Напоминание

"Дисграфия и её коррекция"


Автор: Гаршина Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 р.п. Чунский
Населённый пункт: Иркутская область, Чунский район. р.п. Чунский
Наименование материала: Статья
Тема: "Дисграфия и её коррекция"
Раздел: среднее образование





Назад




ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Дисграфия (греч.) – это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной

сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при

построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в

письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.

Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К.

Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они

исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном

мозге человека. Каждая операция письма связана со структурными компонентами психических

процессов [1,2].

Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие

недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения

письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек

пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое

проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»),

контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв;

персеверации. В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и

заключительный.

Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе: – развитие слухового и зрительного

внимания;

– развитие слуховых дифференцировок;

– развитие фонематического внимания;

– уточнение артикуляции звуков при их произношении;

– производится коррекция звуков произношения.

Целеполагание на основном этапе включает:

– развитие слухового и зрительного внимания;

– развитие фонематического анализа синтеза;

– развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);

Целью заключительного этапа можем считать:

– закрепление полученных знаний, умений и навыков;

– перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.

У большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в

связи с особенностью их письменной речи – иероглифы можно им анонсировать развитие правого

полушария головного мозга.

У людей, страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу

проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне,

глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере

письма пациентов.

Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой

стороной, например, буква «З» или «С». Очень часто зеркально переворачивать буквы могут

левши.

К мерам профилактики дисграфии можно отнести:

– развитие тех психических функции на раннем этапе, например, у школьников еще до

поступления в школу.

– развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и

пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то

с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж

кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».

– выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать

дорожку, обвести по контуру. Можем предложить следующие упражнения для профилактики и

лечения дисграфии:

– использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы

слова, складывание слов;

– разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;

– необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на

время.

– рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек

запоминает много слов.

– дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней

выбранные буквы, например, только «о»;

– при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе

этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании

слов;

– дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;

Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут

обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв,

если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для

профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».



В раздел образования