Автор: Татьяна Михайловна Палагина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОШИ 1
Населённый пункт: БИЙСК
Наименование материала: Статья
Тема: Формы, методы и методики применяемые для обучения детей с овз
Раздел: среднее образование
Формы, методы и методики применяемые для обучения
детей с овз
Метод обучения
– это способ педагогического воздействия,
который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой
целостную структуру. Методика обучения представляет собой
совокупность определенного содержания и методов
(педагогическая технология).
Методы обучения можно рассматривать с разных позиций.
Существует несколько классификаций методов обучения:
Для специальной педагогики особое значение имеет
классификация методов с учетом целостного подхода к процессу
обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три
группы методов. I группа – методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов
включает в себя: -словесные, наглядные и практические
(передача и восприятие учебной информации – источник знаний);
-индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); -
репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); -
самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II
группа – методы стимулирования и контроля. III группа – методы
контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация
методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу
классификации автор взял виды деятельности учителя и
учащихся. Им выделены следующие методы обучения: -
коммуникативный; -познавательный; -преобразовательный; -
систематизирующий; -контрольный Недостатки развития
познавательной деятельности учащихся специальных
образовательных учреждений (особенно мышления и речи,
сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют
использовать какую-то классификацию или подходы полностью.
В системе коррекционного обучения широко используются
словесные, наглядные, практические методы обучения.
Возможности их использования достаточно подробно с позиций
коррекционной дидактики раскрыли А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев,
И.Г.Еременко и др. Особенности применения наглядных,
словесных, практических методов в работе с проблемными
детьми. По способу передачи информации выделяют три группы
методов: 1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение
и демонстрация. Наблюдение – это целенаправленное
восприятие объекта или явления, оно специально планируется
педагогом. Может быть кратковременное или длительное,
постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или
действия. Существуют наглядные средства, для демонстрации
такие, как: — средства предметной наглядности (реальные
предметы или их копии); — средства образной наглядности
(иллюстрации, слайды, фильмы); — условно-символические
средства (формулы, символы, схемы) В работе с проблемными
детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно
на начальных этапах работы. При их применении следует
помнить такие особенности детей, как: замедленный темп
восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность
восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в
реалистическом стиле. В коррекционной работе с проблемными
детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной
основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы
чувств.
2. Словесные методы. Рассказ – это монолог педагога,
содержащий учебную информацию. Беседа – это диалог
учителя и ученика. Объяснение – это комментарий, в котором
раскрываются скрытые от непосредственного восприятия
существенные признаки, связи, отношения. Рассказ должен быть
лаконичным, четким, изложение материала требует
эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко
формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в
восприятии и переработке вербальной информации, у
большинства из них страдает речевое развитие, поэтому
словесные методы следует сочетать с применением наглядных и
практических.
3. Практические методы. — упражнения (устные и письменные);
— продуктивная деятельность; — опытно-экспериментальная
деятельность. — элементы программированного обучения.
Наглядные и практические методы широко используются в
практике специального образования. Особое значение они имеют
для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с
нарушениями слуха специально предусматривается предметно-
практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы
обучения используются специальной педагогикой особым
образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание
методов и приемов, более других отвечающих особым
образовательным потребностям ученика и
специфике коррекционно-педагогической работы с ним.
В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух,
зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся
значительно сужены возможности полноценного восприятия
слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной
информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в
умственном развитии также не дают возможности полноценного
осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение
поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно
передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать
учебную информацию в доступном для обучающихся виде,
опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы
организма. Как уже отмечалось, на начальных этапах
обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее
практические и наглядные методы, формирующие
сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем
мире. Методы словесной передачи учебной информации
выступают как дополнительные. На последующих этапах
обучения словесные методы выдвигаются на первый план. Одной
их общих особенностей интеллектуального развития детей с
последствиями раннего органического поражения ЦНС является
преобладание наглядных видов мышления. Формирование
словесно-логического мышления затруднено, что, в свою
очередь, значительно ограничивает возможности использования
в образовательном процессе логических и гностических методов,
в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от
частного к общему), а также методам объяснительно-
иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым. Для
ряда категорий детей с особыми образовательными
потребностями метод работы с учебником также имеет
определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и
интеллектуального развития обучающихся в начальных классах
объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как
для полноценного усвоения материала детям необходима
собственная предметно-практическая деятельность,
подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими
образами изучаемого материала.
Характерными для всех категорий проблемных детей являются
замедленность восприятия, существенная зависимость от
прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия
деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности
в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно
точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при
реализации наглядных методов обучения, педагог не только
демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен
организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей
способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и
закреплять свой практический опыт в слове. Разновидностью
практического метода обучения является
использование дидактических игр и занимательных упражнений.
Они же выступают как метод стимуляции и активизации
познавательной деятельности детей. Использование игры в
качестве способа обучения детей с ограниченными
возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток
жизненного и практического опыта, недостаточность психических
функций, значимых для развития воображения, фантазии,
речевого оформления игры,интеллектуальные
нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре,
а затем постепенного включения игры как метода обучения в
коррекционно-образовательный процесс.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда
используется сложное сочетание нескольких методов и приемов
работы в целях достижения максимального коррекционно-
педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их
адекватность той или иной педагогической ситуации и
определяют специфику процесса специального образования. В
специальной педагогике процесс воспитания проходит в
осложненных условиях: необходимо не только решать
общепринятые в системе образования воспитательные задачи,
но иобеспечивать удовлетворение особых потребностей в
воспитании применительно к каждой категории лиц с
отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по
причине первичного или последующих отклонений в развитии
социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и
иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется
предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития
данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка,
детей в классе или группе.
Как и методы обучения, методы воспитания детей с
отклонениями в развитии имеют специфику в применении. Метод
приучения и упражнения используется при формировании
устойчивых навыков социального поведения, санитарно-
гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков
самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные
методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в
сочетании с различными информационными методами.
Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит
как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных
возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную
значимость имеют методы, которые позволяют опираться на
визуальную информацию, сопровождаемую комментариями,
разъяснениями педагога, а также эффективно использовать
примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть,
что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с
отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения,
привычки педагога, воспитателя являются долгое время
образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и
неоспоримым.
Побудительно-оценочные методы {поощрение, наказание) также
реализуются в практически-действенном варианте,
сопровождаемом доступным для ребенка словесным
поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным.
Причем степень материальной ценности поощрения постепенно
уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители
(картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный
заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок,
звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение. Методы
наказания также имеют практически действенный характер, так
как словесное порицание, тем более в резкой форме,
категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного
опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия,
социального поведения, не умеющий регулировать и
контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции,
поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им
осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не
может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него
требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют
необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают
неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой,
сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо»,
«некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это»,
«я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное
ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или
устранению последствий негативного поступка. По мере развития
ребенка становятся возможными и словесные формы наказания:
словесное порицание, выговор. Применение метода наказания
эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что
совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и
не причиняет ему физической боли; если наказание применяется
нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Педагог,
воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с
ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого
правила являются только те ситуации, в которых действия
ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно
громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является
для ребенка сигналом опасности, предостережения. В
подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных
результатов, все большее место занимают информационные и
стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на
интеллектуальные и речевые возможности воспитанников
(беседы, встречи, консультирование, привлечение средств
искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание,
осуждение и пр.)