Автор: Сухарева Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Построение партнёрских отношений педагогов с семьями
воспитанников
Сухарева Н.Б.
Старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 254»
Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический вопрос
по проблеме построения партнёрских отношений педагогов с семьями
воспитанников. В статье отмечается важность взаимодействия педагогов с
родителями. Рассмотрены современные
формы и методы работы с
родителями.
Ключевые
слова:
дети,
родители,
педагоги,
методы
работы,
партнёрские отношения, взаимодействие.
Актуальность темы. Очень важно строить партнёрские отношения
педагогу с семьями воспитанников. Взаимодействие педагога с семьями
воспитанников, привлечение родителей к совместной работе ДОО является
важнейшим направлением работы дошкольного учреждения, что отражено
в ФГОС ДО.
Детский сад – это первое образовательное учреждение, с которым
вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение. Очень важно сделать родителей активными
участниками воспитательно - образовательного процесса, так как они
являются
основными
заказчиками
дошкольного
учреждения,
а
взаимодействие педагогов с ними не возможно без учета интересов и
запросов семьи.
С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян отмечают, что в настоящее время
воспитатель должен уметь выстраивать партнёрские взаимоотношения с
родителями воспитанников детского сада [5, с.3].
Поэтому необходимо выстроить отношения ДОО с семьями
воспитанников на основе тесного сотрудничества и взаимодействия, т. е.
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания
родителей,
воспитанников
и
педагогов детского сада, помочь родителям стать настоящим другом и
наставником для своего ребенка.
Все это возможно, если использовать в работе современные формы и
методы работы с родителями.
Современные
формы
взаимодействия
педагога
с
родителями
предполагают диалог, общение, взаимопонимание, открытость, доверие.
К ним можно отнести:
• формы получения и обмена информацией по разным вопросам,
• формы психолого-педагогического просвещения родителей,
• формы совместной творческой и трудовой деятельности педагогов,
родителей и детей [3, с.33].
Формы получения и обмена информацией по разным вопросам:
1. Интервьюирование родителей с детьми «Душевный разговор».
Беседы воспитателей с семьями воспитанников по обмену мнениями и
пожеланиями совершенствования образовательного процесса.
2.
Посещение
семей
воспитанников.
Индивидуальная
работа
педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
3. Группа В Контакте. Сетевое взаимодействие и общение.
4. Родительская почта «Копилка родительских вопросов».
5. Телефон доверия.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей
1. Родительские собрания. Формы: «Круглый стол», «Аукцион
советов», «КВН», «Деловая игра», «Что? Где? Когда?» Например,
«Правила дорожные детям знать положено».
2. Онлайн - лектории - формы, подробно раскрывающие сущность
той или иной проблемы воспитания в сетевом общении с родителями,
лучший
опыт
семейного
воспитания.
Например,
«Патриотическое
воспитание детей в семье и детском саду», «Круг семейного чтения».
3. Родительские чтения. Эта форма работы дает возможность
родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу
по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
4. Мастер - классы и практикумы - практическое занятие (показ)
педагогов по какому-либо вопросу. Например, «Закаливание детей в
детском
саду»,
«Здоровой
образ
жизни»,
«Организация
режима
двигательной активности детей в ДОО».
5. Встречи с интересными людьми: медицинскими работниками,
психологами и др. Например, «Психолого-физиологические возрастные
особенности дошкольников», «Здоровьесберегающие технологии в ДОО».
6.
Психологические
тренинги
-
метод
активного
обучения,
направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных
установок. В тренинге нуждаются семьи, которые хотят изменить свое
отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,
сделать его более открытым и доверительным.
7. Родительские вечера- общение с родителями друга своего ребенка,
обмен опытом в неофициальной обстановке. Формы: «Клуб любителей
семейных путешествий», «Вечер вопросов и ответов», «В кругу друзей».
Формы совместной творческой и трудовой деятельности педагогов,
родителей и детей:
1. Проектная деятельность.
2. Проведение открытых мероприятий:
«День открытых дверей», «День творчества».
3. Семейный театр -показ театрализованных представлений детей с
участием родителей.
4. Кроссбукинг - семейная библиотека. Обмен прочитанными
книгами.
5. Портфолио достижений своего ребенка «Я все смогу!»
6.Сетевое взаимодействие. Размещение информации о жизни группы
на сайте ДОО, на сайте педагогов позволяют родителям быть в курсе всех
событий жизни дошкольного учреждения.
7. Ежеквартальный выпуск газеты «Жизнь замечательных детей».
8. «Неделя добрых дел». Экологические акции: «Подари красоту
детям», «Огород на подоконнике -огородные чудеса!», «Кормушка для
пичужки».
9. Участие в подготовке к праздникам, в смотрах конкурсах, в
тематических выставках («Семейное хобби, увлечения, занятия»), в
выпуске стенгазет, книжек - самоделок, семейных альбомов, в оформлении
фотовернисажей,
фотовыставок,
в
спортивных
соревнованиях
«Мы
богатыри».
10.
«Родители
года»
-
поощрение
родителей
за
участие
в
мероприятиях грамотами и благодарностями. Использование современных
форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников помогут
сформировать активную позицию воспитательной роли семьи, сделать
счастливой подрастающую личность.
Нами был проведён анализ использования форм и методов работы
педагога с родителями в старшей группе, в МБДОУ «Детский сад № 254»,
г. Нижний Новгород.
Наше исследование по рассматриваемому направлению, показало,
что педагог с родителями наиболее часто использует следующие формы и
методы работы:
-Родительские собрания в формате онлайн.
На
родительских
собраниях
родители
получают
важную
информацию о своих детях, как правильно их воспитывать, какие книги
лучше читать, в какие игры лучше играть и др.
Так было проведено родительское собрание на тему «Безопасный
интернет — детям».
Цель собрания была: ознакомить родителей с проблемой интернет
зависимости; донести до сознания родителей необходимость соблюдать
требования
и
правила
здоровьесбережения
при
организации
взаимодействия ребенка с компьютером/телефоном.
Форма проведения: собрание-дискуссия.
План родительского собрания:
1. Вступительное слово. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
3. Обобщение результатов работы в группах свободная дискуссия.
4.
Знакомство
с
рекомендациями
по
предупреждению
компьютерной/телефонной зависимости.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.
- Посещение семьи.
Посещение семьи приносит пользу родителям, поскольку они
получают представление о том, какую педагог проводит работу с
ребенком. С другой стороны, данная форма работы позволяет педагогу
познакомиться
с
условиями,
в
которых
живет
ребенок,
с
общей
атмосферой в доме, предоставляет возможность общаться не только с
матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые
принимают участие в его воспитании.
-Беседа педагога с родителями.
Беседа это наиболее доступная форма установления связи педагога с
семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членам
семьи.
Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу
воспитания ребёнка и достижение единой точки зрения по этим вопросам,
оказание родителям своевременной помощи.
-Консультации.
Одной из форм индивидуальной работы с родителями являются
консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи
и оказать конкретную помощь в решении имеющихся проблем, с другой –
побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять
черты их характера, задумываться над тем, как правильно и лучше
воспитывать ребёнка.
-Родительские конференции.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей
является родительская конференция, в работе которой принимают участие
не только педагоги, родители, но и общественность. Темы обсуждаются
самые
разные:
«Подготовка
ребёнка
к
школе»,
«Формирование
произвольности как одного из условий успешной подготовки к школе» и
т.д.
На конференциях выступают педагоги, работники отдела социальной
защиты, члены врачебной квалификационной комиссии, психологи.
Подводя
итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод,
что
дошкольное учреждение является по сути, культурно-образовательным
центром как для детей, так и для их родителей. И от того, насколько
налажена работа в сфере взаимоотношений с родителями, насколько
эффективно включается работа с родителями в повседневную жизнь
учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей. Семьи,
осознающие важность взаимодействия с образовательным учреждением,
повышающие
свою
педагогическую
культуру,
свою
активность
в
дошкольной
жизни
своего
ребёнка,
имеют
все
шансы
вырастить
гармонично развитую личность.
Таким образом, в статье мы рассмотрели важный вопрос построения
партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников, раскрыли
методы и формы работы воспитателя с родителями.
Список литературы
1. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П Система работы
детского сада по вопросам семейного Волгоград: Панорама, 2006.143 с.
2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников. Санкт- Петербург. Издательство: Детство-Пресс, 2012. 96с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010. 80с.
4. Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З. Создание условий для партнерских
отношений
с
семьями
воспитанников
как
эффективная
форма
сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми // Образование: прошлое, настоящее и будущее:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Краснодар, февраль 2018 г.).
Краснодар: Новация, 2018. С. 25-28.
5. Партнерство дошкольной организации и семьи /Под ред. С.С. Прищепа,
Т. С. Шатверян. М.: Мозаика-Синтез, 2016.96с.
6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 2-7 лет /Под ред. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель,
2009. 169 с.
7. Солодская О.С. Инновационные формы взаимодействия с семьёй
//Дошколёнок. ру. 2015. №12. С.6.