Автор: Давыдова Эльвира Веняминовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПО
Раздел: среднее профессиональное
Статья «Патриотическое воспитание в условиях СПО»
В
данной
статье
описывается
как
происходит
патриотическое
воспитание в СПО, какие формируются личностные качества у студентов.
Преподаватель спецдисциплин: Давыдова Э.В.
ГБПОУ РО «ВТИТБиД» имени В.В. Самарского
Идея
патриотизма,
во
все
времена,
занимала
особое
место
в
формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего
десятилетия
ХХ
века,
она
все
больше
деформировалась,
обрастая
идеологическими и политическими наслоениями.
Сегодня стало очевидно, что в обществе, поглощенном проблемами
неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются
социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и
ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому
профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования,
должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому
студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности,
обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества,
коими являются гражданственность и патриотизм.
Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке,
искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать
объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.
Слова
«патриот»,
«патриотизм»,
«гражданин»
греческого
происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском
лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий
произошло из французского языка.
Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм
человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда
объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку.
1
Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из
немногих, что сохранились у людей от первобытного прошлого. Мы всегда
болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою
территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали
защитную реакцию – патриотизм.
Таким образом, патриотизм является элементом как общественного,
так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания
патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за
свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне
общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и
государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая
формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры
каждой конкретной нации.
Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной
чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как
формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными
врагами за много национальное Отечество. Российский патриотизм как
высшая
духовная
ценность
передается
от
поколения
к
поколению.
Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа,
терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа
российского феномена толерантности, не встречающаяся ни в одном
полиэтническом государстве.
Проявления патриотизма могут быть самыми различными
Проведенные
в
различных
регионах
России
социологические
исследования показали следующее:
42% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине;
20% - семье и своим близким;
18% - к своему городу, селу, дому;
10% - к отечественной культуре;
9% - к своему народу;
2
1% - негативно относится к феномену патриотизма.
Одним из нормативных документов по патриотическому воспитанию
на
современном
этапе
развития
российского
общества
является
государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Согласно
программе,
основными
субъектами
гражданского
и
патриотического воспитания стали: семья, ближайшее социальное окружение
молодого
человека,
школа,
профессиональные
учебные
заведения,
учреждения
дополнительного
образования,
военно-спортивные
клубы,
производственные коллективы, средства массовой информации, религиозные
организации, государственные органы, осуществляющие патриотическое
воспитание.
В
Концепции
модернизации
гражданского
воспитания
сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у учащихся
правового
самосознания,
толерантности,
способности
к
успешной
социализации в обществе, активной жизненной позиции, гражданской
ответственности и гражданской компетентности.
Гражданская компетентность личности есть совокупность готовности и
способностей, позволяющих ей эффективно реализовать гражданские права и
обязанности в демократическом обществе, применять свои знания и умения
на практике.
Понятие «гражданское образование» и «патриотическое воспитание»
взаимозависимы, их цели и задачи реализуются через организацию учебных
курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.
В нашем техникуме проводился опрос «Считаете ли вы себя
патриотом?»:
39% студентов ответили «да»;
52% - частично;
9% - «не знаю»;
0% - «нет».
3
На вопрос «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на
формирование
ваших
патриотических
чувств?»
студенты
ответили
следующее:
30% - СМИ;
24% - техникум;
20% - окружающие люди и друзья;
17% - родители;
6% - органы власти;
3% - другое.
Студентам было предложено закончить следующие предложения:
Каждый из нас верит …
Каждый из нас готов …
Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но
… Ответы студентов.
Каждый из нас верит «… в себя, в друзей, в любовь, в благородство, в
справедливость, что сдаст все экзамены и закончит техникум, в чудеса и
прогресс, в счастливое будущее, в президента, во власть денег в мире, в то,
что власть станет хоть немного честнее, что цель будет достигнута, что
Россия станет лучше…»
Каждый из нас готов «… окончить профессиональное учебное
заведение, помочь другу, к труду к взрослой жизни, стать немного лучше,
быть честным, создать семью, поступить в ВУЗ, стремиться к своей цели,
мечте, интересной работе, бороться с жизненными трудностями и отстаивать
свою точку зрения. Каждый из нас готов к худшему, пожертвовать чем-либо
ради другого, создать из России великую державу, к выборам, защищать
Родину, свою семью и пойти на войну, если позовут …»
Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но «… и с
правдой на устах, идеями, высоким уровнем образования людей, знаниями,
умом, средствами дипломатии и сотрудничества …»
4
Согласно данному исследованию, иерархия ценностей студентов
техникума выглядит следующим образом: на 1-м месте – общечеловеческие
ценности, на 2-м – гражданские, христианские ценности на последнем месте.
Таким образом, актуальной остается проблема воспитания у молодежи
готовности при необходимости защитить Родину.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2016-2020 г» и «Концепции патриотического воспитания граждан РФ».
В Концепции патриотического воспитания его целью определено
развитие
в
российском
обществе
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности,
духовности,
становление
граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить
их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне
следующих личностных качеств:
Любовь к Родине;
Готовность выполнить конституционный долг;
Патриотическое мировоззрение;
Установки и ценности;
Социальная толерантность.
Формы
работы
по
воспитанию
патриотизма
в
нашем
профессиональном образовательном учреждении довольно традиционны:
уроки
истории,
литературы,
обществознания
всегда
были
призваны
способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.
Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на
патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение
музеев; выпуск газет; конкурсы рисунков и плакатов; изучение истории
своей семьи и семейных традиций; военно-спортивные игры, сборы; встречи
5
с
работниками
военкомата,
ветеранами
войны;
месячник
защитника
Отечества.
Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном
учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.
Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего
техникума виды деятельности: трудовые десанты, уход за зелеными
насаждениями,
экологические
субботники,
спортивные
соревнования,
поздравления ветеранов ВОВ на дому и в стенах техникума.
Включение
студентов
в
разнообразные
виды
практической
деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.
6