры, следует перейти к

работе с текстом. При изучении поэтического текста не следует целиком

полагаться на способность детей быстро заучивать слова. Хормейстеры обычно

применяют различные способы для облегчения процесса выучивания слов:

ритмическое чтение текста всем хором; чтение хором текста вне рисунка

произведения; скороговоркой и т. д.

Далее дирижер приступает к работе над вокальным ансамблем и строем.

Начинается сложный и трудоемкий процесс по выравниванию общей звучности,

сглаживанию

певческих

регистров,

единовременному

взятию

дыхания

в

установленных местах, динамической уравновешенностью. Особое внимание

обращается на фразировку. В этой работе важнейшими средствами являются

переменная

динамика,

цезуры,

экспрессия

метроритмического

движения,

характер произношения текста.

Учить произведение следует по заранее намеченным частям. Принципом

членения хорового произведения на такие учебные “куски” должна быть, прежде

всего,

музыкальная

логика,

естественное

деление

его

на

части,

разделы,

периоды, предложения и так далее, вплоть до отдельного мелодического оборота

или ритмической фигуры, а также анализ и вычленение тех или иных трудностей,

которые требуют внимания и времени для их преодоления.

Работая над отдельными частями произведения, дирижер не должен терять

ощущение

целого

на

всем

протяжении

разучивания.

В

противном

случае

утратится

сквозное

действие,

детали

расползутся,

станут

не

в

меру

“самостоятельными”.

Поработав

над

какой-либо

деталью,

каким-нибудь

сложным фрагментом, следует включить их затем в общий контекст.

К сожалению, в хоровой практике встречается

так называемый метод

многократного механического пропевания произведения от начала и до конца,

пока “не впоется”. Результатом этого впевания чаще всего становится обратный

эффект: трудные эпизоды так и не получаются (поскольку на них не было

сосредоточено внимание дирижера и певцов), а

легкие

эпизоды настолько

“стираются”, что теряют для исполнителей всякий художественный смысл. В

конце концов, произведение надоедает хору еще до того, как он его выучит. Вот

почему, ознакомившись с музыкой и выявив наиболее сложные места, нужно

специально остановиться на них, добиваясь возможно более совершенного их

исполнения.

Однако бывает, что партия настолько трудна, что даже после нескольких ее

повторений

и

замечаний

дирижера

качество

исполнения

оставляет

желать

лучшего. В этом случае следует переходить к разучиванию других фрагментов,

а к данному эпизоду вернуться несколько позже. Дело в том, что при слишком

длительной работе над каким-либо плохо получающимся отрывком (даже если

она необходима) острота восприятия участников хора ослабевает, снижается их

творческая

активность,

внимание

притупляется,

наступает

утомление.

В

результате у певцов может возникнуть неверие в свои силы, разочарованность,

может пропасть интерес к работе.

В такой ситуации временное переключение их внимания на решение иных

творческих задач будет только полезно, способствуя большей эффективности

разучивания. Эта рекомендация не означает, что руководитель должен снижать

требовательность к качеству технического и художественного исполнения того

или иного фрагмента. Но, добиваясь точности выполнения авторского замысла,

он не должен упускать из виду и психологические моменты, и эмоциональный

фактор, которые играют в работе с коллективом существенную роль.

Выбор приемов и методов для выучивания технически сложных эпизодов

определяется сущностью задачи, степенью трудности, уровнем грамотности

каждого конкретного хора, слуховым и музыкальным развитием его участников,

их музыкальной памятью и др.

Можем назвать некоторые из таких приемов: пропевание трудных мест в

замедленном темпе; произвольные остановки на отдельных звуках того или

иного

мелодического

оборота

или

на

отдельных

аккордах;

ритмическое

дробление

длительностей

на

более

мелкие;

временное

увеличение

длительностей

вдвое,

втрое,

вчетверо;

изменение

вокального

штриха;

утрированное,

скандированное

произнесение

текста;

использование

вспомогательного технического материала.

Поработав

технически

над

особо

сложными

моментами,

“пройдя”

отдельные фрагменты сочинения в замедленном темпе, следует несколько раз

пропеть

их

в

требуемом

(или

близком

к

требуемому)

темпе

и

в

случае

необходимости внести изменения в методику дальнейшей работы. При такой

проверке

не

всегда

можно

ожидать

абсолютной

чистоты

и

четкости,

но

представить

в

общих

чертах

будущий

характер

исполнения,

степень

соответствия звучания на данном этапе намеченной цели необходимо.

Слишком долгое исполнение в “учебном” варианте без соизмерения с

подлинным темпом исполнения таит в себе опасность, что медленный темп

станет привычным для певцов и при переходе к более быстрому темпу дирижеру

нужно будет затратить массу сил на преодоление их инерции, а также таких

легко

приобретаемых

в

процессе

технического

разучивания

качеств,

как

метрономичность,

тяжеловесность,

статичность,

отсутствие

сквозного

направленного движения музыки.

Поэтому

проверка

время

от

времени

готовности

к

исполнению

произведения (или эпизода) в истинном темпе весьма полезна. Она препятствует

формированию у певцов устоявшихся стереотипов, активизирует их мышление

и восприятие, способствует большой гибкости, подвижности, художественной

чуткости.

В результате этой работы в хоре должно быть достигнуто полное слияние

голосов, развита легкость и подвижность звучания. Сведение хоровой звучности

в единый поток, уравновешенность всех деталей, придание хоровому звучанию

благородства и культуры – главная задача хормейстера на этапе разучивания

произведения.

После того, как все детали тщательно проштудированы, центр внимания

переносится на произведение в целом, на выразительность и яркость исполнения.

И здесь уже начинается третий (художественный) этап работы над хоровым

произведением.

В

данной статье

мы

подробно рассмотрели,

каким образом дирижеру

необходимо организовывать процесс разучивания хорового произведения, какие

элементы он в себя включает, на что следует обратить внимание и какие методы

можно использовать для преодоления возможных трудностей.



В раздел образования