Напоминание

Развитие речевого дыхания


Автор: Балакирева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие речевого дыхания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые приемы и

упражнения для

формирования

воздушной струи у

детей с ТНР

Физиологические особенности

дыхания у детей с ТНР

Поверхностное,

верхнереберного типа

Неустойчивый ритм (легко

нарушается при

физических и

эмоциональных нагрузках)

Объем легких существенно

ниже возрастной нормы

Речь детей с ТНР имеет следующие

особенности :

отмечаются задержки, судорожные

сокращения мышц диафрагмы и

грудной клетки, дополнительные

вдохи, низкий объем выдыхаемого

воздуха.

Произнесение слов и фраз происходит

как на вдохе так и на выдохе

Близкое окружение детей с ТНР замечают

лишь внешние проявления нарушений

речи (отсутствие, замены звуков в речи)

не осознавая всю важность формирования

полноценной речевой деятельности.

Одной из важных задач в работе с детьми

с ТНР является нормализация процесса

речевого дыхания. Поэтому если мы хотим

успешно преодолеть речевые нарушения

работу необходимо начинать с обучению

правильному речевому дыханию.

Направления работы для

нормализации речевого

дыхания:

1.Сформировать сильный

плавный ротовой выдох

2.Развитие способности

направлять воздушную струю в

нужном направлении

Выдоху предшествует сильный вдох через

нос

Выдох происходит плавно, а не толчками

Губы складывать трубочкой, не следует

сжимать губы, надувать щеки

Нельзя допускать выхода воздуха через нос

Выдыхать следует пока не закончится

воздух

Правильный ротовой выдох

Дыхательные упражнения должны

быть ограничены по времени, так

как могут вызвать головокружение,

а так же их выполнение требует

большой сосредоточенности. В

презентации представлены игры и

упражнения, которые мы

используем в своей работе

ежедневно.

Музыкальная бутылочка» .

Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку , высотой не более 10

см . Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем

медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается

интересный свистящий звук.

«Катись карандаш».

Нужно положить карандаш на стол, а затем с силой на него подуть.

«Буль –буль».

В стакан наливаем воду и ставим в нее коктейльную трубочку. Дуем на

воду в стакане. Затем можно сделать целую бурю в стакане.

«Футбол» .

Из ваты или фольги делаем небольшой «мячик». Из кубиков. Палочек

или карандашей делаем импровизированные ворота. Стараемся забить

мяч из кусочка ваты в ворота.

Игры на каждый день, без

специального оборудования:

Игры , направленные на развитие речевого

выдоха

«Вертушка». Для этой игры необходимо приобрести специальную вертушку.

Плавно дуем на игрушку, заставляя ее вращаться

«Мыльные пузыри». Выдуваем мыльные пузыри. Можно посоревноваться: у

кого будет самый большой пузырь, кто выдует на одном выдохе больше

пузырей.

«Полицейский на посту», «Дудочка», «Народные свистелки». Дуем в свисток,

или играем на музыкальных инструментах.

«Воздушный шарик». Упражняемся в надувании воздушных шариков, разных

размеров и плотности.

«Слоненок».

Складываем из бумаги слоненка, рисуем глазки,

отдельно приклеиваем хобот, просовываем

трубочку от коктейля и дуем. Каждый ребенок

может собственными руками сделать игрушку.

Интересно и полезно.

«Ракета».

Складываем из бумаги ракету, прикрепляем к

основание трубочку( можно использовать трубочки

разного размера). С силой дуем, ракета взлетает.

Игры своими руками для развития дыхания

Игры из поделок оригами.

«

Прожорливая лягушка».

Вырезаем круг, делаем надрез до центра, складываем

«куполом». Вырезаем и наклеиваем глазки и зубы, в центр

просовываем трубочку», делаем шарик можно из ваты,

фольги и кладем в центр. При сильном выдохе шарик будет

парить над мордочкой.

«Солнечная карусель»

В игру играют парами. Вырезает два кружка, одинакового

размера, делаем по всему радиусы надрезы, загибаем в

одном направлении, украшаем глазками и ртом. Делаем

отверстия в коробке, фиксируя «солнышки». Берем 2

трубочки и запускаем карусель. Внутри можно хранить

трубочки.

«Бабочки порхают»

Вырезаем несколько бабочек, приклеиваем на ниточки

разной длины, делаем красивый задний фон, предлагаем

ребенку подуть, узнать умеют ли бабочки летать? Можно

использовать просто бабочку на веревочке.

«Прятки»

На зип – пакет приклеиваем дождик. Внутрь прячем

любое изображение, можно работать с героями сказок,

можно проводить работу в рамках лексической темы.

Ребенку предлагается подуть и определить кто же

спрятался за ширмой. Можно использовать трубочки для

коктейле, для более направленного речевого выдоха.

В данной презентации было представлена лишь

небольшая часть игр и упражнений на формирования

речевого дыхания. Наша коллекция будет постоянно

совершенствоваться и пополнятся. Главное, необходимо

помнить о том, что развитие дыхания играет большую

роль в воспитании правильной речи детей.



В раздел образования