Автор: Климова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Организация развивающей среды на участках летом
Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей среды на участках в летний период.
(консультация для воспитателей)
Подготовила Климова Н. А.
Слайд 2
Развивающая предметно-пространственная среда—это система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство
социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Слайд 3
Основными элементами предметной среды являются игровые и спортивные
площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими
наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные
средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят:
крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика
разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды
увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Выделяются несколько принципов построения и использования развивающей среды
на участках детского сада летом.
Слайд 4
В первую очередь, развивающая среда обязательно должна учитывать такие базовые
педагогические принципы, как:
1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек,
гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих
элементов и т.д.);
2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды должны быть доступны
детям для активного пользования;
3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармонизировать личность
ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному,
умственному, экологическому воспитанию и развитию;
4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способствовать
формированию системных представлений о предметном, природном, социальном
мире;
5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который заключается в
разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков,
площадок, уголков и всей территории детского сада.
Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет
озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями,
спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная
группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп
кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и
развития движений детей (ровная площадка) Все это должно иметь привлекательный
вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту
и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки,
пособия в соответствии с намеченным планом работы. Помимо игровых площадок на
участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
Слайд 5
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность
подпространств.
В центре сюжетно-ролевых и театрализованных игр оборудуется своеобразный
«кукольный уголок». Для уличного оборудования на участке необходимо
предусмотреть место для его хранения. В центре сюжетно-ролевых и
театрализованных игр располагают несколько игровых построек — макеты машин,
магазина, и прочее. Однако такие постройки не должны быть статичными,
неподвижными и занимать много места.
o
Комплект игровой мебели
o
Куклы
o
Коляски, машины и.т.д
o
Дома и мебель для маленьких кукол
o
Комплект приборов домашнего обихода (кухня, посуда, продукты, мастерская,
транспортные игрушки и др.)
o
Образные игрушки
o
Тематические игрушки
o
Пальчиковые и перчаточные куклы
o
Шапочки – маски
o
Ширмы (настольная)
Слайд 6
Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его
управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети
получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения.
Благодаря личному пространству у ребенка появляется возможность расслабиться,
устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения,
восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным,
поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Имеет место уголок площадки, который должен иметь твердое покрытие. На нем
может быть нанесена дорожная разметка, размещены атрибуты соответствующих
сюжетно - ролевых игр. Зона транспорта может служить и площадкой для игр с мячом,
скакалками, в «классики», с мелом и т. п.
Особое место занимает «Автогородок», он организовывается для того, чтобы дети
могли применить «на практике» свои знания, в игре закрепить правила поведения на
улице, умение различать дорожные знаки, использовать доступные данному возрасту
игровые виды транспорта. Стационарные объекты и оборудование площадки:
o
асфальтированные дорожки, имитирующие проезжую часть улицы города, с
разметкой, поворотами и перекрестком;
o
светофор, дорожные знаки, указатели;
o
выносное оборудование: велосипеды, машины.
Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная
познавательная практика для детей! Труд детей на огороде организуем в следующих
формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах. При
грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает
огромное влияние на гармоничное развитие детей. Как правило, подводя итоги работы
на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник
урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.
Слайд 7
Необходимо создать условия для элементов детского труда. Позаботься о том,
чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям.
o
Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки
поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд).
o
Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.
o
Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев.
o
Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев.
o
Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.
o
Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.
o
Лейки.
Слайд 8
Для игр со строительным материалом в летнее время отводится место на
утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна
находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал, развернуть строительство и
была возможность сохранить постройки. Для игр на участке лучше иметь отдельный
строительный набор, который хранят на небольших стеллажах со съемными или
выдвижными дверками. Это позволит оставлять строительный материал в течение
всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками,
необходимые для игр со строителем.
o
Деревянные конструкторы.
o
Пластмассовые конструкторы.
o
Конструкторы из мягкого пластика.
o
«ЛЕГО» конструктор.
Слайд 9
Оборудование площадки для игр с песком включает:
o
песочница с увлажнённым песком, собранным в горку;
o
совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито;
o
плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки
(машинки и прочее);
o
природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки;
o
модели построек: мосты, ворота, замки;
Слайд 10
Для развития познавательной активности, любознательности и наблюдательности,
формирования умений детей последовательно излагать свои мысли, анализировать
и делать выводы на территории детского сада создаются общефункциональные
зоны для детской исследовательской и экспериментальной деятельности
—«детская лаборатория».
o
игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и
прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки);
o
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом;
o
предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными
отверстиями, емкости разного объема, формы различной степени прозрачности.
Слайд 11
Зона для творчества. Виды активности в этой зоне могут чередоваться с
раскрашиванием картинок, чтением книг, настольными и сюжетно-ролевыми играми,
изготовлением гербариев и др.
Оборудование:
o
небольшие модули-накопители для размещения оборудования;
o
разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски,
кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин и др;
o
природный материал;
o
бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа.
Слайд 12
Спортивная площадка предназначена для свободной двигательной деятельности
детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают атрибутику для
подвижных и спортивных игр:
o
кольцебросы;
o
скакалки;
o
сетки для перебрасывания через них мячей,
o
кольца с сетками для бросания в них мячей;
o
мячи разных размеров и прочее;
o
баскетбольная стойка.
Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами (для
задерживания бит) и стенками-щитами (для игр с мячом). В этой же зоне следует
выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах. На этой площадке
организуются все подвижные игры.
Игрушки, предназначенные дли разнообразной игровой деятельности детей на
воздухе, хранятся в кладовой рядом с верандой. Дети берут игрушки сами по мере
надобности.