Напоминание

Формирование произносительной культуры речи младших школьников на уроках русского языка


Автор: Лукьянова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ г Владимира
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Формирование произносительной культуры речи младших школьников на уроках русского языка
Дата публикации: 10.06.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование произносительной

Формирование произносительной

культуры речи младших школьников на

культуры речи младших школьников на

уроках русского языка

уроках русского языка

Из «П

Из «П

римерной основной образовательной

римерной основной образовательной

программы начального общего образования по

программы начального общего образования по

курсу «Русский язык

курсу «Русский язык

»:

»:

Одним из важнейших направлений работы учителя

Одним из важнейших направлений работы учителя

по формированию культуры речи является

по формированию культуры речи является

развитие и совершенствование произносительной

развитие и совершенствование произносительной

культуры речи младших школьников .

культуры речи младших школьников .

Произносительная культура речи имеет важное

Произносительная культура речи имеет важное

социальное значение, так как обеспечивает

социальное значение, так как обеспечивает

быстроту, легкость, эффективность общения,

быстроту, легкость, эффективность общения,

способствует лучшей передаче мыслей и чувств.

способствует лучшей передаче мыслей и чувств.

Объект исследования

Объект исследования

- речевая деятельность

- речевая деятельность

младших школьников на уроках русского языка и

младших школьников на уроках русского языка и

литературного чтения.

литературного чтения.

Предмет исследования

Предмет исследования

- процесс формирования

- процесс формирования

произносительной культуры речи младших

произносительной культуры речи младших

школьников.

школьников.

Цель исследования

Цель исследования

: определение путей развития

: определение путей развития

произносительной культуры речи младших

произносительной культуры речи младших

школьников.

школьников.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования

Эффективность процесса совершенствования и развития

Эффективность процесса совершенствования и развития

произносительной культуры речи младших школьников будет

произносительной культуры речи младших школьников будет

возможна, если в процессе обучения учтены следующие

возможна, если в процессе обучения учтены следующие

положения:

положения:

1) в качестве ведущего метода работы по формированию

1) в качестве ведущего метода работы по формированию

произносительной

культуры

младших

школьников

произносительной

культуры

младших

школьников

выступает метод опоры на речевой слух;

выступает метод опоры на речевой слух;

2)

учёт

индивидуальных

произносительных

2)

учёт

индивидуальных

произносительных

особенностей речи учащихся;

особенностей речи учащихся;

3)

использование

специальных

речевых

упражнений

и

3)

использование

специальных

речевых

упражнений

и

специального дидактического материала, формирующих

специального дидактического материала, формирующих

произносительную культуру речи учащихся.

произносительную культуру речи учащихся.

1)

определить

методические

условия

1)

определить

методические

условия

успешного

формирования

произносительных

успешного

формирования

произносительных

норм у младших школьников;

норм у младших школьников;

2)

выявить

орфоэпические

ошибки,

2)

выявить

орфоэпические

ошибки,

допускаемые учащимися начальной школы;

допускаемые учащимися начальной школы;

3) определить наиболее эффективные виды

3) определить наиболее эффективные виды

упражнений

по

формированию

упражнений

по

формированию

произносительной

культуры

речи

младших

произносительной

культуры

речи

младших

школьников

и

апробировать

их

в

учебном

школьников

и

апробировать

их

в

учебном

процессе.

процессе.

Задачи исследования:

Методы исследования

Методы исследования

:

:

- теоретические методы: анализ

- теоретические методы: анализ

лингвистической, методической,

лингвистической, методической,

педагогической литературы;

педагогической литературы;

- эмпирические методы: педагогическое

- эмпирические методы: педагогическое

наблюдение, педагогический эксперимент,

наблюдение, педагогический эксперимент,

анкетирование, индивидуальные и

анкетирование, индивидуальные и

фронтальные беседы с учащимися;

фронтальные беседы с учащимися;

-анализ продуктов речевой деятельности

-анализ продуктов речевой деятельности

учащихся;

учащихся;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Теоретическую базу нашей работы

Теоретическую базу нашей работы

составили лингвометодические труды таких

составили лингвометодические труды таких

ученых, как

ученых, как

Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов,

Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов,

Т. А. Ладыженская, А. А. Бондаренко и

Т. А. Ладыженская, А. А. Бондаренко и

другие.

другие.

Их исследования позволили выделить

Их исследования позволили выделить

основные понятия нашей работы:

основные понятия нашей работы:

культура

культура

речи, произносительная культура речи,

речи, произносительная культура речи,

правильность речи, хорошая речь.

правильность речи, хорошая речь.

Основные понятия

Основные понятия

Культура речи

Культура речи

(Д. Э. Розенталь)- нормативность речи, её соответствие

(Д. Э. Розенталь)- нормативность речи, её соответствие

требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в

требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в

определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения,

определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения,

словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний

словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний

предложений.

предложений.

Правильность речи

Правильность речи

(В. В. Виноградов)- соблюдение языковых норм,

(В. В. Виноградов)- соблюдение языковых норм,

свойственных литературному языку.

свойственных литературному языку.

Хорошая речь

Хорошая речь

(А. А. Бондаренко)- это речь богатая, точная, выразительная.

(А. А. Бондаренко)- это речь богатая, точная, выразительная.

Произносительная культура речи

Произносительная культура речи

(Гольдин В. Е.)- это хорошая дикция,

(Гольдин В. Е.)- это хорошая дикция,

отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии –

отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии –

произносительных норм литературного языка. Умение говорить (и читать!)

произносительных норм литературного языка. Умение говорить (и читать!)

выразительно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

выразительно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

ГЛАВА 2. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА

ПРЕДМЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задачи программы ФГОС по формированию

Задачи программы ФГОС по формированию

произносительной культуры речи

произносительной культуры речи

1. Развитие речи и способности выбирать средства языка

1. Развитие речи и способности выбирать средства языка

в соответствии с условиями общения.

в соответствии с условиями общения.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к

русскому языку.

русскому языку.

3. Формирование правильной устной и письменной речи.

3. Формирование правильной устной и письменной речи.

4. Усвоение норм русского языка и правил речевого

4. Усвоение норм русского языка и правил речевого

этикета.

этикета.

5. Усвоение норм литературного произношения.

5. Усвоение норм литературного произношения.

Содержание орфоэпической работы в начальных классах

Содержание орфоэпической работы в начальных классах

определяется следующими правилами литературного

определяется следующими правилами литературного

произношения:

произношения:

произношение сочетания

произношение сочетания

чт

чт

в местоимении

в местоимении

что

что

и его

и его

производных;

производных;

произношение сочетания

произношение сочетания

чн

чн

в отдельных словах:

в отдельных словах:

скучно,

скучно,

нарочно, скворечник;

нарочно, скворечник;

произношение сочетания

произношение сочетания

щн

щн

в имени существительном

в имени существительном

помощник;

помощник;

произношении слова

произношении слова

сегодня

сегодня

и окончания – ого/ -его;

и окончания – ого/ -его;

произношение твердых и мягких согласных перед

произношение твердых и мягких согласных перед

е

е

в

в

заимствованных словах:

заимствованных словах:

шоссе, музей

шоссе, музей

и т. д.

и т. д.

Состояние произносительной культуры речи младших

Состояние произносительной культуры речи младших

школьников

школьников

Анализ методической литературы позволил сделать вывод

Анализ методической литературы позволил сделать вывод

о состоянии произносительной культуры речи младших

о состоянии произносительной культуры речи младших

школьников. Согласно исследованиям А. А. Бондаренко

школьников. Согласно исследованиям А. А. Бондаренко

учащиеся начальных классов допускают в своей речи такие

учащиеся начальных классов допускают в своей речи такие

ошибки, как:

ошибки, как:

1)

орфоэпические

ошибки,

вызываемые

влиянием

1)

орфоэпические

ошибки,

вызываемые

влиянием

написания слова;

написания слова;

2) орфоэпические ошибки просторечного характера;

2) орфоэпические ошибки просторечного характера;

3) орфоэпические ошибки диалектного происхождения.

3) орфоэпические ошибки диалектного происхождения.

Состояние произносительной культуры речи

Состояние произносительной культуры речи

младших школьников(из опыта

младших школьников(из опыта

экспериментального исследования)

экспериментального исследования)

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Количество учащихся 2 класса, допустивших ошибки в

Количество учащихся 2 класса, допустивших ошибки в

произношении слов

произношении слов

95%

5%

38%

62%

58%

42%

2%

98%

40%

60%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

свекла

звонит

торты

банты

столяр

диаграмма

неправильно

правильно

Диаграмма 2

Диаграмма 2

Количество учащихся 2-го класса, допустивших ошибки в

Количество учащихся 2-го класса, допустивших ошибки в

произношении слов.

произношении слов.

Диаграмма 3

Диаграмма 3

Слова, используемые школьниками для выражения

Слова, используемые школьниками для выражения

положительных эмоций.

положительных эмоций.

40%

26%

11%

10%

7%

3%

2%

1%

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

Круто

Здорово

Клево

Класс

Супер

Отлично

Великолепно

Красиво

Культура речи

Диаграмма 4

Диаграмма 4

Слова, используемые школьниками для выражения

Слова, используемые школьниками для выражения

приветствий.

приветствий.

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

привет

здравствуй

здорово

Ряд1

Анализ упражнений учебников А. В. Поляковой на

предмет наличия в них специальных заданий по

формированию произносительной культуры речи

1. Упражнения, направленные на определение и

1. Упражнения, направленные на определение и

выделение ударного слога; на формирование

выделение ударного слога; на формирование

умений определять ударный слог; ставить ударение

умений определять ударный слог; ставить ударение

и произносить слова в соответствии с нормами

и произносить слова в соответствии с нормами

ударения.

ударения.

2. Упражнения, направленные на произношение

2. Упражнения, направленные на произношение

слов, соответствующих и противоречащих

слов, соответствующих и противоречащих

написанию.

написанию.

3. Упражнения, направленные на орфоэпическое

3. Упражнения, направленные на орфоэпическое

произношение слов с безударными гласными;

произношение слов с безударными гласными;

парными по глухости-звонкости согласными на

парными по глухости-звонкости согласными на

конце слова; с непроизносимыми согласными.

конце слова; с непроизносимыми согласными.

Виды упражнений, способствующих формированию

Виды упражнений, способствующих формированию

произносительной культуры речи (опыт экспериментальной

произносительной культуры речи (опыт экспериментальной

работы в школе)

работы в школе)

I

I

Упражнения в произношении слов, соответствующих

Упражнения в произношении слов, соответствующих

написанию.

написанию.

1. Договори слово, соблюдая рифму:

1. Договори слово, соблюдая рифму:

«А», как лесенка, стоит

«А», как лесенка, стоит

Перед входом в … (алфавит)

Перед входом в … (алфавит)

Был бы друг,

Был бы друг,

Будет и … (досуг).

Будет и … (досуг).

2. Прочитай имена существительные и определи их число:

2. Прочитай имена существительные и определи их число:

торт,

торт,

бант, столяр, доска, шарф

бант, столяр, доска, шарф

.

.

Поставь данные имена существительные во множественное число,

Поставь данные имена существительные во множественное число,

подчеркни ударный слог.

подчеркни ударный слог.

II

II

Упражнения в чтении слов по таблице- словарю

Упражнения в чтении слов по таблице- словарю

«Произноси правильно»

«Произноси правильно»

.

.

1. Прочитай правильно.

1. Прочитай правильно.

(Что сделать?) начаʹть.

(Что сделать?) начаʹть.

(Что сделали?) наʹчали.

(Что сделали?) наʹчали.

(Что сделала?) началаʹ.

(Что сделала?) началаʹ.

(Что сделал?) наʹчал.

(Что сделал?) наʹчал.

По приведенному примеру образуй формы глагола

По приведенному примеру образуй формы глагола

«понять»,

«понять»,

поставь ударение.

поставь ударение.

2. Прочитай слова. К какой части речи они относятся.

2. Прочитай слова. К какой части речи они относятся.

Поставь ударение в каждом слове.

Поставь ударение в каждом слове.

Стереть - сотрешь, сотру;

Стереть - сотрешь, сотру;

Бежать - бежишь, бегу;

Бежать - бежишь, бегу;

Махать - машешь, машу;

Махать - машешь, машу;

Плескать - плещешь, плещу

Плескать - плещешь, плещу

III

III

Упражнения с "Орфоэпическим словарём"

Упражнения с "Орфоэпическим словарём"

.

.

1. Прочитай слова сначала орфографически, затем

1. Прочитай слова сначала орфографически, затем

орфоэпически:

орфоэпически:

что, чтобы, почтальон;

что, чтобы, почтальон;

сказочный, скучный, огуречный.

сказочный, скучный, огуречный.

Какое слово лишнее в каждой строке (почтальон

Какое слово лишнее в каждой строке (почтальон

,

,

скучный)?

скучный)?

Проверь произношение каждого слова по орфоэпическому

Проверь произношение каждого слова по орфоэпическому

словарю.

словарю.

2. Прочитай слова:

2. Прочитай слова:

игрушечный, сестричка,

игрушечный, сестричка,

скучный, будничный, речной, конечно,

скучный, будничный, речной, конечно,

скворечник, удочка

скворечник, удочка

.

.

Проверь по орфоэпическому словарю, как надо правильно

Проверь по орфоэпическому словарю, как надо правильно

произносить эти слова.

произносить эти слова.

IV

IV

Упражнения, способствующие выработке правильной

Упражнения, способствующие выработке правильной

дикции

дикции

.

.

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки,

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки,

стараясь максимально удлинять каждый звук на одном

стараясь максимально удлинять каждый звук на одном

выдохе:

выдохе:

А – О – У – Э – Ы – И

А – О – У – Э – Ы – И

2. Произнеси скороговорку с постепенно увеличивающимся

2. Произнеси скороговорку с постепенно увеличивающимся

темпом:

темпом:

Во дворе трава, на траве дрова

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

свекла

звонит

торты

банты

столяр

2 класс

3 класс

Результаты состояния произносительной

культуры речи

Диаграмма 5

Сравнительный анализ правильных ответов

(2019 г. и 2020 г.)

Сравнительный анализ наиболее частотных ошибок

в произношении слов (2019 г. и 2020 г.)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2 класс

3 класс

Диаграмма 6

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили

подтвердить выдвинутую гипотезу, согласно которой

подтвердить выдвинутую гипотезу, согласно которой

эффективность процесса совершенствования и развития

эффективность процесса совершенствования и развития

произносительной культуры речи младших школьников будет

произносительной культуры речи младших школьников будет

возможна, если в процессе обучения учтены следующие

возможна, если в процессе обучения учтены следующие

положения:

положения:

в качестве ведущего метода работы по формированию

в качестве ведущего метода работы по формированию

произносительной

культуры

младших

школьников

произносительной

культуры

младших

школьников

выступает метод опоры на речевой слух;

выступает метод опоры на речевой слух;

учёт индивидуальных произносительных особенностей

учёт индивидуальных произносительных особенностей

речи учащихся;

речи учащихся;

использование

специальных

речевых

упражнений

и

использование

специальных

речевых

упражнений

и

специального

дидактического

материала,

формирующих

специального

дидактического

материала,

формирующих

произносительную культуру речи учащихся.

произносительную культуру речи учащихся.



В раздел образования