Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПО


Автор: Давыдова Эльвира Веняминовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья «Патриотическое воспитание в условиях СПО»

В

данной

статье

описывается

как

происходит

патриотическое

воспитание в СПО, какие формируются личностные качества у студентов.

Преподаватель спецдисциплин: Давыдова Э.В.

ГБПОУ РО «ВТИТБиД» имени В.В. Самарского

Идея

патриотизма,

во

все

времена,

занимала

особое

место

в

формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего

десятилетия

ХХ

века,

она

все

больше

деформировалась,

обрастая

идеологическими и политическими наслоениями.

Сегодня стало очевидно, что в обществе, поглощенном проблемами

неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются

социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и

ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому

профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования,

должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому

студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности,

обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества,

коими являются гражданственность и патриотизм.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке,

искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать

объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.

Слова

«патриот»,

«патриотизм»,

«гражданин»

греческого

происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском

лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий

произошло из французского языка.

Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм

человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда

объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку.

1

Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из

немногих, что сохранились у людей от первобытного прошлого. Мы всегда

болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою

территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали

защитную реакцию – патриотизм.

Таким образом, патриотизм является элементом как общественного,

так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания

патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за

свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне

общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и

государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая

формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры

каждой конкретной нации.

Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной

чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как

формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными

врагами за много национальное Отечество. Российский патриотизм как

высшая

духовная

ценность

передается

от

поколения

к

поколению.

Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа,

терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа

российского феномена толерантности, не встречающаяся ни в одном

полиэтническом государстве.

Проявления патриотизма могут быть самыми различными

Проведенные

в

различных

регионах

России

социологические

исследования показали следующее:

42% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине;

20% - семье и своим близким;

18% - к своему городу, селу, дому;

10% - к отечественной культуре;

9% - к своему народу;

2

1% - негативно относится к феномену патриотизма.

Одним из нормативных документов по патриотическому воспитанию

на

современном

этапе

развития

российского

общества

является

государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Согласно

программе,

основными

субъектами

гражданского

и

патриотического воспитания стали: семья, ближайшее социальное окружение

молодого

человека,

школа,

профессиональные

учебные

заведения,

учреждения

дополнительного

образования,

военно-спортивные

клубы,

производственные коллективы, средства массовой информации, религиозные

организации, государственные органы, осуществляющие патриотическое

воспитание.

В

Концепции

модернизации

гражданского

воспитания

сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у учащихся

правового

самосознания,

толерантности,

способности

к

успешной

социализации в обществе, активной жизненной позиции, гражданской

ответственности и гражданской компетентности.

Гражданская компетентность личности есть совокупность готовности и

способностей, позволяющих ей эффективно реализовать гражданские права и

обязанности в демократическом обществе, применять свои знания и умения

на практике.

Понятие «гражданское образование» и «патриотическое воспитание»

взаимозависимы, их цели и задачи реализуются через организацию учебных

курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.

В нашем техникуме проводился опрос «Считаете ли вы себя

патриотом?»:

39% студентов ответили «да»;

52% - частично;

9% - «не знаю»;

0% - «нет».

3

На вопрос «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на

формирование

ваших

патриотических

чувств?»

студенты

ответили

следующее:

30% - СМИ;

24% - техникум;

20% - окружающие люди и друзья;

17% - родители;

6% - органы власти;

3% - другое.

Студентам было предложено закончить следующие предложения:

Каждый из нас верит …

Каждый из нас готов …

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но

… Ответы студентов.

Каждый из нас верит «… в себя, в друзей, в любовь, в благородство, в

справедливость, что сдаст все экзамены и закончит техникум, в чудеса и

прогресс, в счастливое будущее, в президента, во власть денег в мире, в то,

что власть станет хоть немного честнее, что цель будет достигнута, что

Россия станет лучше…»

Каждый из нас готов «… окончить профессиональное учебное

заведение, помочь другу, к труду к взрослой жизни, стать немного лучше,

быть честным, создать семью, поступить в ВУЗ, стремиться к своей цели,

мечте, интересной работе, бороться с жизненными трудностями и отстаивать

свою точку зрения. Каждый из нас готов к худшему, пожертвовать чем-либо

ради другого, создать из России великую державу, к выборам, защищать

Родину, свою семью и пойти на войну, если позовут …»

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но «… и с

правдой на устах, идеями, высоким уровнем образования людей, знаниями,

умом, средствами дипломатии и сотрудничества …»

4

Согласно данному исследованию, иерархия ценностей студентов

техникума выглядит следующим образом: на 1-м месте – общечеловеческие

ценности, на 2-м – гражданские, христианские ценности на последнем месте.

Таким образом, актуальной остается проблема воспитания у молодежи

готовности при необходимости защитить Родину.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в

Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на

2016-2020 г» и «Концепции патриотического воспитания граждан РФ».

В Концепции патриотического воспитания его целью определено

развитие

в

российском

обществе

высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности,

духовности,

становление

граждан,

обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить

их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,

обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне

следующих личностных качеств:

Любовь к Родине;

Готовность выполнить конституционный долг;

Патриотическое мировоззрение;

Установки и ценности;

Социальная толерантность.

Формы

работы

по

воспитанию

патриотизма

в

нашем

профессиональном образовательном учреждении довольно традиционны:

уроки

истории,

литературы,

обществознания

всегда

были

призваны

способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.

Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на

патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение

музеев; выпуск газет; конкурсы рисунков и плакатов; изучение истории

своей семьи и семейных традиций; военно-спортивные игры, сборы; встречи

5

с

работниками

военкомата,

ветеранами

войны;

месячник

защитника

Отечества.

Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном

учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.

Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего

техникума виды деятельности: трудовые десанты, уход за зелеными

насаждениями,

экологические

субботники,

спортивные

соревнования,

поздравления ветеранов ВОВ на дому и в стенах техникума.

Включение

студентов

в

разнообразные

виды

практической

деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.

6



В раздел образования