Автор: Гаршина Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 р.п. Чунский
Населённый пункт: Иркутская область, Чунский район. р.п. Чунский
Наименование материала: Статья
Тема: "Дисграфия и её коррекция"
Раздел: среднее образование
ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Дисграфия (греч.) – это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной
сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при
построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в
письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.
Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К.
Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они
исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном
мозге человека. Каждая операция письма связана со структурными компонентами психических
процессов [1,2].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие
недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения
письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек
пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое
проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»),
контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв;
персеверации. В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и
заключительный.
Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе: – развитие слухового и зрительного
внимания;
– развитие слуховых дифференцировок;
– развитие фонематического внимания;
– уточнение артикуляции звуков при их произношении;
– производится коррекция звуков произношения.
Целеполагание на основном этапе включает:
– развитие слухового и зрительного внимания;
– развитие фонематического анализа синтеза;
– развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);
Целью заключительного этапа можем считать:
– закрепление полученных знаний, умений и навыков;
– перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.
У большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в
связи с особенностью их письменной речи – иероглифы можно им анонсировать развитие правого
полушария головного мозга.
У людей, страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу
проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне,
глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере
письма пациентов.
Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой
стороной, например, буква «З» или «С». Очень часто зеркально переворачивать буквы могут
левши.
К мерам профилактики дисграфии можно отнести:
– развитие тех психических функции на раннем этапе, например, у школьников еще до
поступления в школу.
– развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и
пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то
с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж
кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».
– выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать
дорожку, обвести по контуру. Можем предложить следующие упражнения для профилактики и
лечения дисграфии:
– использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы
слова, складывание слов;
– разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;
– необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на
время.
– рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек
запоминает много слов.
– дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней
выбранные буквы, например, только «о»;
– при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе
этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании
слов;
– дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;
Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут
обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв,
если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для
профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».