Напоминание

Сценарий внеклассного мероприятия. «Язык мой – друг мой».


Автор: Лукманова Светлана Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: город Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий внеклассного мероприятия. «Язык мой – друг мой».
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий внеклассного мероприятия.

«Язык мой – друг мой».

Цель: прививать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное

время, способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к русскому слову.

Задачи:

образовательная:

повышать познавательный интерес к предмету "Русский язык";

развивающая:

способствовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия, т.е.:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной

задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;

чувства прекрасного и эстетического;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и

учета характера сделанных ошибок;

познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

подготовки

выступления

с

использованием учебной литературы;

строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а

что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

Сценарий мероприятия.

Сценка.

За партой сидит школьница, внимательно читает учебник русского

языка. К ней подбегает одноклассник:

Ученик1: - Привет! Чем занимаешься?

Ученица: - Русский язык учу.

Ученик1: - Да чего там учить? (говорит пренебрежительно). Я вот могу

говорить, читать, писать на русском языке и считаю, что мне этого хватит.

Ученица: - Ты не прав. Посмотри вокруг, и ты увидишь много

удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон,

автомашины, корабли, самолеты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое,

что создало человечество, - это язык. Говорить умеют все люди на Земле.

Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача –

помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе.

(На сцену выходят ведущие). Композиция.

Ведущий 1: Язык, на котором мы говорим, красив и богат, могуч и

прекрасен. Вот что говорили о нем русские писатели:

«С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.

Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох

морского гравия». Это слова К. Паустовского.

«Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной», - П.А.Вяземский.

Ведущий 2: Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и

образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель

А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить

кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Изучение русского языка

поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные

слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»,

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» (М.Горький).

Ведущий 1(обращаясь к ученику): - Слышал ли ты легенду об

Эзоповом языке?

Ученик1: - Нет. А кто такой Эзоп?

Ведущий 2: - Эзоп жил в Древней Греции и был рабом философа

Ксанфа. Однажды произошло событие, которое вошло в историю как легенда

об Эзоповом языке.

(Ребята остаются на сцене и смотрят сценку).

Сценка. Легенда об Эзопе.

Ксанф: - Эзоп, сегодня будут гости. Ты должен приготовить самые

лучшие блюда.

Эзоп: - Да, мой господин.

Ведущий: - Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф: - Почему ты подаешь только языки?

Эзоп: - Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть

лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура

народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при

помощи языка люди могут объясняться в любви, поэтому нужно думать, что

нет иичего лучше языка.

Ведущий: - Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его

гостям. А через несколько дней у Ксанфа опять собрались гости.

Ксанф: - Сегодня для гостей ты должен приготовить самые худшие

блюда.

Ведущий: - Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

Ксанф: - Ты же говорил, что язык - лучшее, что есть на свете.

Эзоп: - Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже

языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга.

Посредством

языка

можно

лицемерить,

лгать,

обманывать,

хитрить,

ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он

приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в

нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь

хуже языка?

Ведущий 1: - Вот какая сила заключена в языке.

Ведущий 2: - Следующая сценка тоже демонстрирует воможности

языка.

Сценка. Многозначность.

Ученица: - А у меня дома овсянка.

Ученик: - Подумаешь – у меня дома тоже овсянка.

Ученица:- Люблю я овсянку!

Ученик: - И я люблю!

Ученица: - Она желтая, красивая такая!

Ученик: - И вкусная, особенно с молоком!

Ученица: - Как это вкусная? Как это с молоком?

Ученик: - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

Ученица: - Да ты про что говоришь?!

Ученик: - Как это – про что? Про овсянку!

Ученица: - Про какую овсянку?

Ученик: - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Ученица: - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и

песни пела.

Ученик: - Как песни пела? Каша ?

Ученица: - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов- сян- ка! Не

слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!

Ученик: - Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

(На сцену выходят ведущие и незадачливый ученик1).

Ведущий 1: - Перед нами типичный случай многозначности слова,

который заставил ребят поволноваться, прежде чем они поняли друг друга.

Ведущий 2: - А сколько синонимов к слову «много» ты знаешь?

Попробуй перечислить.

Ученик1:

-

Обильно,

видимо-невидимо,

по

горло,

полон

рот,

множество, бездна, воз, ворох. Э – э…

Ведущий 1: - Вот видишь, ты перечислил всего восемь слов, а их сорок

пять. Ведь русский язык настолько богат и разнообразен, что для каждого

слова можно подобрать не менее пяти слов синонимов и антонимов.

Ведущий 2: - Богатство языка передает многообразие и красоту

жизни. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие

науки, техники, искусства.

Ведущие 1, 2 (по очереди): - Язык имеет следующие функции:

- 1)коммуникативную (средство человеческого общения );

- 2)познавательную ( средство получения знаний о действительности);

- 3)конструктивную (формирование мышления индивида и общества);

- 4)аккумулятивную (сохранение и передача знаний);

- 5)побудительную (функция воздействия);

-6)эстетическую (сфера творчества).

Все участники:

- Язык – это ключ к пониманию,

- Язык – это основа мышления,

- Следовательно, язык – это король всех наук.

Ведущий 1: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Ведущий 2: Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Ведущий 1: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла, узбекский поэт

Ведущий 2: Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком…

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный!

И. Гришашвили

Использованная литература:

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва «Просвещение», 1988г.



В раздел образования