Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом Детского Творчества" Волжского р-на.
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Проблемы преподавания изобразительного искусства и способы их решения»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Волжского района г. Саратова
410031 г. Саратов ул. Московская 64/32, телефон 26 48 82
www
.ддт64-рф
Методическая разработка на тему:
«Проблемы преподавания изобразительного искусства
и способы их решения»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Мирошкина Татьяна Викторовна
г. Саратов 2021
Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом
является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения –
формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к
людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и
архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности
формируется эмоционально-смысловое видение мира.
Исследователи отмечают наличие определенных психологических
особенностей восприятия у так называемого поколения Next – детей,
выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них:
интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности;
недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др.
Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства,
которое является «коммуникатором с широким выбором культурных
объектов и способов их использования».
В современном информационном мире неотъемлемой частью жизни людей
являются высокие технологии, которые обеспечили небывалый уровень
доступности обычного человека к кладезю информации и знаний,
накопленных человечеством за многие века.
В тоже время это повлияло на формирование новых способов
осуществления коммуникации и почти мгновенной передачи информации на
огромных расстояниях.
Казалось, что человечество пришло к новому витку своего развития и
решению многих проблем, возникающих ранее, но им на смену, внезапно,
пришли проблемы иного характера.
На данный момент посредством осмысления всей картины
современного мира было выявлено четыре основных проблемы
информационного характера:
1.Переизбыток информации и невозможность ее осмысления в полной мере.
2. Так называемый «информационный шум», то есть переизбыток не
всей информации в целом, а именно той, которая является не нужным
человеку, например в интернете это всевозможная вирусная реклама, спам на
электронной почте и т.д.
3. Манипуляция массами людей посредством СМИ.
4. Постепенная замена критического мышления шаблонным
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным
информационным потоком, источниками которого чаще всего являются
телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя.
Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно
сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.
В современном мире, когда требования к уровню образования и
интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок
находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал
ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития.
Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография,
бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время
подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до
школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества
не оставалось.
Выражать сильные эмоции необходимо, чтобы избежать нервного
перенапряжения и срыва. Избыток психической энергии можно направить в
конструктивное русло: расчеркать лист, написать песню, сколотить
скворечник — к чему душа лежит. Интуитивное творчество помогает
справиться с эмоциональной нагрузкой — этот принцип лежит в основе арт-
терапии.
Согласно медицинским исследованиям, даже тяжелобольным людям
творческие практики быстро помогают справиться с болью и гнетущими
мыслями. Особенно эффективны рисование и написание текстов, в том числе
поэтических.
Не нужно ждать серьёзных волнений, чтобы начать творить. В процессе
неторопливого созидания человек обычно входит в состояние «потока» —
это похоже на медитацию и полезно для психики. В такие минуты уровень
гормона стресса понижается, а способность к концентрации, напротив,
возрастает.
Но бывает такое, что ребенок отказывается рисовать. Почему же это
происходит?
Причин может быть множество. И прежде, чем решать проблему, нужно
выяснить причину у конкретного ребенка. Разговаривать на эту тему с
ребенком желательно не в момент возмущения и противления, а в момент,
когда Вы с ним максимально расслаблены, в хорошем настроении и просто
общаетесь на разные темы, в том числе и обсудите эту тему.
Из моей практики самые частые причины отказа следующие:
Первая по распространенности и значимости - ребенок боится, что у него
ничего не получится, не верит в свои способности. Это бывает как с детьми,
которых часто критикуют или недооценивают (бывает и сами родители, а
бывает воспитатели, учителя или педагоги изо), так и с "прирожденными"
перфекционистами.
Что делаем в этом случае?
Поддерживаем ребенка. В похвале делаем упор на процесс, на старания
ребенка, не исправляем, если нам что-то не нравится, отмечаем прогресс.
Если Вам кажется, что все совсем плохо, попробуйте найти хотя бы что-то,
что у ребенка получилось в рисунке и похвалите его за это.
Перфекционисту объясняем, что если всё получается с первого раза, то
значит мы ничему не учимся, в любом деле очень важны регулярные
тренировки, и чтобы добиться идеала, которого он так жаждет, нужно
нарисовать много картин. И что если ему не понравится первый результат,
это не будет означать, что ребенок плохой и его не будут любить (именно
этого перфекционисты и боятся), а будет лишь означать, что он делает что-то
впервые.
Еще очень частый страх у детей (да и у взрослых, да и не только в
рисовании) -
страх белого листа.
Как его преодолеть, напишу позже.
Еще одна причина - у ребенка рисование связано с каким-то сильным
негативным эмоциональным моментом.
В этом случае обязательно нужно выяснить у ребенка, какой именно негатив
связан с рисованием и убедить, что в этот раз такое не повторится.
Есть еще одна причина. Просто рисование - это не то, что входит в сферу
интересов ребенка. Конечно, нужно обязательно попробовать заинтересовать
ребенка, в том числе игровыми моментами, расширением спектра
используемых техник, совместным рисованием. Но нужно быть готовым, что
ребенок не воспылает любовью к этому вида творчества.
В любом случае любому ребенку не помешает освоение множества техник,
чтобы у него рождались собственные идеи для творчества. А также очень
важно, чтобы творческие материалы были доступны ребенку в любой
момент.
Ребенок боится рисовать?
Если ребенку предложить кисточку и краску, то он отказывается рисовать и
начинает возмущаться, а то и плакать? Говорит: "Я не умею рисовать!" или
"Мне не интересно рисовать", что же делать?
Вообще, зачем рисование ребенку? Почему нам важно, чтобы он рисовал?
Рисование развивает мелкую моторику, а про ее пользу уж, думаю, здесь не
стоит пояснять? Рисование развивает дисциплину и усидчивость. Рисуя,
ребенок учится планированию (ставит цель, продумывает что, куда и в какой
последовательности разместить, в какой очередности раскрашивать).
Рисование развивает наблюдательность, память, фантазию, а также
эстетическое чувство. Рисование улучшает психологическое состояние
ребенка, помогает справиться со стрессом. В общем польза для детского
развития колоссальная!
Вообще рисовать для ребенка - это так же естественно, как и играть. У
большинства детей с этим нет никаких проблем. Своими рисунками они
выражают себя, свои эмоции, "отыгрывают" различные сюжеты из свой
жизни.
Техники, которые помогают детям преодолеть страхи и заинтересуют
ребенка рисованием.
Первый - делаем красивый фон гуашью. Если сразу за первые минуты
закрасить весь лист краской, то исчезает страх белого листа, а если этот фон
будет еще красивым и необычным, то у ребенка сразу появится вера в себя и
свои способности.
Как мы это делаем: закрашиваем весь лист белой гуашью (грунтуем). Ставим
смачные пятна 2-3 цветов. Берем толстую плоскую кисть или губку и
размазываем эти пятна по листу (по одному месту стараемся проводить 1 раз,
тогда получаются потрясающие переливы).
Пара минут и потрясающий фон гуашью готов. На нем у же не так страшно
рисовать, как на белом листе.
Второй приём тоже связан с фоном. Но уже рассмотрим акварель.
Губкой хорошо намочим лист (берем акварельную бумагу). Набираем на
кисточку краски и ставим пятнами на этот мокрый лист. Так берем 3-5
разных красок, следим, чтобы лист всегда оставался мокрым, а на кисточке
всегда много воды. Посыпаем солью и даем высохнуть, чтобы ускорить
процесс и дополнительно увлечь ребенка, можно сушить феном.
С этим фоном для детского рисунка акварелью и солью придется подольше
повозиться и хорошо бы первые разы это делать с небольшой помощью или
поддержкой взрослых.
Третий прием помогает развивать творчество ребенка, его фантазию,
качественно провести совместное время, а также это отличное занятие в
дороге, очереди или в любом месте, где нужно скоротать время. Мы с детьми
это называем "Дорисовашки". Этот способ помогает увлечь детей
рисованием через игру.
Один человек рисует произвольную простую фигуру или каракулю, второй
участник пытается дорисовать. Ограничений нет. Эта каракуля может быть
частью большого рисунка, а может быть его основой. Иногда меняемся
ролями.
Рисование помогает улучшить концентрацию, очистить голову от лишних
мыслей и развить аналитическое мышление. Кроме того, обучение
посредством рисунка является прямой противоположностью «быстрого
обучения», то есть приобретения знаний с помощью интернета.