Автор: Шиповская Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №366
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование системы здоровьесбережения в образовательном процессе детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Использование системы здоровьесбережения в образовательном процессе детского сада.
Для использования системы здоровьесбережения в старшей группе группе №2 МОУ
детский сад №366 создана здоровьесберегающая среда, которая включает в себя
физкультурный уголок. В нём есть пособия, атрибуты для упражнений в ходьбе и беге,
скакалки, кубики и флажки для выполнения общеразвивающих упражнений, кегли,
кольцебросы, бамбинтон, флажки, ленточки, мешочки с песком для метания, различные
тренажёры, сделанные своими руками. Также имеется пособие «гусеница», деревянный
тренажёр - для профилактики плоскостопия; тренажёр для дыхания «Бабочки»,
зрительный тренажёр «Лабиринт», дорожка здоровья. Все атрибуты подобраны с учётом
данной возрастно группы, эстетично оформлены и находятся в доступном для детей
месте.
Созданы условия для проведения гигиенических процедур- ведь это важное условие
здорового образа жизни.
Регулярно проводится утренняя гимнастика, соблюдаем дозировку общеразвивающих
упражнений и длительность зарядки. В первую часть зарядки включаются упражнения
коррегирующей гимнастики.
Три раза в неделю проводятся физкультурные занятие( одно из них на свежем воздухе).
Нагрузка на занятиях соответствует возрастной норме, упражнения и задания
подбираются с учётом возможностей воспитанников; в физкультурном зале регулярно
проводится проветривание в соответствии с графиком. На всех занятиях отрабатывается
техника выполнения упражнений( прыжки в длину, бросок предметов на дальность,
ходьба приставным шагом по скамейке).В ходе выполнения общеразвивающих
упражнений предлагаются упражнения на развитие всех групп мышц .Применяю
упражнения психогимнастики- с целью развития основных психических процессов,
снятия напряжённости, повышения уровня коммуникативности, эмоциональности.
Осуществляется контроль за дыханием воспитанников, включаю упражнения на
восстановление дыхания.
В комплекс закаливающих мероприятий в группе включается: соблюдение
температурного режима в течении дня, правильно организуется прогулку и соблюдается
её длительность; во время прогулки воспитатели следят, чтобы дети были одеты по
сезону, учитывают индивидуальное состояние здоровья детей; используются подвижные
игры на свежем воздухе, проводится индивидуальная работа по отработке основных
видов движений. В группе дети находятся в облегчённой одежде.
Проводится динамический час- это оздоровительно- игровой час, основным приёмом
организации которого является «игровой момент», используется игру, вводятся
дополнительные игровые персонажи: Незнайка, Буратино и тд, используются
художественное слово, учитывается оптимальная физическая нагрузка и эмоциональное
состояние детей.
Проводится такой же час и в физкультурном зале, где дети имеют возможность сами
выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра, то есть дети
могут почувствовать себя хозяевам в физкультурном зале, освоить его пространство.
Самостоятельное перемещение в физкультурном зале способствует снятию зажатости,
развитию уверенности в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему
делу.
На занятиях и между ними проводятся физминутки, в которых использую имитационные
движения- длительность которых 2-5 минут, по мере утомляемости детей; в качестве
профилактики утомления. использую релаксацию- организуются успокаивающие,
отвлекающие , снижающие напряжение упражнения в группе.
Параллельно с физкультурно-оздоровительным развитием идёт обучение детей основам
культуры здоровья. Проводятся дидактические игры о здоровье( например «Еда для
здоровяков и еда для хлюпиков»), дыхательная гимнастика, смехотерапия( используется
юмор), упражнения для язычка( артикуляционная гимнастика)
Проводятся спортивно- игровые упражнения; используется ароматерапия( чем пахнет
мыло).
Воспитатели следят, чтобы дети не пили сырую воду, не обливались.
Летом дети спят при открытом окне, ходят босиком по участку.
После сна проводится бодрящая гимнастика пробуждения, после которой дети босиком
идут по дорожке здоровья до своей одежды, осуществляется воздушное закаливание-
переход из тёплой спальни в более прохладное помещение- группу.
Проводятся упражнения на профилактику плоскостопия, формирование правильной
осанки; используется фитотерапия(лук).
Регулярно( один раз в месяц) проводятся спортивные развлечения( их тема соответствует
текущей тематической неделе)
Проводятся различные консультации с родителями по пропаганде здорового образа
жизни.