Напоминание

Формы, методы и методики применяемые для обучения детей с овз


Автор: Татьяна Михайловна Палагина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОШИ 1
Населённый пункт: БИЙСК
Наименование материала: Статья
Тема: Формы, методы и методики применяемые для обучения детей с овз
Раздел: среднее образование





Назад




Формы, методы и методики применяемые для обучения

детей с овз

Метод обучения

– это способ педагогического воздействия,

который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой

целостную структуру. Методика обучения представляет собой

совокупность определенного содержания и методов

(педагогическая технология).

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций.

Существует несколько классификаций методов обучения:

Для специальной педагогики особое значение имеет

классификация методов с учетом целостного подхода к процессу

обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три

группы методов. I группа – методы организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов

включает в себя: -словесные, наглядные и практические

(передача и восприятие учебной информации – источник знаний);

-индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); -

репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); -

самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II

группа – методы стимулирования и контроля. III группа – методы

контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация

методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу

классификации автор взял виды деятельности учителя и

учащихся. Им выделены следующие методы обучения: -

коммуникативный; -познавательный; -преобразовательный; -

систематизирующий; -контрольный Недостатки развития

познавательной деятельности учащихся специальных

образовательных учреждений (особенно мышления и речи,

сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют

использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются

словесные, наглядные, практические методы обучения.

Возможности их использования достаточно подробно с позиций

коррекционной дидактики раскрыли А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев,

И.Г.Еременко и др. Особенности применения наглядных,

словесных, практических методов в работе с проблемными

детьми. По способу передачи информации выделяют три группы

методов: 1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение

и демонстрация. Наблюдение – это целенаправленное

восприятие объекта или явления, оно специально планируется

педагогом. Может быть кратковременное или длительное,

постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или

действия. Существуют наглядные средства, для демонстрации

такие, как: — средства предметной наглядности (реальные

предметы или их копии); — средства образной наглядности

(иллюстрации, слайды, фильмы); — условно-символические

средства (формулы, символы, схемы) В работе с проблемными

детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно

на начальных этапах работы. При их применении следует

помнить такие особенности детей, как: замедленный темп

восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность

восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в

реалистическом стиле. В коррекционной работе с проблемными

детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной

основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы

чувств.

2. Словесные методы. Рассказ – это монолог педагога,

содержащий учебную информацию. Беседа – это диалог

учителя и ученика. Объяснение – это комментарий, в котором

раскрываются скрытые от непосредственного восприятия

существенные признаки, связи, отношения. Рассказ должен быть

лаконичным, четким, изложение материала требует

эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко

формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в

восприятии и переработке вербальной информации, у

большинства из них страдает речевое развитие, поэтому

словесные методы следует сочетать с применением наглядных и

практических.

3. Практические методы. — упражнения (устные и письменные);

— продуктивная деятельность; — опытно-экспериментальная

деятельность. — элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в

практике специального образования. Особое значение они имеют

для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с

нарушениями слуха специально предусматривается предметно-

практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы

обучения используются специальной педагогикой особым

образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание

методов и приемов, более других отвечающих особым

образовательным потребностям ученика и

специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух,

зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся

значительно сужены возможности полноценного восприятия

слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной

информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в

умственном развитии также не дают возможности полноценного

осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение

поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно

передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать

учебную информацию в доступном для обучающихся виде,

опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы

организма. Как уже отмечалось, на начальных этапах

обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее

практические и наглядные методы, формирующие

сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем

мире. Методы словесной передачи учебной информации

выступают как дополнительные. На последующих этапах

обучения словесные методы выдвигаются на первый план. Одной

их общих особенностей интеллектуального развития детей с

последствиями раннего органического поражения ЦНС является

преобладание наглядных видов мышления. Формирование

словесно-логического мышления затруднено, что, в свою

очередь, значительно ограничивает возможности использования

в образовательном процессе логических и гностических методов,

в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от

частного к общему), а также методам объяснительно-

иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым. Для

ряда категорий детей с особыми образовательными

потребностями метод работы с учебником также имеет

определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и

интеллектуального развития обучающихся в начальных классах

объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как

для полноценного усвоения материала детям необходима

собственная предметно-практическая деятельность,

подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими

образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются

замедленность восприятия, существенная зависимость от

прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия

деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности

в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно

точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при

реализации наглядных методов обучения, педагог не только

демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен

организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей

способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и

закреплять свой практический опыт в слове. Разновидностью

практического метода обучения является

использование дидактических игр и занимательных упражнений.

Они же выступают как метод стимуляции и активизации

познавательной деятельности детей. Использование игры в

качестве способа обучения детей с ограниченными

возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток

жизненного и практического опыта, недостаточность психических

функций, значимых для развития воображения, фантазии,

речевого оформления игры,интеллектуальные

нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре,

а затем постепенного включения игры как метода обучения в

коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда

используется сложное сочетание нескольких методов и приемов

работы в целях достижения максимального коррекционно-

педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их

адекватность той или иной педагогической ситуации и

определяют специфику процесса специального образования. В

специальной педагогике процесс воспитания проходит в

осложненных условиях: необходимо не только решать

общепринятые в системе образования воспитательные задачи,

но иобеспечивать удовлетворение особых потребностей в

воспитании применительно к каждой категории лиц с

отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по

причине первичного или последующих отклонений в развитии

социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и

иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется

предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития

данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка,

детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с

отклонениями в развитии имеют специфику в применении. Метод

приучения и упражнения используется при формировании

устойчивых навыков социального поведения, санитарно-

гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков

самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные

методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в

сочетании с различными информационными методами.

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит

как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных

возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную

значимость имеют методы, которые позволяют опираться на

визуальную информацию, сопровождаемую комментариями,

разъяснениями педагога, а также эффективно использовать

примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть,

что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с

отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения,

привычки педагога, воспитателя являются долгое время

образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и

неоспоримым.

Побудительно-оценочные методы {поощрение, наказание) также

реализуются в практически-действенном варианте,

сопровождаемом доступным для ребенка словесным

поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным.

Причем степень материальной ценности поощрения постепенно

уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители

(картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный

заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок,

звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение. Методы

наказания также имеют практически действенный характер, так

как словесное порицание, тем более в резкой форме,

категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного

опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия,

социального поведения, не умеющий регулировать и

контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции,

поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им

осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не

может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него

требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют

необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают

неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой,

сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо»,

«некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это»,

«я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное

ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или

устранению последствий негативного поступка. По мере развития

ребенка становятся возможными и словесные формы наказания:

словесное порицание, выговор. Применение метода наказания

эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что

совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и

не причиняет ему физической боли; если наказание применяется

нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Педагог,

воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с

ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого

правила являются только те ситуации, в которых действия

ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно

громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является

для ребенка сигналом опасности, предостережения. В

подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных

результатов, все большее место занимают информационные и

стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на

интеллектуальные и речевые возможности воспитанников

(беседы, встречи, консультирование, привлечение средств

искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание,

осуждение и пр.)



В раздел образования