Напоминание

Построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников


Автор: Сухарева Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Построение партнёрских отношений педагогов с семьями

воспитанников

Сухарева Н.Б.

Старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 254»

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический вопрос

по проблеме построения партнёрских отношений педагогов с семьями

воспитанников. В статье отмечается важность взаимодействия педагогов с

родителями. Рассмотрены современные

формы и методы работы с

родителями.

Ключевые

слова:

дети,

родители,

педагоги,

методы

работы,

партнёрские отношения, взаимодействие.

Актуальность темы. Очень важно строить партнёрские отношения

педагогу с семьями воспитанников. Взаимодействие педагога с семьями

воспитанников, привлечение родителей к совместной работе ДОО является

важнейшим направлением работы дошкольного учреждения, что отражено

в ФГОС ДО.

Детский сад – это первое образовательное учреждение, с которым

вступают в контакт родители и где начинается их систематическое

педагогическое просвещение. Очень важно сделать родителей активными

участниками воспитательно - образовательного процесса, так как они

являются

основными

заказчиками

дошкольного

учреждения,

а

взаимодействие педагогов с ними не возможно без учета интересов и

запросов семьи.

С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян отмечают, что в настоящее время

воспитатель должен уметь выстраивать партнёрские взаимоотношения с

родителями воспитанников детского сада [5, с.3].

Поэтому необходимо выстроить отношения ДОО с семьями

воспитанников на основе тесного сотрудничества и взаимодействия, т. е.

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

создать

атмосферу

взаимопонимания

родителей,

воспитанников

и

педагогов детского сада, помочь родителям стать настоящим другом и

наставником для своего ребенка.

Все это возможно, если использовать в работе современные формы и

методы работы с родителями.

Современные

формы

взаимодействия

педагога

с

родителями

предполагают диалог, общение, взаимопонимание, открытость, доверие.

К ним можно отнести:

• формы получения и обмена информацией по разным вопросам,

• формы психолого-педагогического просвещения родителей,

• формы совместной творческой и трудовой деятельности педагогов,

родителей и детей [3, с.33].

Формы получения и обмена информацией по разным вопросам:

1. Интервьюирование родителей с детьми «Душевный разговор».

Беседы воспитателей с семьями воспитанников по обмену мнениями и

пожеланиями совершенствования образовательного процесса.

2.

Посещение

семей

воспитанников.

Индивидуальная

работа

педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

3. Группа В Контакте. Сетевое взаимодействие и общение.

4. Родительская почта «Копилка родительских вопросов».

5. Телефон доверия.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей

1. Родительские собрания. Формы: «Круглый стол», «Аукцион

советов», «КВН», «Деловая игра», «Что? Где? Когда?» Например,

«Правила дорожные детям знать положено».

2. Онлайн - лектории - формы, подробно раскрывающие сущность

той или иной проблемы воспитания в сетевом общении с родителями,

лучший

опыт

семейного

воспитания.

Например,

«Патриотическое

воспитание детей в семье и детском саду», «Круг семейного чтения».

3. Родительские чтения. Эта форма работы дает возможность

родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу

по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

4. Мастер - классы и практикумы - практическое занятие (показ)

педагогов по какому-либо вопросу. Например, «Закаливание детей в

детском

саду»,

«Здоровой

образ

жизни»,

«Организация

режима

двигательной активности детей в ДОО».

5. Встречи с интересными людьми: медицинскими работниками,

психологами и др. Например, «Психолого-физиологические возрастные

особенности дошкольников», «Здоровьесберегающие технологии в ДОО».

6.

Психологические

тренинги

-

метод

активного

обучения,

направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных

установок. В тренинге нуждаются семьи, которые хотят изменить свое

отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,

сделать его более открытым и доверительным.

7. Родительские вечера- общение с родителями друга своего ребенка,

обмен опытом в неофициальной обстановке. Формы: «Клуб любителей

семейных путешествий», «Вечер вопросов и ответов», «В кругу друзей».

Формы совместной творческой и трудовой деятельности педагогов,

родителей и детей:

1. Проектная деятельность.

2. Проведение открытых мероприятий:

«День открытых дверей», «День творчества».

3. Семейный театр -показ театрализованных представлений детей с

участием родителей.

4. Кроссбукинг - семейная библиотека. Обмен прочитанными

книгами.

5. Портфолио достижений своего ребенка «Я все смогу!»

6.Сетевое взаимодействие. Размещение информации о жизни группы

на сайте ДОО, на сайте педагогов позволяют родителям быть в курсе всех

событий жизни дошкольного учреждения.

7. Ежеквартальный выпуск газеты «Жизнь замечательных детей».

8. «Неделя добрых дел». Экологические акции: «Подари красоту

детям», «Огород на подоконнике -огородные чудеса!», «Кормушка для

пичужки».

9. Участие в подготовке к праздникам, в смотрах конкурсах, в

тематических выставках («Семейное хобби, увлечения, занятия»), в

выпуске стенгазет, книжек - самоделок, семейных альбомов, в оформлении

фотовернисажей,

фотовыставок,

в

спортивных

соревнованиях

«Мы

богатыри».

10.

«Родители

года»

-

поощрение

родителей

за

участие

в

мероприятиях грамотами и благодарностями. Использование современных

форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников помогут

сформировать активную позицию воспитательной роли семьи, сделать

счастливой подрастающую личность.

Нами был проведён анализ использования форм и методов работы

педагога с родителями в старшей группе, в МБДОУ «Детский сад № 254»,

г. Нижний Новгород.

Наше исследование по рассматриваемому направлению, показало,

что педагог с родителями наиболее часто использует следующие формы и

методы работы:

-Родительские собрания в формате онлайн.

На

родительских

собраниях

родители

получают

важную

информацию о своих детях, как правильно их воспитывать, какие книги

лучше читать, в какие игры лучше играть и др.

Так было проведено родительское собрание на тему «Безопасный

интернет — детям».

Цель собрания была: ознакомить родителей с проблемой интернет

зависимости; донести до сознания родителей необходимость соблюдать

требования

и

правила

здоровьесбережения

при

организации

взаимодействия ребенка с компьютером/телефоном.

Форма проведения: собрание-дискуссия.

План родительского собрания:

1. Вступительное слово. Распределение родителей по группам.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.

3. Обобщение результатов работы в группах свободная дискуссия.

4.

Знакомство

с

рекомендациями

по

предупреждению

компьютерной/телефонной зависимости.

5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

- Посещение семьи.

Посещение семьи приносит пользу родителям, поскольку они

получают представление о том, какую педагог проводит работу с

ребенком. С другой стороны, данная форма работы позволяет педагогу

познакомиться

с

условиями,

в

которых

живет

ребенок,

с

общей

атмосферой в доме, предоставляет возможность общаться не только с

матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые

принимают участие в его воспитании.

-Беседа педагога с родителями.

Беседа это наиболее доступная форма установления связи педагога с

семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членам

семьи.

Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу

воспитания ребёнка и достижение единой точки зрения по этим вопросам,

оказание родителям своевременной помощи.

-Консультации.

Одной из форм индивидуальной работы с родителями являются

консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи

и оказать конкретную помощь в решении имеющихся проблем, с другой –

побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять

черты их характера, задумываться над тем, как правильно и лучше

воспитывать ребёнка.

-Родительские конференции.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей

является родительская конференция, в работе которой принимают участие

не только педагоги, родители, но и общественность. Темы обсуждаются

самые

разные:

«Подготовка

ребёнка

к

школе»,

«Формирование

произвольности как одного из условий успешной подготовки к школе» и

т.д.

На конференциях выступают педагоги, работники отдела социальной

защиты, члены врачебной квалификационной комиссии, психологи.

Подводя

итог

вышесказанному,

можно

сделать

вывод,

что

дошкольное учреждение является по сути, культурно-образовательным

центром как для детей, так и для их родителей. И от того, насколько

налажена работа в сфере взаимоотношений с родителями, насколько

эффективно включается работа с родителями в повседневную жизнь

учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей. Семьи,

осознающие важность взаимодействия с образовательным учреждением,

повышающие

свою

педагогическую

культуру,

свою

активность

в

дошкольной

жизни

своего

ребёнка,

имеют

все

шансы

вырастить

гармонично развитую личность.

Таким образом, в статье мы рассмотрели важный вопрос построения

партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников, раскрыли

методы и формы работы воспитателя с родителями.

Список литературы

1. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П Система работы

детского сада по вопросам семейного Волгоград: Панорама, 2006.143 с.

2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями

дошкольников. Санкт- Петербург. Издательство: Детство-Пресс, 2012. 96с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010. 80с.

4. Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З. Создание условий для партнерских

отношений

с

семьями

воспитанников

как

эффективная

форма

сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и

родителей с детьми // Образование: прошлое, настоящее и будущее:

материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Краснодар, февраль 2018 г.).

Краснодар: Новация, 2018. С. 25-28.

5. Партнерство дошкольной организации и семьи /Под ред. С.С. Прищепа,

Т. С. Шатверян. М.: Мозаика-Синтез, 2016.96с.

6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по

воспитанию детей 2-7 лет /Под ред. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель,

2009. 169 с.

7. Солодская О.С. Инновационные формы взаимодействия с семьёй

//Дошколёнок. ру. 2015. №12. С.6.



В раздел образования