Автор: Рапопорт Софья Мариковна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №544
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Разработка интегрированного урока (история+математика)
Тема: Решение составных уравнений
Раздел: среднее образование
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
МАТЕМАТИКИ С ИСТОРИЕЙ
Решение уравнений
Учитель ГБОУ СОШ № 544
Рапопорт Софья Мариковна
Цели урока
1.
Повторить правила нахождения
неизвестных компонентов действий;
2.
Закрепить умение решать составные
уравнения;
3.
Развивать логическое мышление, связную
математическую речь;
4.
Прививать любовь к истории, используя
исторические сведения;
5.
Познакомить с историей Англии.
Оборудование
1.
Мультимедийный проектор
2.
Компьютерный диск с презентацией по
теме «Решение уравнений», содержащий
материал по истории Англии;
3.
Тексты задач и уравнения
4.
Музыкальный диск
Путешествие в Англию
Мы отправляемся в Англию в средние века. Исторически этот период начинается в конце Vвека и заканчивается в середине XVII века.
Сколько веков длилось средневековье?
Мы же пока остановимся на машине времени в середине XI-ого века. В это время развернулось грандиозное строительство замков. С поразительной быстротой и скоростью барские земли ощетинились башнями. А ответить на вопрос,
сколько же выстроили замков в этот период поможет ответ на следующее уравнение:
531 – X= 230
Замок строили на высоком холме в излучине реки.
Надёжно возводили могучие стены высотой 50 футов. А сколько это метров поможет узнать следующее уравнение:
75 : X = 5
Какова высота стен замка?
Стены замка имели толщину 16 футов. Сколько это метров?
75 + X = 80
Замок окружал ров, через него к воротам вёл бревенчатый мост. Мы сможем его перейти решив очередное уравнение:
X – 49 = 51
Сзади ворот оскалились острыми зубьями две подъемные решётки. Стоило их опустить, и тот, кому удавалось
прорваться за ворота, оказывался в ловушке, не успев попасть во двор. Если мы справимся с уравнениями, то эта
опасность нас минует:
X : 15 = 60
24x = 72
X + 102 = 200
Итак, опасность нас миновала и мы уже у самого замка. Вероятно, нам представляется, что комнат в замке много. Но на самом
деле их не так много, а сколько же? Поможет вам уравнение:
35 + X = 42
В замке было 3 зала, следующих один за другим, они были разделены деревянными перекрытиями, две комнаты, кухня и
оружейная.
История европейского средневековья вертелась вокруг рыцарей. Рыцарь – это прежде всего профессиональный воин. Но не
просто воин.
«Рыцарь, рейтер, шевалье» на всех языках значит «всадник».
Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом.
Всё снаряжение было весьма дорогим: ещё в конце 10-того столетия, когда расчет велся не на деньги, а на скот. Комплект
вооружения, тогда ещё не столь сложного, вместе с конём стоил некоторое число коров или кобылиц.
Решим уравнение и сможем ответить, сколько это коров и сколько кобылиц:
200 – X = 155
60 : X = 4
Эта величина стада или табуна целой деревни.
Но мало взять в руки оружие – им надо уметь отлично пользоваться. Для
этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного
возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали
носить доспехи. Известны полные комплекты для 6-8 - летних детей.
Для рыцарей считалось обязательным моральные нормы: смелость, верность
долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда и переносное
значение «рыцарь» - самоотверженный, благородный человек.
А сейчас я вам предлагаю решить задачу.
Меч средневекового рыцаря весит некоторое число
килограммов, а доспехи на 18 килограммов тяжелее меча, а
щит весит 14 килограммов. Сколько весят меч и доспехи,
если полное вооружение рыцаря весит 50 килограммов?
Запишем краткое условие:
Меч - ?
Доспехи – на 18 кг больше
Щит – 14 кг
Всего: 50 кг
Что принимаем за неизвестное число «X»?
Как обозначить вес доспехов?
Знаем ли мы вес щита?
Что означает число 50?
Составим уравнение:
X + X +18 + 14 = 50
Упростим уравнение:
2Х + 32 = 50
2Х = 50 – 32
2Х = 18
Х = 9
Можем ли мы найти вес доспехов? Как?
9 + 18 = 27
Вставка рисунка
Вставка рисунка
Нас машина времени перенесла в Англию в 70-е
года XIII века. Если мы справимся с уравнением,
то узнаем сколько было рыцарей:
( Х – 350) – 310 = 2090
Итак, во всей Англии в этот исторический
период было 2750 рыцарей.
Рыцари объединялись и создавали «Ордена». В
Европе образовалось за 200 лет с 1100 до 1300 гг.
12 рыцарских орденов.
Одним из них был немецкий орден – Тевтонский.
Вставка рисунка
Вставка рисунка
В 1237 году Тевтонский орден объединился с
Левонским и решил двинуться на завоевание
северных русских земель. Через 3 года союзники
ордена – шведы потерпели сокрушительное
поражение от князя Александра Ярославича на Неве.
В каком году состоялось сражение?
Как стали называть этого князя победившего шведов?
Александр Невский
Этого князя считают покровителем нашего города. С его
именем связано много мест в нашем городе – Александро-
Невская лавра, мост Александра Невского, станция метро и
площадь носящие его имя и многое другое.
Ещё через два года, не вняв предупреждениям после
поражения шведов на северные земли двинулся Тевтонский
орден.
Та же участь постигла и них. Погибло много рыцарей. А
сколько их погибло, вы мне ответите сами.
(Х + 340) – 15 = 715
Итак их погибло 500 человек.
План захвата русской территории потерпел крах.
Но в средние века начала развиваться и торговля. Вот
как описано это в стихотворении 13 века:
Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться
Приходится купцам в поте лица трудиться
Чтобы всё, чего в ней нет, привезть со стороны
Преследовать же их не должно без вины.
Поскольку, по морям скитаясь беспокойным,
Везут в страну товар за что любви достойны.
Загадал купец нам задачу:
Купил я 64 рулона сукна. Из них 20 рулонов сукна
белого, 13 рулонов черного, 5 красного, 19 зелёного и
несколько лазоревого. Сколько рулонов сукна
лазоревого цвета купил купец?
Составим уравнение по задаче:
20 + 13 +5 +19 +Х =64
Х = 7
За товар купцу платили щедро, правда для проезда по
владениям сеньора, торговец должен сам был платить не
единожды, раскошеливаться: проехал по мосту – плати,
перевёз тебя паромщик – плати. От этих постоянных
подсчетов купец очень устал и просит вас ему помочь,
решить за него несколько уравнений:
Самостоятельная работа
89 – (42 + у) = 21
(х – 78) – 72 = 36
8 (х – 12) = 72
(х + 25) : 10 = 70
ИТОГ УРОКА
Итак, мы побывали с вами в средних веках. А
узнать нам много нового помогли решённые
вами уравнения. Много нового вы узнали из
истории средних веков. Чтобы лучше
представить себе рыцарей доспехах, я советую
вам посетить Рыцарский зал в
Государственном Эрмитаже.
Домашнее задание
Я предлагаю вам решить одну задачу:
Один всадник едет в другой замок и проезжает в день по сорок вёрст,
а другой всадник едет ему навстречу из другого замка и в день
проезжает по \тридцать верст. Расстояние между замками
семьсот верст. Через сколько дней рыцари смогут встретиться на
турнире?