Автор: Лукманова Светлана Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: город Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий внеклассного мероприятия. «Язык мой – друг мой».
Раздел: среднее образование
Сценарий внеклассного мероприятия.
«Язык мой – друг мой».
Цель: прививать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное
время, способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к русскому слову.
Задачи:
образовательная:
повышать познавательный интерес к предмету "Русский язык";
развивающая:
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательная: прививать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной
задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;
чувства прекрасного и эстетического;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
подготовки
выступления
с
использованием учебной литературы;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Сценарий мероприятия.
Сценка.
За партой сидит школьница, внимательно читает учебник русского
языка. К ней подбегает одноклассник:
Ученик1: - Привет! Чем занимаешься?
Ученица: - Русский язык учу.
Ученик1: - Да чего там учить? (говорит пренебрежительно). Я вот могу
говорить, читать, писать на русском языке и считаю, что мне этого хватит.
Ученица: - Ты не прав. Посмотри вокруг, и ты увидишь много
удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон,
автомашины, корабли, самолеты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое,
что создало человечество, - это язык. Говорить умеют все люди на Земле.
Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача –
помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе.
(На сцену выходят ведущие). Композиция.
Ведущий 1: Язык, на котором мы говорим, красив и богат, могуч и
прекрасен. Вот что говорили о нем русские писатели:
«С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох
морского гравия». Это слова К. Паустовского.
«Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной», - П.А.Вяземский.
Ведущий 2: Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и
образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель
А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить
кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Изучение русского языка
поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные
слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» (М.Горький).
Ведущий 1(обращаясь к ученику): - Слышал ли ты легенду об
Эзоповом языке?
Ученик1: - Нет. А кто такой Эзоп?
Ведущий 2: - Эзоп жил в Древней Греции и был рабом философа
Ксанфа. Однажды произошло событие, которое вошло в историю как легенда
об Эзоповом языке.
(Ребята остаются на сцене и смотрят сценку).
Сценка. Легенда об Эзопе.
Ксанф: - Эзоп, сегодня будут гости. Ты должен приготовить самые
лучшие блюда.
Эзоп: - Да, мой господин.
Ведущий: - Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф: - Почему ты подаешь только языки?
Эзоп: - Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть
лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура
народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при
помощи языка люди могут объясняться в любви, поэтому нужно думать, что
нет иичего лучше языка.
Ведущий: - Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его
гостям. А через несколько дней у Ксанфа опять собрались гости.
Ксанф: - Сегодня для гостей ты должен приготовить самые худшие
блюда.
Ведущий: - Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.
Ксанф: - Ты же говорил, что язык - лучшее, что есть на свете.
Эзоп: - Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже
языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга.
Посредством
языка
можно
лицемерить,
лгать,
обманывать,
хитрить,
ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он
приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в
нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь
хуже языка?
Ведущий 1: - Вот какая сила заключена в языке.
Ведущий 2: - Следующая сценка тоже демонстрирует воможности
языка.
Сценка. Многозначность.
Ученица: - А у меня дома овсянка.
Ученик: - Подумаешь – у меня дома тоже овсянка.
Ученица:- Люблю я овсянку!
Ученик: - И я люблю!
Ученица: - Она желтая, красивая такая!
Ученик: - И вкусная, особенно с молоком!
Ученица: - Как это вкусная? Как это с молоком?
Ученик: - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
Ученица: - Да ты про что говоришь?!
Ученик: - Как это – про что? Про овсянку!
Ученица: - Про какую овсянку?
Ученик: - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Ученица: - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и
песни пела.
Ученик: - Как песни пела? Каша ?
Ученица: - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов- сян- ка! Не
слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!
Ученик: - Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
(На сцену выходят ведущие и незадачливый ученик1).
Ведущий 1: - Перед нами типичный случай многозначности слова,
который заставил ребят поволноваться, прежде чем они поняли друг друга.
Ведущий 2: - А сколько синонимов к слову «много» ты знаешь?
Попробуй перечислить.
Ученик1:
-
Обильно,
видимо-невидимо,
по
горло,
полон
рот,
множество, бездна, воз, ворох. Э – э…
Ведущий 1: - Вот видишь, ты перечислил всего восемь слов, а их сорок
пять. Ведь русский язык настолько богат и разнообразен, что для каждого
слова можно подобрать не менее пяти слов синонимов и антонимов.
Ведущий 2: - Богатство языка передает многообразие и красоту
жизни. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие
науки, техники, искусства.
Ведущие 1, 2 (по очереди): - Язык имеет следующие функции:
- 1)коммуникативную (средство человеческого общения );
- 2)познавательную ( средство получения знаний о действительности);
- 3)конструктивную (формирование мышления индивида и общества);
- 4)аккумулятивную (сохранение и передача знаний);
- 5)побудительную (функция воздействия);
-6)эстетическую (сфера творчества).
Все участники:
- Язык – это ключ к пониманию,
- Язык – это основа мышления,
- Следовательно, язык – это король всех наук.
Ведущий 1: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Ведущий 2: Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ведущий 1: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт
Ведущий 2: Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный!
И. Гришашвили
Использованная литература:
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва «Просвещение», 1988г.